Исполнительное Производство
Глава 11. Общие положения исполнительного производства
§ 1. Понятие исполнительного производства и его значение.
§ 2. Суд и органы принудительного исполнения в исполнительном производстве.
§ 3. Стороны в исполнительном производстве, их процессуальные права и обязанности.
§ 4. Защита прав взыскателя, должника и других лиц в исполнительном производстве.
§ 5. Основания исполнения. Виды исполнительных документов.
§ 6. Сроки в исполнительном производстве.
§ 1. Понятие исполнительного производства и его значение
Со вступлением постановлений суда в законную силу заканчиваются стадии гражданского процесса, которые снимают неопределенность или спорность субъективных прав и обязанностей или юридических фактов. Защищенные судом права и охраняемые интересы, как правило, требуют их последующей реализации. Юридически эта возможность обеспечивается такими свойствами судебных постановлений, как их обязательность и исполнимость. В соответствии со ст. 24 ГПК вступившие в законную силу судебные постановления обязательны для всех граждан, должностных лиц, а также юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории Республики Беларусь.
Для обеспечения гарантий на судебную защиту гражданское процессуальное законодательство регламентирует как порядок рассмотрения и разрешения судами подведомственных им гражданских дел, так и порядок исполнения постановлений судов по гражданским делам (ст. 3 ГПК). Одновременно эти правила распространяются на исполнение постановлений судов по уголовным делам и постановлений судов, управомоченных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях в части имущественных взысканий, решений иностранных судов, третейских судов, а также юрисдикционных актов ряда иных органов.
Функция по принудительному исполнению осуществляется судом, а меры по непосредственному принуждению к исполнению – состоящими при районных (городских) судах судебными исполнителями. Это, а также разнообразие подлежащих исполнению по правилам ГПК актов по защите права, их разноотраслевая принадлежность позволяли и ранее ученым ставить вопрос о наличии признаков комплексной отрасли законодательства и права, т.е. исполнительного права 1. В настоящее время в Российской Федерации после принятия Федеральных законов «Об исполнительном производстве», «О судебных приставах» установлена единая система органов принудительного исполнения, отделенных организационно от судов. Однако даже применительно к этому опыту правового регулирования лишь отдельными авторами утверждается положение о формировании новой отрасли права – гражданского исполнительного права2.
Исполнение решений судов и всех других юрисдикционных актов по защите гражданских и иных прав до 1998 г. регулировалось в Республике Беларусь как заключительная стадия гражданского процесса. Начиная с 1998 г. произошло разграничение компетенций общих и хозяйственных судов по исполнению судебных решений. Согласно ХПК (раздел IV) к компетенции хозяйственных судов и состоящей при них службе исполнителей отнесено исполнение судебных актов хозяйственных судов, решений третейских и иностранных судов и других актов по хозяйственным (экономическим) спорам. В исполнительном производстве в гражданском процессе сохранено регулирование порядка реализации как судебных, так и несудебных юрисдикционных актов, касающихся прав граждан. Таким образом, исполнительное производство как стадия гражданского процесса имеется и в хозяйственном процессе. Этим, а также функционированием службы судебных исполнителей при судах обеспечивается полнота и неделимость судебной власти при защите права.
Произошло существенное расширение пределов судебной власти в исполнительном производстве. ГПК 1964 г. обеспечивал реализацию только решений о присуждении. ГПК 1999 г. обеспечивает принудительное исполнение решений о присуждении, а также реализацию решений о признании и преобразовании.
Исполнительное производство в гражданском процессе представляет собой урегулированную ГПК деятельность суда и судебного исполнителя, а также других участников исполнительного производства по обеспечению и принудительному осуществлению предписаний, содержащихся в судебных постановлениях и иных актах, по защите права установленными законом способами. Исполнительное производство обычно завершает процесс судебной защиты права. Оно возникает в случаях отказа от добровольного исполнения судебных постановлений и иных актов по защите права. В последних случаях исполнительное производство завершает защиту права, осуществленную внесудебным органом. Оно имеет целью гарантировать реальную защиту подтвержденных судебным или иным актом правоприменения субъективных материальных прав и интересов.
