Протокол самостоятельной работы
1. Изучить нормативные документы
Название | |
Исходные данные | |
Основные положения |
Название | |
Исходные данные | |
Основные положения |
2. Проработать Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса
Название | |
Исходные данные | |
Назначение Основные положения: Гигиенические критерии Оптимальные условия труда Допустимые условия труда Вредные условия труда 1 степени 2 степени 3 степени 4 степени Опасные (экстремальные) условия труда Гигиенические критерии и классификация условий труда при воздействии факторов рабочей среды и трудового процесса Химический фактор Биологический фактор Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия Виброакустические факторы Микроклимат Световая среда Неионизирующие электромагнитные поля Работа с источниками ионизирующих излучений Аэроионный состав воздуха Тяжесть и напряженность трудового процесса Общая гигиеническая оценка условий труда |
3. Оценить тяжесть и напряженность трудового процесса (записать условие задачи, провести анализ, сделать вывод в соответствии с гигиеническими критериями)
Протокол
оценки условий труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса
Ф., И., О._______________ пол______________________
Профессия:______
Предприятие:_____
Краткое описание выполняемой работы:______________ ______________ _______________________________
Классы условий труда по показателям тяжести трудового процесса
Показатели тяжести трудового процесса | Классы условий труда | |||||||
Оптимальный (легкая физическая нагрузка) | Допустимый (средняя физическая нагрузка) | Вредный (тяжелый труд) | ||||||
1 степени | 2 степени | |||||||
1. Физическая динамическая нагрузка (единицы внешней механической работы за смену, кг • м) | ||||||||
1.1. При региональной нагрузке (с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса) при перемещении груза на расстояние до 1 м: | ||||||||
1.2. При общей нагрузке (с участием мышц рук, корпуса, ног): | ||||||||
1.2.1. При перемещении груза на расстояние от 1 до 5 м | ||||||||
1.2.2. При перемещении груза на расстояние более 5 м | ||||||||
2. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную (кг) | ||||||||
2.1. Подъем и перемещение (разовое) тяжести при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) | ||||||||
2.2. Подъем и перемещение (разовое) тяжести постоянно в течение рабочей смены: | ||||||||
2.3. Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа смены: | ||||||||
2.3.1. С рабочей поверхности | ||||||||
2.3.2. С пола | ||||||||
3. Стереотипные рабочие движения (количество за смену) | ||||||||
3.1. При локальной нагрузке (с участием мышц кистей и пальцев рук) | ||||||||
3.2. При региональной нагрузке (при работе с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса) | ||||||||
4. Статическая нагрузка - величина статической нагрузки за смену при удержании груза, приложении усилий (кгс - с) | ||||||||
4.1. Одной рукой: | ||||||||
4.2. Двумя руками: | ||||||||
4.3. С участием мышц корпуса и ног: | ||||||||
5. Рабочая поза | ||||||||
5. Рабочая поза | ||||||||
6. Наклоны корпуса | ||||||||
Наклоны корпуса (вынужденные более 30°), количество за смену | ||||||||
7. Перемещения в пространстве, обусловленные технологическим процессом | ||||||||
7.1. По горизонтали | ||||||||
7.2. По вертикали | ||||||||
Классы условий труда по показателям напряженности трудового процесса
Показатели | Класс условий труда | |||||||||
3.1 | 3.2 | 3.3 | ||||||||
1. Интеллектуальные нагрузки | ||||||||||
1.1 | Содержание работы | |||||||||
1.2 | Восприятие сигналов и их оценка | |||||||||
1.3 | Распределение функции по степени сложности задания | |||||||||
1.4 | Характер выполняемой работы | |||||||||
2. Сенсорные нагрузки | ||||||||||
2.1 | Длительность сосредоточенного наблюдения | |||||||||
2.2 | Плотность сигналов за 1 час работы | |||||||||
2.3 | Число объектов одновременного наблюдения | |||||||||
2.4 | Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания | |||||||||
2.5 | Работа с оптическими приборами при длительности сосредоточенного наблюдения | |||||||||
2.6 | Наблюдение за экраном видеотерминала | |||||||||
2.7 | Нагрузка на слуховой анализатор | |||||||||
2.8 | Нагрузка на голосовой аппарат | |||||||||
3. Эмоциональные нагрузки | ||||||||||
3.1 | Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки. | |||||||||
3.2 | Степень риска для собственной жизни | |||||||||
