И эффективный объем предложения
В основе классификации благ лежат два критерия:
1) тип присвоения,регулирующий доступность блага в потреблении;
2) характер распределения полезности блага среди потребителей в процессе потребления блага.
В соответствии с типом присвоения выделяются два признака благ: исключаемость и неисключаемость благ в потреблении. Исключаемость в потребленииозначает, что обладание благом одним субъектом исключает доступность этого блага для других субъектов. В этом случае присвоение (потребление) блага возможно только на основе эквивалентного (рыночного) обмена. Неисключаемость в потребленииозначает невозможность воспрепятствования кому-либо участвовать в потреблении блага независимо от владельца блага. В соответствии с данным принципом даже лица, которые не заплатили за благо, не могут быть исключены из числа его потребителей.
В соответствии с характером распределения полезности выделяются такие признаки благ, как избирательность и неизбирательность (или конкурентность и неконкурентность). Избирательность в потребленииозначает, что получение определенных выгод от потребления блага одним субъектом делает невозможным то же самое для другого субъекта. Суть данного признака проявляется в том, что потребители вынуждены конкурировать за право потребления блага. Неизбирательность в потребленииозначает, что получение выгод от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможности получения тех же выгод для других субъектов. Такое благо является неконкурентным, и его потребление кем-либо в любом количестве не ограничивает объем его потребления для других.
В соответствии с указанными признаками блага подразделяются на частные и общественные.
Чистое частное благо - благо, которое обладает признаками избирательности и исключаемости, то есть благо может приносить полезность только его владельцу.Например, Вы приобрели порцию мороженого, эта порция доступна только Вам и больше никому, иными словами, заключенная в ней полезность потребляется исключительно только Вами.
Чистое частное благо - благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу. |
Такие блага могут быть оценены и проданы поштучно, в этом смысле они наиболее отвечают требованиям рыночного обмена.
Чистое общественное благо - благо, которое обладает признаками неизбирательности и неисключаемости. Никто не может быть исключен из числа потребителей такого блага, а потребление его одним субъектом не ограничивает его полезности для других. Каждый отдельный гражданин пользуется выгодами от национальной обороны, не ущемляя при этом полезности, извлекаемой от нее другими. Одновременно никто не может быть исключен из числа потребителей этого блага.
Чистое общественное благо - благо, которое не может быть предоставлено кому-либо отдельно и потребляемое только сообща. |
Чистым общественным благам присущи следующие специфические характеристики:
1) абсолютная неизбирательность - означает, что:
а) любое потребление кем-либо чистого общественного блага не влияет на предоставление его количества другим;
б) включение в потребление блага дополнительных потребителей не уменьшает выгод, извлекаемых от потребления блага существующими потребителями;
в) предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю (рис. 14.1);
2) полная неисключаемость - указывает на то, что:
а) данные блага неделимы, то есть не могут быть раздроблены на единицы индивидуального потребления;
б) потребляются сообща.
В силу указанных характеристик чистые общественные блага не могут производиться посредством рынка. Типичные примеры чистых общественных благ - национальная оборона, пожарная служба, обеспечение правопорядка соответствующими органами, меры по защите окружающей среды, уличное освещение, маяки, беспроводные радио- и телепередачи (не кабельное телевидение) и целый ряд аналогичных благ, где невозможно дозировать их потребление при помощи механизма цен. Общественным благом является и законотворческая деятельность государства.
Однако нельзя делить все блага на чистые общественные и чистые частные, поскольку:
во-первых, используемые для классификации благ признаки имеют разную степень проявления в отношении каждого отдельного блага. Оба блага могут обладать этим признаком, но у одного из них оно будет проявляться в большей степени, а у другого - в меньшей;
во-вторых, характеризующие блага признаки могут сочетаться в разных комбинациях: избирательность-неисключаемость, исключаемость-неизбирательность. В связи с этим выделяют еще несколько видов благ, которые в той или иной степени обладают признаками и частного, и общественного блага.
Блага совместного потребления (общие блага) - это блага, характеризующиеся высокой степенью избирательности и низкой степенью исключаемости. Например, места парковки автомобилей на общественной стоянке доступны всем. В этом смысле парковка - неисключаемое благо. Однако использование парковочного места одним лицом делает не возможным то же самое для других, это придает благу признак избирательности.
