Сравнить диалектику и метафизику

Методология научных исследований

Проф. Гневашева Вера Анатольевна

Наука – это деятельность, направленная на производство знаний.

Томан Хун «Структура научный революций» - изучить.

Выделяет период нормальной науки и революции.

Парадигма (греч. Пример) – это система теоретических, методологических и аксиологических (ценностных) установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.

Одна или много парадигм. Примеры смены парадигм.

Аномалия – искажение парадигмы. Если аномалия принимает массовый характер, то происходит научная революция и происходит смена парадигмы.

Картина мира – это общее эмпирическое и теоритическое видение действительности, подкрепленное существующей парадигмой (парадигмами) и основанное на имеющихся методах и установках.

Научное исследование – это процесс получения новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Оно может носить прикладной (полученное новое знание имеет возможность конкретного применения на практике) или фундаментальный характер.

Фундаментальное исследование – кто в России?

Научное знание – это результат научного исследования, который отвечает определенным критериям:

- объективность;

- рациональность (должно базироваться на определенном основании);

- эссенциалистская направленность (знание нацелено на воспроизведение сущности или закономерности объекта);

- системность;

- проверяемость.

Этапы научного исследования:

1. Процесс изучения;

2. Эксперимент;

3. Концептуализация;

4. Проверка теории.

Сопоставить критерии научного знания с этапами научного исследования.

Проблема –это противоречивая ситуация, требующая разрешения.

Цель научного исследования

Задачи научного исследования

Объект исследования –некоторая вещь, процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.

Предмет исследования – это конкретная область объекта, внутри которой ведется научный поиск.

Гипотеза (предположение) –научное предположение, истинное значение которого пока не определено.

Определить тему научного исследования (цель, задачи, объект, предмет и гипотезу)

Познание –это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире.

Уровни познания:

- эмпирический;

- теоретический – акцент на раскрытие связей, закономерностей, присущих изучаемым явлениям.

Теория –это интеллектуальное отражение реальности, концептуальная система знаний. Как правило в основу теории положен эксперимент.

Пример теории, которую невозможно проверить экспериментом.

Структура теории:

- понятие – некоторая мысль, выделающая или обобщающая предметы;

- суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается;

- умозаключение – процесс рассуждения, в ходе которого происходит переход от исходного суждения (предпосылки) к новому суждению;

- закон – это объективная, существенная, необходимая и устойчивая связь между предметами и явлениями.

Структура эмпирического уровня познания:

- факты – это знание в форме утверждения;

- эмпирическое обобщение – это система научных фактов;

- эмпирические закономерности – это регулярность в явлениях и устойчивость в отношениях между наблюдаемыми объектами.

Определить разницу между понятиями Закон и Закономерность. Привести примеры того и другого.

Фундаментальная теория формируется на основе эмпирического познания.

Методология – это совокупность методов и принципов исследования, приращения и практического применения знаний.

Методы исследования – это совокупность приемов и средств, при помощи которых добываются знания о предмете исследования.

Эмпиризм –чувственный опыт как метод познания.Метод исследования – эксперимент.

Идолы познания по Ф. Бэкону, причины неверного знания:

1. Идол рода. Суть состоит в наделении природных процессов человеческими свойствами.

2. Идол пещеры. Он является следствием сложного внутреннего мира человека, из-за которого он искаженно воспринимает окружающий мир.

3. Идолы рыка. Суть состоит в неправильном употреблении терминов.

4. Идолы театра. Некритические заимствования из различных научных доктрин. «Выдергивание из текста».

Рационализм –точные и простые правила (Р. Декарт). В основу положен разум, а не опыт.

Методы мышления:

Индукция – от частного положения к общему;

Дедукция – от общего к частному. Начало дедукции – это некоторая аксиома.

Сравнить поведение Ватсона и Холмса. Найти подтверждение тому, что истинность посыла приводит к истине знания.

Техника исследования – это совокупность специальных приемов при использовании того или иного метода.

Процедура исследования – это последовательность действий или способ организации проведения исследования.

Методика исследования –описание конкретных приемов или способов познания.

Сравнительная таблица (техник, процедура, методика, метод) по критериям.

Основной подход в исследовании – это познавательный подход.

Методы:

1) Общефилосовские методы:

- диалектический метод;

- метафизический метод.

Сравнить диалектику и метафизику.

2) Общенаучные методы:

- наблюдение, моделирование, синтез, анализ и т.д. Из новых – метод синергетики.

3) Частно-научные (специальные) методы.

Наши рекомендации