3.3 | Ответственность за безопасность других лиц | |||||||||
3.4 | Количество конфликтных производственных ситуаций за смену | |||||||||
4. Монотонность нагрузок | ||||||||||
4.1 | Число элементов, необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций | |||||||||
4.2 | Продолжительность выполнения простых заданий или повторяющихся операций | |||||||||
4.3 | Время активных действий | |||||||||
4.4 | Монотонность производственной обстановки | |||||||||
5. Режим работы | ||||||||||
5.1 | Фактическая продолжительность рабочего дня | |||||||||
5.2 | Сменность работы | |||||||||
5.3 | Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность | |||||||||
Количество показателей в каждом классе | ||||||||||
Общая оценка напряженности труда | ||||||||||
4. Сформулировать основные принципы построения режима труда и отдыха
____________
5. Разработать режим труда и отдыха (на примере ситуационной задачи)
__________________________
6. Привести критерии оценки эффективности разработанного режима труда и отдыха
____________
7. Оценить соответствие рабочей позы эргономическим показателям, используя методику «Эпюры рабочей позы сидя или стоя» (записать условие задачи, провести сравнение, сделать вывод о соответствии эргономическим показателям и предложить мероприятия по рационализации рабочего места специалиста)
________________
Вопросы для самоконтроля
1. Современные виды трудовой деятельности, физиолого-гигиеническая характеристика, особенности
2. Современные теории утомления, роль отечественных физиологов
3. Физиологические и психологические критерии тяжести и напряженности труда
4. Научная организация труда, задачи эргономики
5. Основные направления по предупреждению утомления
6. Рабочая поза, амплитуда движений в суставах, мышечная сила при различных видах работы
7. Характеристика рабочих поз: стоя, сидя, переменная
8. Оптимизация трудовой деятельности по физиологическим, психофизиологическим аспектам
9. Физиологические основы профилактики утомления при различных видах работы
10. Основные критерии эргономики, связь с физиологией труда
11. Оптимальная и допустимая рабочая зона, производственная эстетика
12. Профессиональный отбор, основы обучения трудовым навыкам
13. Понятие о фотогониометрическом анализе рабочей позы
Занятие ДАТА_______________
Тема
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ШУМА
Цель
Научиться методике гигиенической оценки шума и разработке основных профилактических мероприятий по борьбе с этой вредностью на производстве
Задание студентам
1. Дать определение
Шум ____________
Ультразвук
____________
Инфразвук
_______________
2. Согласовать понятия с их определениями
Термин | Определение | ||
Амплитуда | А | Время, в течение которого колеблющееся тело совершает одно полное колебание | |
Частота | Б | Расстояние между «гребнями» синусоидальной волны или расстоянием между двумя фронтами, различающимися по фазе на один период | |
Период колебания | В | Число колебательных движений или повторяющихся циклов движения, в которых колебательная система совершает в единицу времени | |
Длина волны | Г | Максимальное отклонение колеблющейся точки от положения равновесия | |
Интенсивность шума | Д | Минимальный уровень звукового давления, воспринимаемый слухом испытуемого на данной частоте | |
Уровень интенсивности шума | Е | Минимальная энергия звукового колебания, вызывающая ощущение давления или боли | |
Порог слуховой чувствительности | Ж | Поток энергии, проходящий через единичную площадь, передаваемая звуковой волной на 1 кв. м | |
Порог болевой чувствительности | З | Десятичный логарифм отношения интенсивностей звука порогов болевой и слуховой чувствительности |
1 _______, 2 ______, 3 ______, 4 ______, 5 ______, 6 ______, 7 ______ 8 _____
3. Заполнить таблицу классификации производственного шума
Классификационный признак | Группы | Сущность, примеры |
Спектр | Широкополосный Тональный | |
Временная характеристика | Постоянный Непостоянный Колеблющийся во времени · Прерывистый · Импульсный |
4. Назвать автора и время создания теории «шумовой болезни»
________________________
5. Перечислить причины развития нейросенсорной тугоухости
____________________________
6. Отразить на схеме специфическое и неспецифическое влияние шума на организм человека
7. Сформулировать цель и принципы гигиенического нормирования шума
__________________