Специфика общих благ состоит в том, что, несмотря на высокую степень конкурентности в потреблении, ограничение доступа к благу связано с высокими издержками. Чаще всего это блага, предоставляемые муниципалитетами, - общественные парки, пляжи, другие места общественного пользования, отчего их называют еще коммунальными. Совместный характер потребления таких благ обусловливает высокую степень конкуренции в отношении их использования, которое осуществляется по принципу «первый пришел - первый воспользовался».
Коллективные блага (исключаемые общественные блага) - это блага, обладающие высокой степенью исключаемости и низкой степенью избирательности. Прием телевизионного сигнала по кабельному телевидению одним субъектом не уменьшает возможности того же для других пользователей, притом с нулевыми предельными издержками. Поэтому конкурентность в потреблении этого блага является низкой. Однако данному благу можно без труда придать признак исключаемости, введя плату за подключение к сети кабельного телевидения. То же относится к такому благу, как образование. Специфика данного типа благ заключается в том, что доступ к их потреблению может быть ограничен с незначительными издержками.
В некоторых случаях степень неизбирательности блага снижается по мере роста числа его потребителей, и с определенного момента («точка перегрузки») предоставление такого блага дополнительному потребителю связано с ростом предельных издержек предоставления, то есть со снижением полезности для существующих потребителей (рис. 14.2). Такого рода общественные блага называют перегружаемыми.
Перегружаемые общественные блага - это блага, неконкурентность в потреблении которых сохраняется только в рамках определенного числа потребителей. |
Типичными примерами таких благ являются объекты транспортной инфраструктуры (дороги, мосты, паромные переправы) и культурного назначения (библиотеки, музеи и т.п.). Суть здесь в том, что дополнительные пользователи не уменьшают доступность блага для других только до определенного момента. Так, по мере увеличения числа пользователей загруженность проезжей части дороги растет и скорость движения (полезность) снижается.
В некоторых случаях, во избежание перегрузки, доступность к благу может быть ограничена узким кругом потребителей. Для этого создается особое объединение (клуб), которое обеспечивает совместное потребление блага ограниченным кругом лиц.
Блага, доступность к потреблению которых ограничена членством в особых организациях, называются клубными благами. |
Экономическое содержание клубного блага состоит в том, что его потребители имеют возможность извлекать желаемую полезность при меньших индивидуальных затратах. Охотничьи хозяйства, теннисные корты, поля для гольфа - типичные примеры клубных благ.
Формирование индивидуального спроса на чистое общественное благо подчиняется тем же принципам, что и формирование индивидуального спроса на чистое частное благо. Это, прежде всего, касается действия принципа убывающей предельной полезности. Если предельная выгода (MB) от потребления дополнительной единицы общественного блага является убывающей, то кривая индивидуального спроса на чистое общественное благо, как и в случае с чистым частным благом, - убывающая (рис. 14.3).
Спрос на чистое общественное благо определяется уровнем его предельной полезности для потребителя при каждом данном уровне цены. |
Однако за этим внешним сходством скрываются существенные особенности этих благ.
Во-первых, чистое общественное благо потребляется всеми потребителями совместно и целиком, поскольку оно неделимо. И в данный момент времени все потребители чистого общественного блага потребляют одно и то же количество этого блага, тогда.
QD= q1D=q2d= … = qnD;
Во-вторых, объем потребления этого блага каждым отдельным потребителем (qnD) равен объему предложения блага (Qs), тогда
qnD = QD=Qs.
Если, предположим, речь идет о национальной обороне, то все граждане потребляют один и тот же объем данного блага, в точности равный тому количеству, который обеспечивается ядерными силами сдерживания.
В-третьих, при потреблении чистого общественного блага величина предельной выгоды, извлекаемой одним потребителем, не снижает предельной выгоды блага для других потребителей. Причем, все потребители получают выгоды одновременно. Это означает, что для каждого данного объема чистого общественного блага предельная общественная полезность его потребления представляет собой сумму индивидуальных предельных полезностей всех потребителей:
MSB=MB1 + MB2+...+MBn = ∑МВn.
Размер получаемых предельных выгод оцениваться всеми по-разному. Например, женщины оценивают предельные выгоды (МВЖ) от уличного освещения выше (рис. 14.4, а), чем мужчины (МВМ) (рис. 14.4 а,б).
Однако, как бы ни различались их оценки предельных выгод, общий размер предельных выгод, полученных и женщинами, и мужчинами, будет соответствовать данному объему предложения блага (Qs). Следовательно, общественная, то есть получаемая обеими группами граждан, величина предельных выгод (МВ0) будет определяться путем суммирования размеров предельных выгод, которые получает каждая группа от каждого данного объема предложения блага. Графически мы получаем это суммированием индивидуальных предельных выгод по вертикали (рис. 14.4 в):
МSВ0 = МВЖ + МВМ..
