ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Для определения чувствительности одного из рассмотренных факторов в результате

Для определения чувствительности одного из рассмотренных факторов в результате воздействия на него другого используется понятие «эластичность» (англ. elastic – эластичный). Из всех факторов наибольший интерес вызывает чувствительность спроса к изменению цены или дохода и перекрестная эластичность спроса по цене.

Эластичность спроса по цене показывает, насколько процентов изменится объем спроса при изменении цены на 1%.

Зависимость изменения объема спроса от изменения цены можно выразить формулой:

∆Qd/Qd

Ed = —————

∆P / P

или

Ed = -∆Q/∆P*P/Q,

где ∆Qd – изменение объема спроса; ∆P – изменение цены.

Различают точечную и дуговую эластичность, Точечная эластичность рассчитывается для конкретной рыночной ситуации, дуговая рассчитывается по средним значениям цены и объема и показывает тенденцию динамики спроса.

Реакция потребителей на изменение цены на товар может быть сильной, слабой или нейтральной. Каждая из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, спрос единичной эластичности.

· Спрос эластичен, когда при незначительном снижении цены объем продаж существенно возрастает. При эластичном спросе, когда 1% снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1%, коэффициент эластичности больше единицы: Ed>1. Это относится к товарам длительного пользования (мебель, автомобиль).

· Спрос неэластичен, когда при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно. Коэффициент неэластичного спроса меньше единицы: Ed<1. Это относится к товарам повседневного спроса (продуктам питания).

· Спрос имеет единичную эластичность, когда однопроцентное изменение цены вызывает однопроцентное изменение продаж товаров. При единичной эластичности коэффициент эластичности равен единице: Ed = 1.

· Спрос совершенно неэластичный, это ситуация, когда спрос не реагирует на изменения цены: Ed = 0.

· Спрос совершенно эластичен, когда малейшие изменения цены вызывают существенные изменения в объемах спроса: Ed — ∞.

Коэффициент эластичности в математическом смысле всегда имеет знак «минус», так как цена и количество продаж изменяются в противоположном направлении. Но для простоты анализа Ed рассматривается как положительная величина.

Эластичность спроса по цене имеет большое значение для ценовой политики предприятия. При эластичном спросе малейшее повышение цены может уменьшить объемы продаж и уменьшит выручку предприятия. При неэластичном спросе снижение цены будет уменьшать выручку предприятия.

Двумя основными факторами, оказывающими влияние на выручку предприятия, являются цена на продукцию и объем продаж. Эту зависимость можно представить следующим образом:

TR = ƒ (Pi); или TR = ƒ (Qi)

Коэффициент эластичности выручки (Er) характеризует зависимость изменения объема выручки от изменения определяющих ее факторов (цены или объема).

Эластичность общей выручки можно представить следующими формулами:

1. по объему: Er = ∆TR/∆Q*Q/TR;

2. по цене: Er = ∆TR/∆P*P/TR

Для определения ценовой политики предприятия, максимизирующего выручку, большое значение приобретает и эластичность выручки, и эластичность спроса. Зависимость эластичности выручки от эластичности спроса можно выразить следующей формулой, при этом эластичность спроса берем по модулю:

Er = 1 – |Ed|

Коэффициент эластичности выручки может принимать положительное, отрицательное или нулевое значение в зависимости от эластичности спроса и политики предприятия.

1. При неэластичном спросе |Ed| < 1 коэффициент эластичности выручки имеет положительное значение Er >0, то увеличить выручку предприятие может за счет повышения цены.

2. При эластичном спросе |Ed| > 1 коэффициент эластичности выручки имеет отрицательное значение Er < 0, то увеличить выручку можно за счет снижения цены и увеличения объема продаж.

3. При спросе с единичной эластичностью |Ed| = 1 коэффициент эластичности выручки имеет нулевое значение Er = 0, это означает, что выручка максимальна. В этом случае выручку нельзя увеличить ни изменением цены, ни изменением объема продаж.

P
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Для определения чувствительности одного из рассмотренных факторов в результате - student2.ru Рис. 7 Линия спроса, характеризующая разные значения эластичности спроса.

Эластичность спроса по доходу показывает, насколько процентов изменится спрос, при изменении дохода потребителей на 1%.

Коэффициент эластичности спроса по доходу выражается следующей формулой:

∆Qd/Qd

Ed = —————

∆I / I

или

Ed = ∆Q/ ∆I*I/Q.

Эластичность спроса по доходу характеризуется следующим образом:

· спрос на товары первой необходимости неэластичен, но и растет медленнее, чем увеличивается доход, поскольку имеет определенную степень насыщения потребностей: 0 < Ed < 1;

· спрос на определенные товары увеличивается пропорционально увеличению дохода – спрос единичной эластичности: Ed = 1;

· спрос на предметы роскоши эластичен: Ed > 1;

· спрос на товары Гиффена (малоценные) уменьшается по мере увеличения дохода: Ed >0.

Перекрестная эластичность спроса характеризует изменение объема спроса на один товар «i» с учетом изменения цены на другой товар «j».

Степень эластичности зависит от того, являются ли эти товары товарами-субститутами, товарами-комплементами, дополняющими друг друга, или независимыми товарами.

Коэффициент перекрестной эластичности выражается следующей формулой:

Edij = -∆Qi/∆Pj*Pj/Qi.

Возможны следующие варианты перекрестной эластичности спроса по цене:

· На взаимозаменяемые товары спрос эластичен: Edij>0;

· На взаимодополняемые товары спрос не эластичен: Edij<0;

· На независимые товары эластичность равна нулю: Edij=0.

Эластичность предложения характеризует изменение объема предложения в зависимости от изменения цены.

Она измеряется с помощью коэффициента эластичности предложения (Es):

∆Qs/Qs

Es = —————

∆P/P

или

Es = -DQS/DPi * Pi/QS

· Если предложение неэластично (0 < Es < 1), то повышение цены будет сопровождаться значительным увеличением объема предложения;

· если предложение эластично (1 < Es < ∞), то незначительные изменения цены будут сопровождаться значительным увеличением объемов предложения;

· если предложение характеризуется единичной эластичностью (Es = 1), то увеличение объемов предложения будет происходить пропорционально изменению цены;

· если предложение характеризуется нулевой эластичностью, т.е. совершенно неэластичное (Es = 0), предложение нельзя вообще увеличить при любых изменениях цены;

· если предложение товара характеризуется абсолютной эластичностью (Es — ∞), то объем предложения возрастает без особого повышения цены.

Кривая предложения отражает степень реагирования фирмы на конъюнктуру рынка в каждый временной период ее деятельности: мгновенный, краткосрочный, долгосрочный.

В мгновенном периоде у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение. Это значит, что в мгновенном периоде предложение абсолютно неэластично: Es = 0.

В краткосрочный период фирма использует резервы и увеличивает производство. Эластичность предложения становится положительной, больше нуля: Es > 0.

В долгосрочном периоде фирма может перестроить производство путем замены старого оборудования на новое оборудование. Эластичность предложения в этом периоде становится максимальной: Es — ∞.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику основных показателей эластичности спрос по цене.

2. Чем отличается точечная эластичность от дуговой эластичности?

3. Какое значение для экономической политики предприятия имеет значение эластичности выручки?

4. Каково значение и сфера применения показателя перекрестной эластичности?

5. Назовите факторы, определяющие эластичность предложения.

Наши рекомендации