Недостатки рыночного механизма
§ Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.
§ Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты).
§ Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение, оборона).
§ Не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу необеспеченных.
§ не обеспечивает фундаментальные исследования в науке.
§ Не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические подъемы, безработица и т.д.)
Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.
Структура и инфраструктура рынка
Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.
Можно выделить следующие критерии для классификации структуры рынка:
§ Структра рынка по объектам рыночных отношений
§ рынок потребительских товаров и услуг
§ рынок ценных бумаг
§ рынок сырья
§ Структура рынка по субъектам рынка
§ рынок покупателей
§ рынок продавцов
§ Структура рынка по географическому положению
§ местный
§ национальный
§ мировой
§ Структура рынка по степени ограничения конкуренции
§ совершенная конкуренция
§ монополистическая конкуренция
§ олигополия
§ монополия
§ Структура рынка по отраслям
§ автомобильный
§ нефтяной
§ Структура рынка по характеру продаж
§ оптовый
§ розничный
§ Структура рынка по соответствию действующему законодательств
§ легальный
§ нелегальный
§ "черный" рынок
Инфраструктура рынка — это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредствующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.
Инфраструктура рынка включает в себя такие элементы как:
§ биржи
§ торговые
§ фондовые
§ валютные;
§ аукционы, ярмарки;
§ предприятия оптовой и розничной торговли;
§ банки, страховые компании, фонды;
§ биржи труда;
§ информационные центры;
§ юридические конторы;
§ рекламные агентства;
§ аудиторские и консалтинговые фирмы и др.
Все эти элементы очень тесно связны друг с другом. Если они находятся в равновесии, то вся экономика также находится вравновесии. И наоборот, дестабилизация хотя бы одного из элементов негативно отражается на всей рыночной экономике в целом.
Спрос и предложение. Факторы спроса.
Функция спроса — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него факторов.
Законом спроса называется обратная зависимость между ценой и величиной спроса.
Кривая спроса показывает какое количество экономических благ готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
Если влияет ценовой фактор, то изменяется величина спроса. (Движение вниз и вверх вдоль кривой D). QD=f(P)
Кривая спроса
Факторы, влияющие на спрос (неценовые)
1. Изменение доходов потребителей
2. Изменение вкусов и предпочтений
3. Ценовые и дефицитные ожидания
4. Изменение расходов на рекламу
5. Изменение цен на товары — субституты и комплементарные товары
6. Изменение количества покупателей
Под влиянием неценовых факторов происходит изменение спроса. Перемещение кривой D в положение D1, при увеличении спроса, при уменьшении — в D2.
Кривая предложения
Функция предложения — определяет предложение в зависимости от влияющих на него факторов.
Законом предложения называется увеличение количества предлагаемого блага при росте его цены.
Кривая предложения — показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
Если влияет ценовой фактор, изменяется величина предложения (движение вверх, вниз по кривой).