Индивидуальная линия предельных выгод отражает готовность потребителя платить за дополнительную единицу чистого общественного блага. В этом смысле она выполняет функцию линии его спроса на это благо. Соответственно линия общественных предельных выгод отражает готовность общества оплачивать общественное благо, то есть является линией совокупного спроса на это благо. Таким образом, совокупный спрос на чистое общественное благо определяется путем не горизонтального, как в случае с чистым частным благом (рис. 14.5, а), а вертикального суммирования индивидуальных линий спроса, представляясь в виде линии общего желания платить за каждую дополнительную единицу блага (рис. 14.5, б).
|
Совокупный спрос на чистое общественное благо определяется путем вертикального суммирования индивидуальных объемов спроса. |
Совокупный спрос на чистое частное благо (рис. 14.5 а) формируется путем суммирования индивидуальных линий спроса (DA, DB) по горизонтали. При цене Р1 спрос индивида А равен 2 ед., индивида В – 3 ед. Следовательно, совокупный объем спроса при данной цене равен 5 ед. (2+3).
В случае с чистым общественным благом (рис. 14.5 б) совокупный спрос формируется как сумма предельных выгод каждого индивида, представленных линиями спроса на общественное благо каждого из них: DA = МВА и DB = МВВ.
Если общественное благо предоставляется в объеме 4 ед. (Q = 4), то индивид А готов платить за единицу блага 3 ден. ед. (РА = 3), что соответствует его субъективной оценке получаемых им предельных выгод (DA = МВА). Индивид В готов платить за единицу блага 8 ден. ед. (РВ= 8), что соответствует его субъективной оценке получаемых предельных выгод (DB = МВВ). Так как оба потребляют одинаковое количество общественного блага, то вместе они готовы платить за каждую единицу блага 11 ден. ед. (3+8).
Анализируя особенности формирования спроса на чистое общественное благо, следует обратить внимание на ряд существенных обстоятельств:
1) потребление чистого общественного блага (в отличие чистого частного блага) не может быть скорректировано соответственно потребностям потребителя;
2) потребители имеют разную готовность платить за потребление одного и того же объема чистого общественного блага - соответственно уровню их индивидуальных предельных выгод;
3) при спросе на чистое общественное благо цена, отражающая готовность потребителя платить за единицу блага, не является переменной величиной;
4) в случае с чистыми общественными благами (в отличие от чистых частных благ) не существует соответствия между издержками производства единицы блага и ценой, которую готов заплатить отдельный потребитель блага.
Главная специфика чистого общественного блага заключается в том, что предоставление его одному лицу всегда сопровождается положительными внешними выгодами для всех лиц, а включение в процесс его потребления дополнительных пользователей не приводит к снижению его полезности для существующих потребителей. Поэтому суть проблемы чистых общественных благ состоит не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства. При этом общество заинтересовано в обеспечении подобными благами всех потенциальных потребителей.
Определим оптимальный (эффективный) объем производства чистого общественного блага. Для определения оптимального объема производства чистого общественного блага необходимо измерить получаемые обществом совокупные выгоды (TB) и связанные с производством общественных благ совокупные издержки (TC).
Оптимальным для общества будет такой объем чистого общественного блага, при котором будет обеспечиваться максимизация чистой общественной выгоды (NSB): NSB=ТSВ-ТSС. |
Совместим кривые совокупных общественных выгод (TSB) и совокупных общественных издержек (TSC) (рис. 14.6). Оптимальным будет тот объем, при котором разница между общественными выгодами и общественными издержками будет максимальна (на графике для определения оптимального объема проведем две параллельные касательные к этим кривым). Тот объем, при котором наклон кривой общественных выгод и общественных издержек равны и будет оптимальным. 20 единиц продукции – это оптимальный объем производства (Qопт=20), при потреблении которых достигается максимальная величина чистой общественной выгоды: NSB = 170 - 40 = 130.
При принятии решения об оптимальном объеме производства чистого общественного блага, как и в случае с чистым частным благом, также необходимо соизмерять предельные выгоды и предельные издержки (рис. 14.7).
Чистое общественное благо должно производиться в объеме, при котором предельные общественные выгоды (MSB) равны предельным общественным издержкам его производства (MSC): MSB = MSC. |
В отношении чистых общественных благ специфика определения оптимального объема производства блага связана с тем, что предельная выгода от предоставления дополнительной единицы блага распространяется на всех потребителей. Поэтому предельная выгода от дополнительной единицы чистого общественного блага представляет собой сумму предельных выгод всех потребителей: MSB = ∑MBi.