Исполнительное производство является формой осуществления судебной юрисдикции и непосредственного государственного принуждения к лицам, обязанным по закону реализовать акты по защите права. При этом функцию юрисдикции осуществляет суд путем разрешения, как правило в судебном заседании, большинства вопросов права на принудительное исполнение: выдача исполнительного документа, подтверждающего его; проверка права на возбуждение производства; рассмотрение иных связанных с этим вопросов – об отложении, приостановлении, прекращении исполнительного производства, возвращении исполнительного документа взыскателю, а также жалоб на действия органа исполнения по применению мер принудительного исполнения.
Применение мер непосредственного принуждения возложено законом на судебных исполнителей, состоящих при районных (городских) судах и действующих под контролем судей. Наличие таких мер (наложение ареста на имущество, его реализация и т.д.), осуществление их специальным органом существенно отличает исполнительное производство от других стадий гражданского процесса. Однако лишь возможность принуждения и наличие компетентного властвующего субъекта по его применению в установленном порядке позволяют исполнительному производству выполнять роль заключительной стадии гражданского процесса. На этой стадии подтвержденные судом или иными юрисдикционными органами субъективные права и охраняемые законом интересы находят реальное осуществление. В этом главное значение исполнительного производства. В таком виде исполнительное производство как гарантия реализации юрисдикционных актов одновременно становится одним из проявлений права на судебную защиту.
Исполнительное производство имеет целью реализовать подтвержденные юрисдикционными актами права и интересы. В своем развитии проходит ряд стадий по рассмотрению дела:
1) возбуждение исполнительного производства;
2) подготовка к принудительному исполнению;
3) осуществление исполнения;
4) вынесение акта, завершающего исполнительное производство: об исполнении либо об отсутствии оснований или условий для исполнения в случаях возвращения исполнительного документа после исполнения либо без исполнения (при прекращении исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю).
Обычно после возбуждения путем предъявления суду исполнительного документа ко взысканию исполнительное производство завершается добровольным или принудительным исполнением. Оно может временно прерываться (отложение, приостановление производства) и завершаться без исполнения, т.е. не достигнув цели. Таким образом, в исполнительном производстве применяются известные другим стадиям институты. Исполнительное производство отличает от них наличие специфических способов защиты по делу (обращение взыскания на имущество, меры по исполнению по неимущественным делам, по контролю за исполнением) и процедур их применения судебным исполнителем.
Исходя из назначения исполнительного производства в ст. 459 ГПК определены его задачи: обеспечение исполнения решений, определений и постановлений судов по гражданским и административным делам, приговоров, постановлений и определений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий, подлежащих исполнению других актов, контроль за добровольным исполнением, а в необходимых случаях их принудительное исполнение в целях охраны и защиты подтвержденных в установленном законом порядке прав граждан, юридических лиц и государства.
Выполнение задач в целом возложено на суд и состоящих при суде судебных исполнителей в соответствии с их компетенцией (ст. 460 и 475 ГПК). Обязанность содействовать исполнению законом возложена на ряд субъектов (банки, администрацию юридических лиц).
Основными участниками исполнительного производства являются стороны (взыскатель и должник), имеющие непосредственный интерес в исходе дела лица. В исполнительном производстве могут участвовать представители, прокурор, государственные органы, юридические лица и граждане, от собственного имени защищающие права других лиц.
Правовое положение участников исполнительного производства определяется как общими правилами ГПК (раздел III–V), так и специальными нормами раздела IХ – Исполнительное производство. Участниками, не имеющими юридической заинтересованности в исходе дела, являются эксперты, специалисты, переводчики, понятые, хранители арестованного или спорного имущества. Их правовое положение определено общими правилами ГПК. Иными субъектами, вступающими в правоотношения на стадии исполнения, являются лица, обязанные в силу закона содействовать исполнению (см. § 2).
Основным источником регулирования исполнительного производства является ГПК. Вместе с тем в части регулирования порядка совершения исполнительных действий, особенностей делопроизводства действует с 1 января 2005 г. Инструкция по исполнительному производству, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 декабря 2004 г. № 40 1.
§ 2. Суд и органы принудительного исполнения в исполнительном производстве
Выполнение задач исполнительного производства, как и в целом задач гражданского судопроизводства, возлагается на суд. В связи с этим к компетенции суда относится разрешение вопросов, имеющих существенное значение и влияющих на развитие исполнительного производства. Часть вопросов рассматривается судами, разрешившими дело, а большинство – судом по месту исполнения.
Согласно ст. 22 Закона Республики Беларусь от 13 января 1995 г. «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»1 в районном (городском) суде имеются судьи по административным делам и исполнительному производству. Однако ни законодательство о судоустройстве, ни ГПК не закрепляют их исключительную компетенцию по совершению процессуальных действий в исполнительном производстве. Эти вопросы разрешаются всеми судьями единолично по поручению председателя суда. Кодекс Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. «О судоустройстве и статусе судей» 2, который вступает в силу 13 января 2007 г., не устанавливает статуса судей по административным делам и исполнительному производству.
Первичным действием, направленным на обеспечение исполнения, является право и обязанность суда выдать исполнительный документ (исполнительный лист либо определение о судебном приказе). Это право принадлежит суду, разрешившему дело (ст. 463 ГПК), и дополняется правом направить исполнительный документ для исполнения по просьбе взыскателя, а в предусмотренных ГПК случаях – и по своей инициативе. Эти же суды выдают дубликат исполнительного листа (ст. 465 ГПК).
Согласно ст. 460 ГПК право выдачи исполнительного документа принадлежит также организациям и должностным лицам, осуществляющим защиту права, например комиссиям по трудовым спорам (ст. 249 ТК).
Суд в судебном заседании восстанавливает (если иное не установлено законом) пропущенные сроки на предъявление исполнительных документов (ст. 471 ГПК), осуществляет поворот исполнения (ст. 472 ГПК), разрешает заявления сторон, других лиц, представления судебного исполнителя по вопросам материального и процессуального права, возникающим в исполнительном производстве (ст. 460 ГПК). Это прежде всего заявления об отсрочке и рассрочке исполнения, а также о приостановлении и прекращении исполнительного производства, возвращении исполнительного документа взыскателю (ст. 494 ГПК), о розыске должника (ст. 487 ГПК), жалобы сторон и протесты прокурора на действия судебного исполнителя (ст. 479 ГПК). Суд налагает также судебные штрафы за неисполнение решения (ст. 537 ГПК), требований судебного исполнителя (ст. 527 ГПК).
Судья вне судебного заседания проверяет правильность оформления исполнительных документов, наличие права на принудительное исполнение, соблюдение порядка его осуществления, отказывает в возбуждении исполнительного производства (ст. 484 ГПК), вправе отложить своим определением исполнительные действия (ст. 488 ГПК).
Кроме того, в силу ст. 495 ГПК контроль за правильным и своевременным исполнением исполнительных документов возложен на судей. Предусмотренные законом действия по принудительному исполнению под контролем судьи осуществляются судебным исполнителем.
В соответствии с законодательством о судоустройстве и Положением о Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров от 31 октября 2001 г. № 1602 1, назначение и освобождение от должности старших судебных исполнителей и судебных исполнителей осуществляется Министром юстиции по представлению начальника управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета Советов депутатов. Права и обязанности судебных исполнителей и в целом их статус как органа принудительного исполнения определяются ГПК. Однако организацию деятельности судебных исполнителей обеспечивают органы юстиции и председатели судов.
Судебный исполнитель как обязательный субъект гражданских процессуальных отношений наделен правоприменительной властью.
Согласно п. 3 Инструкции по исполнительному производству судебным исполнителем может быть гражданин Республики Беларусь, достигший восемнадцатилетнего возраста, имеющий среднее специальное юридическое образование либо высшее юридическое образование, способный по своим деловым и личным качествам, а также состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Он является государственным служащим, подлежащим обязательному государственному страхованию. Согласно ст. 476 ГПК при осуществлении обязанности по исполнению он является представителем власти. Требования судебного исполнителя по исполнению исполнительных документов обязательны для всех граждан, должностных лиц, а также юридических лиц на всей территории Республики Беларусь.
Судебный исполнитель не может участвовать в исполнении и подлежит отводу, если он лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо является родственником одной из сторон или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности (ч. 1 ст. 477 ГПК). Вопрос об отводе решается судьей. Инициатива в отводе судебного исполнителя может исходить от него (самоотвод) или от юридически заинтересованных в исходе дела участников исполнительного производства (взыскателя, должника, их представителей, прокурора). Ходатайство об отводе рассматривается в судебном заседании. Определение судьи об отказе в отводе может быть обжаловано или опротестовано.
В случае отвода судебного исполнителя исполнительный документ передается другому судебному исполнителю того же суда или направляется в другой суд (ч. 2 ст. 477 ГПК). Направление исполнительного документа в другой суд осуществляется, как правило, при отсутствии других судебных исполнителей либо при наличии оснований для отвода и других судебных исполнителей.
К компетенции судебных исполнителей согласно ст. 475 ГПК относятся вопросы: возбуждения исполнительного производства, контроль за добровольным исполнением, принудительное исполнение, возвращение исполнительного документа взыскателю, определение расходов по исполнению, принятие мер по установлению местонахождения должника и иные действия.
Ряд действий в исполнительном производстве судебный исполнитель совершает после проверки правовых оснований судьей. Это относится прежде всего к возбуждению исполнительного производства и отражению этого факта в исполнительном документе (ч. 2 ст. 484 ГПК), возврату исполнительного документа на стадии возбуждения (ч. 5 ст. 484 ГПК).
Судебный исполнитель совершает самостоятельно:
® вызов должника в суд для ознакомления его с исполнительными документами и предложения ему добровольно исполнить обязанность;
® наложение ареста на имущество или денежные суммы, принадлежащие должнику или находящиеся у него или других лиц;
® осмотр помещений и хранилищ должника;
® действия по организации в установленном законом порядке продажи описанного или изъятого имущества;
® получение от сторон и иных лиц устной и письменной информации, необходимой для исполнения (ст. 485 ГПК);
® отложение исполнительных действий по заявлениям сторон или по собственной инициативе (ст. 488 ГПК).
Кроме того, судебный исполнитель:
® вправе в случае оказания ему сопротивления составить об этом акт и представить его суду для привлечения виновных к ответственности (ч. 3 ст. 476 ГПК);
® составляет акты о наличии оснований к возвращению исполнительного документа взыскателю (ст. 493 ГПК);
® входит с представлением в суд для применения к лицам, не выполнившим требования судебного исполнителя или решения суда, мер процессуальной ответственности в установленных законом случаях (ст. 527, 537, 540 ГПК);
® составляет протоколы об административных правонарушениях, связанных с исполнением решений (ст. 2341КОАП);
® составляет и представляет на утверждение суда расчет распределения долей между взыскателями (ст. 536 ГПК);
® составляет акты об исполнении, например о выселении, вселении (ст. 539 ГПК).
В отношении отдельных случаев согласно Налоговому кодексу 1при взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей сохранен статус органа принудительного исполнения за налоговыми и приравненными к ним органами. Они обеспечивают исполнение лишь заявлений о взыскании с граждан налогов и сборов в доход государства и вправе с санкции прокурора наложить арест на имущество, но не по правилам ГПК, а в установленном ст. 54 Налогового кодекса порядке.
