Й тип экономических барьеров: наличие крупного капитала
Экономические барьеры1-го типавыступают в виде
специфической долгосрочной кривой
средних издержек, для которой характерен
длительный положительный эффект масштаба.
• Эффективное производство может быть достигнуто только крупными производителями.àКривая LAC показывает, что только очень крупные фирмы могут эффективно производить в данной отрасли (средние издержки очень низки только при большом объеме производства, который требует соответствующего масштаба производства).
• àЧтобы войти в такую отрасль, необходимо иметь огромный капитал, что и служит барьером для вхождения в отрасль.
долгосрочная кривая средних издержек, характерная для естественной монополии.
§ У естественной монополии очень высоки первоначальные SFC. Это объясняет бесконечно убывающую кривую LАС.
2 –ой тип экономических барьеров: контроль над источниками сырья.
§ К естественным монополиям относятся важнейшие отрасли, обеспечивающие основы жизнедеятельности страны: электроснабжение, газоснабжение, городские коммунальные службы (водопровод, канализация), городской общественный транспорт и т.д.
§ Естественные монополии являются:
§ либо объектом экономического регулирования со стороны государства (США и Великобритания);
§ либо находятся в государственной собственности (большинство европейских стран), государство устанавливает цены (тарифы) на продукцию естественных монополий.
§ В ряде стран доминирует позиция, что при естественной монополии конкуренция невозможна, но она и не нужна.
§ Государственное регулирование естественных монополий призвано сымитировать работу рынка, то есть установить цену на уровне Р = МС = АС (как в чистой конкуренции). Но т.к. это невозможно, поэтому пытаются установить цену Р = АС.
Определение цены и объёма производства чистой монополией.
Предположим:
1. Чистая монополия имеет кривые издержек производства той же формы, что и конкурентная фирма.
2. Кривая спроса D имеет отрицательный наклон
3. Фирма-монополист определяет объем и цену своей продукции, следуя условию максимизации прибыли MR = MC.
Перпендикуляр, опущенный из точки пересечения кривых MR и MC на ось Q, показывает объем производства фирмы (Qмон.);
Если продолжиить тот же перпендикуляр вверх до пересечения с кривой D, то получим точку равновесия монополиста (емон.), второй координатой которой будет цена продукта (Рмон.).
Рмон. > АСдля объема продукта Qмон. à
фирма–монополист получает экономическую прибыль (не только в краткосрочном периоде: мощные входные барьеры способствуют сохранению прибыли и в долгосрочном периоде).
§ Монополистическая власть не является абсолютной àстремление к максимальной прибыли вынуждает монополиста соблюдать условие максимизации прибыли (MR=MC) à
§ Любая цена как ниже, так и выше Рмон. ведет к снижению общей массы прибыли
Исключение: естественные монополии:
§ спрос на продукцию естественных монополий практически совершенно неэластичен и представляет собой почти вертикальную линию;
§ власть над рынком может быть абсолютной и зависит от деятельности государства по регулированию тарифов естественных монополий.
§ Экономические последствия чистой монополии: цены у фирм-монополистов выше, а объем производства ниже, чем в условиях чистой конкуренции.
Предположим, данная отрасль вдруг стала конкурентной:
§ кривая МС монополиста превратится в рыночную кривую предложения конкурентной отрасли (S);
§ точка пересечения S с кривой спроса D представляет собой точку рыночного равновесия (координаты: Рконк. и Qконк.);
§ конкурентная цена ниже цены монополиста, а объем производства больше.
Таким образом, чистая монополия обеспечивает себе максимальную экономическую прибыль (сверхприбыль), взвинчивая цену и ограничивая объем производства.
23. Монополистическая конкуренция. Определение цены и объема производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. Неценовая конкуренция.
Монополистическая конкуренция и олигополия – это модели рынка, в которых смешаны черты чистой конкуренции и чистой монополии.
Отличительные признаки монополистической конкуренции(преобладают черты чистой конкуренции при небольшой власти над рынком):
1. На рынках действует относительно большое число относительно небольших фирм (каждой фирме принадлежит небольшая доля рынка, что объясняет совсем незначительную возможность контролировать цену).
2. Дифференциация продукта:
§ фирмы производят несколько разновидностей какого-либо продукта или услуги (разные зубные пасты и т.д.); продукцию таких отраслей называют товарной группой;
§ различное местоположение (магазина, АЗС);
§ различные условия послепродажного обслуживания и т.д.
3. В результате дифференциации продукта очень велика роль неценовой конкуренции (реклама, разработка торговых знаков, марок и т.д.).
4. Относительно лёгкое вхождение в отрасль, что обусловлено небольшим размером фирм, но не свободное, как в чистой конкуренции (например, существуют патенты, необходимость регистрации торговых знаков и т.п.).