Сравнить диалектику и метафизику
Методология научных исследований
Проф. Гневашева Вера Анатольевна
Наука – это деятельность, направленная на производство знаний.
Томан Хун «Структура научный революций» - изучить.
Выделяет период нормальной науки и революции.
Парадигма (греч. Пример) – это система теоретических, методологических и аксиологических (ценностных) установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.
Одна или много парадигм. Примеры смены парадигм.
Аномалия – искажение парадигмы. Если аномалия принимает массовый характер, то происходит научная революция и происходит смена парадигмы.
Картина мира – это общее эмпирическое и теоритическое видение действительности, подкрепленное существующей парадигмой (парадигмами) и основанное на имеющихся методах и установках.
Научное исследование – это процесс получения новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Оно может носить прикладной (полученное новое знание имеет возможность конкретного применения на практике) или фундаментальный характер.
Фундаментальное исследование – кто в России?
Научное знание – это результат научного исследования, который отвечает определенным критериям:
- объективность;
- рациональность (должно базироваться на определенном основании);
- эссенциалистская направленность (знание нацелено на воспроизведение сущности или закономерности объекта);
- системность;
- проверяемость.
Этапы научного исследования:
1. Процесс изучения;
2. Эксперимент;
3. Концептуализация;
4. Проверка теории.
Сопоставить критерии научного знания с этапами научного исследования.
Проблема –это противоречивая ситуация, требующая разрешения.
Цель научного исследования
Задачи научного исследования
Объект исследования –некоторая вещь, процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.
Предмет исследования – это конкретная область объекта, внутри которой ведется научный поиск.
Гипотеза (предположение) –научное предположение, истинное значение которого пока не определено.
Определить тему научного исследования (цель, задачи, объект, предмет и гипотезу)
Познание –это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире.
Уровни познания:
- эмпирический;
- теоретический – акцент на раскрытие связей, закономерностей, присущих изучаемым явлениям.
Теория –это интеллектуальное отражение реальности, концептуальная система знаний. Как правило в основу теории положен эксперимент.
Пример теории, которую невозможно проверить экспериментом.
Структура теории:
- понятие – некоторая мысль, выделающая или обобщающая предметы;
- суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается;
- умозаключение – процесс рассуждения, в ходе которого происходит переход от исходного суждения (предпосылки) к новому суждению;
- закон – это объективная, существенная, необходимая и устойчивая связь между предметами и явлениями.
Структура эмпирического уровня познания:
- факты – это знание в форме утверждения;
- эмпирическое обобщение – это система научных фактов;
- эмпирические закономерности – это регулярность в явлениях и устойчивость в отношениях между наблюдаемыми объектами.
Определить разницу между понятиями Закон и Закономерность. Привести примеры того и другого.
Фундаментальная теория формируется на основе эмпирического познания.
Методология – это совокупность методов и принципов исследования, приращения и практического применения знаний.
Методы исследования – это совокупность приемов и средств, при помощи которых добываются знания о предмете исследования.
Эмпиризм –чувственный опыт как метод познания.Метод исследования – эксперимент.
Идолы познания по Ф. Бэкону, причины неверного знания:
1. Идол рода. Суть состоит в наделении природных процессов человеческими свойствами.
2. Идол пещеры. Он является следствием сложного внутреннего мира человека, из-за которого он искаженно воспринимает окружающий мир.
3. Идолы рыка. Суть состоит в неправильном употреблении терминов.
4. Идолы театра. Некритические заимствования из различных научных доктрин. «Выдергивание из текста».
Рационализм –точные и простые правила (Р. Декарт). В основу положен разум, а не опыт.
Методы мышления:
Индукция – от частного положения к общему;
Дедукция – от общего к частному. Начало дедукции – это некоторая аксиома.
Сравнить поведение Ватсона и Холмса. Найти подтверждение тому, что истинность посыла приводит к истине знания.
Техника исследования – это совокупность специальных приемов при использовании того или иного метода.
Процедура исследования – это последовательность действий или способ организации проведения исследования.
Методика исследования –описание конкретных приемов или способов познания.
Сравнительная таблица (техник, процедура, методика, метод) по критериям.
Основной подход в исследовании – это познавательный подход.
Методы:
1) Общефилосовские методы:
- диалектический метод;
- метафизический метод.
Сравнить диалектику и метафизику.
2) Общенаучные методы:
- наблюдение, моделирование, синтез, анализ и т.д. Из новых – метод синергетики.
3) Частно-научные (специальные) методы.