Управление деятельностью по организации учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного, конфискованного или обращенного в доход государства иным способом, осуществляется Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. № 660 1. Непосредственная деятельность с таким имуществом осуществляется комиссиями по работе с имуществом, направленным в доход государства. Согласно Положению «О совершенствовании работы с направленным в доход государства имуществом», утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 5 января 2001 г. № 5 2, эти комиссии создаются при облисполкомах и Минском горисполкоме.
От органов принудительного исполнения следует отличать лиц, на которых закон возлагает обязанность содействовать исполнению (банки, иные финансовые организации, обязанные списать денежные средства, администрация юридических лиц, обязанная осуществлять удержания из заработной платы и приравненных доходов должника). Эти субъекты не обладают властными полномочиями по применению принудительных мер по исполнению. За неисполнение возложенных на них законом обязанностей они могут привлекаться к процессуальной ответственности.
§ 3. Стороны в исполнительном производстве, их процессуальные права и обязанности
Сторонами в исполнительном производстве являются взыскатель и должник. Согласно ст. 478 ГПК взыскатель – лицо, в пользу которого производится исполнение, должник – обязанная сторона.
Взыскателями становятся граждане, юридические лица, государство, в пользу которых вынесен юрисдикционный акт, требующий исполнения, должником – граждане, юридические лица, государственные органы, обязанные по юрисдикционному акту совершить определенные действия в пользу взыскателя. Состав сторон, в том числе их множественность в виде соучастия, определяется резолютивной частью юрисдикционного акта. Наименование и статус взыскателя и должника эти лица получают в исполнительном производстве. Лишь для взыскателя и должника в приказном производстве их наименование переходит в исполнительное производство.
Обычно взыскателями и должниками становятся непосредственно заинтересованные в исходе дела лица (истец, ответчик, третьи лица, заявители, государственные органы – должностные лица). При этом взыскателем становятся те, в пользу которых вынесено судебное решение. ГПК допускает установление судом обязанностей, подлежащих принудительному исполнению, и в отношении других участников процесса и иных субъектов, например при наложении судебных штрафов, взыскании судебных расходов. В этих случаях они становятся должниками в исполнительном производстве.
ГПК наделяет стороны в исполнительном производстве необходимым объемом прав и обязанностей, позволяющим им защищать свои интересы, а суду и судебному исполнителю – осуществлять принудительное исполнение.
Согласно ч. 4 ст. 54 ГПК взыскатель и должник в исполнительном производстве пользуются правами и обязанностями, установленными разделами III–V ГПК, в части, не противоречащей сущности исполнительного производства.
Согласно ст. 56 ГПК взыскатель и должник при обращении к суду и рассмотрении вопросов в судебных заседаниях пользуются правами подать заявления, знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии представленных документов, требовать их удостоверения, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, давать устные и письменные объяснения суду, представлять свои доводы и соображения, возражать против доводов и соображений других лиц, обжаловать определения суда, а также совершать иные процессуальные действия, предусмотренные ГПК.
Стороны согласно ст. 70 ГПК вправе вести свои дела в исполнительном производстве лично или через представителей, либо совместно с представителем. При этом согласно ст. 76 и 79 ГПК права договорного представителя на отказ от взыскания, мировое соглашение на заявление ходатайствовать об отсрочке и рассрочке исполнения, изменение способа и порядка его исполнения, обжалование судебных постановлений, предъявление исполнительного документа ко взысканию, получение присужденного имущества, в том числе денег, должны быть специально оговорены в доверенности или устном заявлении в суде.
Взыскатель и должник как лица, непосредственно заинтересованные в исходе дела, вправе свободно распоряжаться своими правами (ст. 18 ГПК). Однако процессуальные формы распорядительных действий сторон исполнительного производства, кроме мирового соглашения и условий их принятия судом (ч. 1 ст. 61 ГПК), установлены в разделе IX ГПК.
Взыскатель имеет право требовать выдачи исполнительного листа и предъявлять его ко взысканию в пределах установленного законом срока. При наличии условий, предусмотренных ст. 464 ГПК, он вправе просить суд о выдаче нескольких исполнительных листов, а при утрате исполнительного листа – о выдаче дубликата (ст. 465 ГПК); может просить суд о восстановлении пропущенного срока на предъявление исполнительного документа к исполнению (ст. 471 ГПК). После возбуждения исполнительного производства взыскатель вправе требовать принудительного исполнения (ст. 478 ГПК).
Осуществляя распорядительные действия, взыскатель вправе отказаться от взыскания (п. 1 ст. 492 ГПК), просить о возвращении исполнительного документа, по которому взыскание не производилось или было произведено не полностью (п. 1 ст. 493 ГПК).
Должник в исполнительном производстве вправе добровольно исполнить решение, а также требовать предоставления срока для добровольного исполнения (ст. 467 ГПК), просить суд об отсрочке, рассрочке исполнения.
До изъятия или реализации имущества должник вправе сам под контролем судебного исполнителя реализовать арестованное имущество (ч. 8 ст. 510 ГПК). Он вправе заявить судебному исполнителю, на какие предметы взыскание должно быть обращено в первую очередь (ч. 4 ст. 504 ГПК).
Взыскатель и должник вправе заключить мировое соглашение, которое подлежит утверждению судом (ст. 492 ГПК).
Стороны в исполнительном производстве вправе заявлять отвод судебному исполнителю (ст. 477 ГПК), присутствовать при совершении судебным исполнителем исполнительных действий, получать от него справки, связанные с исполнением (ст. 478 ГПК), заявлять ходатайства об отложении исполнительных действий, о приостановлении исполнительного производства, пользоваться другими правами, предусмотренными ГПК.
Гарантией права сторон на судебную защиту в исполнительном производстве является их право на обжалование действий судебного исполнителя в суд, при котором он состоит. Сторонам принадлежит также право на подачу частных жалоб на определения судей по разрешению вопросов, связанных с осуществлением исполнительного производства (ст. 463, 465, 471, 479, 484, 486, 487, 488, 494, 527, 529, 536, 537 ГПК).
Стороны в исполнительном производстве согласно ч. 2 ст. 56 ГПК обязаны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами.
Основная обязанность должника – добровольно в установленные законом, судом или судебным исполнителем сроки исполнить решение. За неисполнение этой обязанности ГПК устанавливает санкции – возможность применения мер принудительного характера: обращение взыскания на имущество и денежные суммы должника за неисполнение обязанностей о передаче денег, судебные штрафы за неисполнение обязанностей неимущественного характера или нереализацию судебных постановлений, обязательных для государственных органов и должностных лиц, и др.
Дополнительно с должника при принудительном совершении действий по имущественным взысканиям по определению суда взыскивается денежная сумма в размере пяти процентов сумм, взысканных в пользу взыскателей, которая используется для вознаграждения судебных исполнителей и улучшения материально-технической базы судов (ч. 3 и 4 ст. 486 ГПК).
Стороны в исполнительном производстве могут нести судебные расходы лишь в виде указанных в ст. 116 ГПК издержек, связанных с рассмотрением дела. Часть этих расходов, связанных с исполнением решения (на хранение и перевозку имущества должника, на публикацию о продаже имущества с торгов, на оплату экспертов и специалистов, на оплату проезда судебного исполнителя к месту исполнения), взыскивается с должника в пользу государства независимо от взыскания с него имущества или денежных сумм по исполнительному документу (ч. 1 и 2 ст. 486 ГПК).