Из этого следует, что эффективный объем чистого общественного блага - это объем, при котором предельные общественные выгоды, выраженные как сумма предельных выгод всех потребителей, равны предельным общественным издержкам производства блага: MSB = ∑MBi = MSC. |
Анализируя механизм установления эффективного объема производства чистого общественного блага, следует обратить внимание на следующее:
во-первых, имеет место отсутствие соответствия между предельными издержками производства блага и денежной суммой, которую готов заплатить за него каждый отдельный субъект;
во-вторых, объем производства чистого общественного блага будет оптимальным только при условии, что валовые издержки его производства (область под линией предельных издержек до точки Qопт=20) не будут превышать затрат, которые общество готово заплатить (область под линией общей готовности платить до точки Qопт).
В связи с этим возникают два аспекта проблемы. Первый аспект касается механизма достижения эффективного объема производства блага. Спрос на чистое общественное благо, например, еще на один канал общественного телевидения, со стороны потребителя А отражен кривой DA, a потребителя В – кривой DВ (рис. 14.8).
Введение еще одного телевизионного канала означает расширение предоставления объема общественного блага до Qопт. Потребитель А готов платить за дополнительный канал 10 ден. ед., а субъект В - соответственно 27 ден. ед. Их общая готовность платить составит:
MSB = МВА + МВВ = 10 +27 = 37 ден. ед.
Предельные издержки производства блага представлены кривой МSC. Размер оплаты в 37 ден. ед. обеспечит производство чистого общественного блага в оптимальном объеме (Qопт), для которого общая готовность платить за благо равна предельным издержкам его производства (точка пересечения кривых MSC и MSB=D). Из графика (рис. 8) видно, что, потребляя благо индивидуально и руководствуясь при этом принципом равенства частных предельных выгод и издержек (МВ=MSC), ни один из потребителей не готов оплатить введение дополнительного канала телевидения, так как предельные издержки введения дополнительного канала превышают их готовность платить. Так, при Qопт= 4 предельные общественные издержки (MSC) равны 37 ден. Ед. Потребитель В оценил предельные общественные выгоды в 27 ден. ед. (MBB), а потребитель А - в 10 ден. ед. (МBA). В этом случае мы видим, что МВ < MSC.
В случае индивидуального потребления потребитель А согласился бы только на один канал:
MSC(1) = МВА(1) = 17,
а потребитель В - на три канала:
MSC(3) = МВВ(3) = 30.
Но сокращение числа каналов, в сравнении с оптимальным (4 канала), оборачивается снижением полезности для обоих субъектов, так как (10+27)∙ 4 > (17∙1+ 30∙3).
При совместном потреблении блага достигается эффективный объем его потребления, возрастает благосостояние обоих потребителей. Величина этого прироста равна сумме площадей трапеций КЕbML и NЕaCF в силу того, что потребление чистого общественного блага одним потребителем не снижает его полезности для других.
Таким образом, достижение эффективного объема производства чистого общественного блага требует кооперации потребителей. |
Второй аспект касается принципа финансирования производства чистого общественного блага. Так как чистое общественное благо предоставляется всем пользователям в одинаковом объеме, то со всех потребителей необходимо взимать одинаковую плату за благо, например, в 18,5 ден. ед. (рис. 14.9).
Это приведет к тому, что потребитель А откажется от потребления блага, поскольку цена превышает получаемые им предельные выгоды (10 ден. ед.). У потребителя В готовность платить выше, и он будет продолжать предъявлять спрос на благо. Однако ему придется теперь самому оплачивать предоставление блага и за оптимальный для себя объем (Q = 3) он вынужден будет платить больше (30 ден. ед. вместо 27), причем, за меньший объем блага (3 телеканала вместо 4). Оба потребителя извлекли бы большую пользу, если бы каждый из них платил в соответствии с уровнем его предельных выгод: потребитель А - 10 денежных единиц, а потребитель В - 27 ден. ед., на что последний с готовностью согласился, так как в этом случае извлекаемая им полезность выросла бы, а затраты снизились. Получаем следующий ниже вывод.
При наличии различий в уровнях предельной полезности потребителей применение единой ставки оплаты чистых общественных благ является неэффективным с точки зрения критерия эффективности Парето. |
14.2. Способы предоставления общественных благ: