Неформальные организации
1.штабная структура.
Включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые не обладают принятием решения, а лишь помогают линейным руководителям в их подготовке.
ЮРИДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ДИРЕКТОР СЛУЖБА СОЦ. РАЗВИТИЯ
ЗАМ. ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЗАМ. ПО ЭКОНОМИКЕ ЗАМ. ПО КАДРАМ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
К чисто штабным подразделениям относятся отделы координации и
анализа, группа сетевого планирования, юридические службы и служба социального развития
Преимущества: | Недостатки: |
глубокая подготовка решений в связи со специализацией персонала. | недостаточная ответственность, т.к. готовящие решение не участвуют в его исполнении. |
освобождение линейных руководителей от тщательного анализа. |
По мере роста организации штабного типа усложняются проблемы взаимодействия между подразделениями. Эти проблемы можно свести к минимуму, если штабные работники научатся работать совместно с управляющими, которым они дают рекомендации. Эти рекомендации должны быть в форме советов, а не приказов.
Штабные работники должны разделять ответственность с другими работниками. Если управляющие линейных служб будут обращаться за помощью к штабным службам до того, как дело примет серьезный оборот. Будет принимать советы специалистов, и разделять ответственность со штабными службами.
Подход к построению нового типа организационной структуры базируется на целевой ориентации. На основе целевого управления создается матричная организационная структура
матричная организационная структура.
ДИРЕКТОР
ТЕХНИЧЕСКИЙ ОДЕЛ ПЛАНОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПЫТНЫЙ
ДИРЕКТОР ПРОГРАММЫ 1______ЦЕЛЬ 1
ДИРЕКТОР ПРОГРАММЫ 1______ЦЕЛЬ 1
ДИРЕКТОР ПРОГРАММЫ 1______ЦЕЛЬ 1
Матричная организационная структура позволяет руководителю, ответственному за реализацию программы, подчинять всех исполнителей независимо от места их работы. По окончанию работы все исполнители возвращаются в состав своих подразделений. Матричная структура целесообразна при освоении ряда новых изделий в сжатые сроки.
Преимущества: | Недостатки: |
Ориентация на проектные цели и спрос. | Трудность установления четкой ответственности за работу о задании подразделения и выполнению функций по решению целевой задачи. |
Гибкое использование кадров, их знаний. | Возможность возникновения конфликтов между руководителями функциональных служб и руководителями проектов. |
Улучшение контроля за отдельными задачами проекта. | |
Лучшая связь с заказчиком. | |
Повышение эффективности |
В чистом виде организационные структуры практически не встречаются. Чаще всего - это линейно-функциональная структура с использованием элементов штабной структуры.
Пример: Вы - менеджер и собственник хлебопекарной компании. Компания продает свою продукцию населению в 4-х булочных, которые расположены в 10 км друг от друга. В составе организации есть одно производственное подразделение, которое расположено в здании одного из магазинов. На площадях других магазинов выполняются лишь некоторые финишные операции по изготовлению кулинарных и хлебобулочных изделий. В компании работает 30 человек.
Опишите основные виды деятельности компании и спроектируйте ее организационную структуру.
2.Руководителю при построении аппарата управления помимо формальных структур управления следует учитывать неформальные структуры.
Неформальные структуры- это группа лиц (5,7 человек), которые
подчиняются неформальному лидеру.
Руководителю важно соединять формальное и неформальное руководство.
Неформальная группа — система спонтанно сложившихся межличностных связей людей в коллективе, возникших на основе взаимного интереса, симпатии друг к другу. Для неформальных групп характерны неписаные правила поведения, влияющие на членов группы и регулирующие их действия, и поступки (неформальные отношения).
Причины возникновения неформальных отношений в группе: чувство принадлежности, взаимопомощь, взаимозащита, тесное общение, заинтересованность.
Правила и приемы управления неформальными группами:
· признать существование неформальной организации в рамках формальной структуры;
· оценить структуру неформальных отношений, выделив полезные, нейтральные, негативные с позиции их влияния на достижение целей формальной организации;
· определить причины, способствующие становлению негативных неформальных отношений (неформальные отношения в большинстве своем реакция людей на неудовлетворенную потребность);
· в ходе регулярных консультаций с членами неформальной
группы определить меры по снижению сопротивления переменам, повышению уровня конформизма и др.;
· в качестве профилактических мер регулярно информировать персонал о намечающихся социальных инновациях, укреплять лояльность среднего звена руководителей, поддерживать статус неформального лидера.
Управление неформальными группами в коллективе эффективно, если используются следующие методы:
· консультации с группами, то есть коллективные обсуждения актуальных проблем;
· разъяснение целей организации работникам на неформальных встречах (вечеринках, пикниках, в спортивных походах, др.);
· обеспечение лояльности руководителей «среднего звена», являющихся проводниками целей организации;
· учет влияния лидеров на поведение группы;
контроль над обменом формальной и неформальной информацией, с тем чтобы они не противоречили, а дополняли друг друга