§ 4. Защита прав взыскателя, должника
и других лиц в исполнительном производстве
Органы исполнения судебных решений своими ошибочными действиями могут нарушать права и интересы сторон (взыскателя и должника), а также третьих лиц. В частности, в процессе деятельности судебного исполнителя иногда происходит отклонение от нормативных предписаний, вследствие чего не во всех случаях исполняются решения.
ГПК предусматривает следующие средства защиты нарушенных прав:
u обжалование действий органов исполнения;
u заявление требований об освобождении имущества от ареста;
u поворот исполнения судебных постановлений.
С учетом разграничения компетенции судьи и судебного исполнителя закон предусматривает возможность подачи частной жалобы (протеста) на определение суда по вопросам, разрешаемым в стадии исполнительного производства, а также на действия судебного исполнителя. Однако предоставление возможности кассационного обжалования определений является одной из форм контроля за законностью и обоснованностью судебных постановлений в рамках осуществления правосудия. Обращение суда к жалобам на действия судебного исполнителя следует рассматривать как форму судебного контроля за административным правоприменением, одну из категорий дел, возникающих из административно-правовых отношений. Однако при рассмотрении жалоб на действия судебного исполнителя неприменим порядок, предусмотренный ст. 353 ГПК, поскольку ГПК установлен иной специальный порядок (ст. 479 ГПК). К числу средств защиты, реализуемых в рамках осуществления правосудия по гражданским делам, следует отнести также поворот исполнения судебных решений.
Во всех этих случаях осуществляется защита прав сторон исполнительного производства. Для защиты прав иных лиц, затронутых исполнением, закон предусматривает необходимость использования исковых средств (иски об освобождении имущества от ареста).
ГПК допускает возможность кассационного обжалования определения об отказе в возбуждении исполнительного производства (ст. 484 ГПК); определения суда об определении размера взыскиваемых расходов по исполнению (ст. 486 ГПК); определения по розыску должника и определению расходов по розыску (ст. 487 ГПК); определения об отложении исполнительных действий (ст. 488 ГПК); определения о приостановлении, прекращении исполнительного производства, возвращении исполнительного документа (ст. 494 ГПК) и др.
Обжалование (опротестование) вышеперечисленных определений суда и рассмотрение частных жалоб (частных протестов) осуществляется в соответствии с требованиями ст. 433–435 ГПК. К субъектам подачи частной жалобы (частного протеста) на определение суда по вопросам исполнительного производства следует отнести взыскателя, должника, прокурора. Поскольку право на подачу частной жалобы принадлежит иным лицам, если суд разрешил вопрос об их правах и обязанностях, к числу таких субъектов можно отнести банки и небанковские финансовые организации при понуждении их осуществить продажу иностранной валюты или перевести денежные средства должника в иностранной валюте в другие банки и небанковские финансовые организации (ст. 497 ГПК). Таким образом, реализация данной формы защиты нарушенного права возможна как участниками исполнительного производства, так и иными лицами.
Нормативный способ регулирования деятельности судебного исполнителя имеет объективные пределы дифференциации и сводится к типичным моделям с некоторой долей отвлечения от индивидуальных особенностей исполнения различных решений суда. Поэтому при исполнении конкретного решения требуется не только согласование с предписаниями, содержащимися в нормах исполнительного производства, решении суда, но и учет обстоятельств, при которых происходит исполнение, т.е. учет ситуационных возможностей исполнения1.
Судебный исполнитель должен принять не только законное решение на основе и в рамках управомочивающей нормы, но и наиболее оптимальное, с учетом конкретных обстоятельств исполнения данного решения2 .
Анализ ст. 478, 479, 488, 505 ГПК с учетом конституционного права на судебную защиту позволяет сделать вывод о том, что может быть обжаловано любое действие судебного исполнителя, осуществленное с нарушением процессуальных предписаний или представляющее отказ от совершения предусмотренных законом действий. Объектом обжалования могут выступать нарушения в организации исполнительного производства (например, совершение исполнительных действий во внеурочное время, нарушение сроков совершения исполнительных действий или порядка наложения ареста на имущество и др.).
Жалоба (протест) на действия судебного исполнителя подается в суд, при котором состоит судебный исполнитель, в течение 10 дней со дня совершения данного действия или отказа в его совершении или со дня, когда указанным лицам, не извещенным о времени и месте совершения действия, стало о нем известно. Пропуск установленного срока не является основанием для отказа в приеме заявления, так как суд при наличии уважительной причины может его восстановить.
В случае подачи жалобы или принесения протеста прокурором на действия судебного исполнителя суд вправе приостановить исполнительное производство (п. 5 ч. 1 ст. 490 ГПК).
Статья 479 ГПК не определяет требований в отношении содержания жалобы. Поэтому при разрешении вопроса следует руководствоваться общими требованиями, предъявляемыми к процессуальным документам (ст. 109 ГПК), а также требованиям, определяемым в отношении жалоб (ст. 340 ГПК). В частности, в жалобе должны найти отражение указание заявителя, прокурора на несогласие с действием (бездействием) судебного исполнителя, мотивы (юридические факты и иные обстоятельства, свидетельствующие о незаконности или необоснованности действий судебного исполнителя). В жалобе может также содержаться указание на определенные средства защиты прав заявителя или иных лиц посредством отмены, изменения действий судебного исполнителя, установления его обязанности совершить определенное действие.
ГПК не указывает на полномочия суда при рассмотрении жалоб на процессуальные действия судебного исполнителя. Определения, выносимые по таким жалобам, зависят от их обоснованности, характера обжалуемых действий и от того, какие конкретные меры необходимы для исправления допущенной ошибки. При обоснованности жалобы суд может снять арест с имущества или с некоторых вещей и обратить взыскание на другое имущество должника, запретить пользоваться арестованным имуществом и т.д., следовательно, обязать судебного исполнителя восстановить нарушенное положение или совершить действия, предписываемые законом.
Закон исключает для третьих лиц возможность подать жалобу на действия судебного исполнителя. Некоторые авторы выступают за предоставление подобной формы защиты своих прав третьим лицам, используя в качестве критерия характер нарушений, допущенных органом исполнения. Если орган исполнения решений допустил нарушение процессуальных правил производства исполнения решений, чем нарушил права третьих лиц, последние должны использовать право обжалования действий органа исполнения решений. Если же орган исполнения решений таких нарушений процессуальных правил не допустил, а третье лицо претендует на описанное имущество, оно должно предъявить иск1.
Принимая во внимание, что определение суда по вопросу о действиях судебного исполнителя может быть обжаловано или опротестовано (ч. 3 ст. 479 ГПК), они приводятся в исполнение только после вступления их в законную силу.
Предъявление иска об освобождении имущества от ареста – основная форма защиты затронутых исполнением прав лиц, не являющихся сторонами исполнительного производства.
Арест имущества как процессуальный акт, исходящий от органа государственной власти, является обязательным не только для должника, но и для третьих лиц, интересы которых затронуты и которые, как и должник, под страхом уголовной ответственности лишены права распоряжаться арестованным имуществом. Право третьего лица ограничивается независимо от того, в чьем владении находится арестованное имущество – должника или самого третьего лица и насколько убедительны для судебного исполнителя представленые третьим лицом доказательства принадлежности имущества1.
Учитывая это обстоятельство, всякому лицу, чье право затрагивается исполнением, предоставлено право предъявить иск к взыскателю и должнику об освобождении имущества от ареста (ст. 480 ГПК).
Основное различие между исками об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) и жалобами на процессуальные действия судебного исполнителя заключается в том, что исками об исключении имущества из описи оспаривается принадлежность должнику описанного имущества, в то время как жалобами о внесении в опись имущества, не подлежащего по закону включению в опись, право собственности никем не оспаривается. Оспаривается лишь правомерность действий судебного исполнителя по включению имущества должника в опись.