Дукцией производствен-
Но-технического
Назначения
Жипищно-коммуналь-
Ное хозяйство
Рентабельность
А (СГИБОВ
Всего в экономике
Промышленность
Сельское хозяйство
Строительство
Транспорт
Связь
Торговля и обществен-
Ное питание
Оптовая торговля про-
Дукцией производствен-
Но-технического
Назначения
Жилищно-коммуналь-
Ное хозяйство
29,3
38,3
37,5
20,0
5,7
20,3
23,3
18,4
1,4
28,0
37,0
15,8
25,8
8,8
23,0
31,6
3,1
15,8
20,1
-3,1
23,3
15,1
39,2
9,8
25,1
-17,5
5,3
7,4
0,3
12,4
5,6
15,4
7,2
5,7
0,3
4,8
9?
-22,2
11,6
2,9
27,3
0,5
2,8
-10,7
1,3
2,2
-2,0
3,5
1,4
7,8
3.3
2,3
0,04
6,3
9,0
-20,9
11,2
6,8
27,4
2,7
2,3
-12,1
1,7
2,3
-2,5
2,5
2,2
9,4
3,8
3,2
-од
8,1
12,7
-24,7
6,8
10,6
29,4
2,6
4,9
-13,3
0,9
-0,2
-4,0
0,4
2,6
-4Д
-4,1
0,7
-0,6
18,5
25,5
8,2
9,2
27,3
33,6
4,9
5,8
-16,2
5,0
8,7
1,5
2,6
4,9
8,0
3,0
4,3
-0,4
18,9
?4 7
6,3
9,7
17,2
30,7
18,5
3,5
-17,6
7,6
12,9
2,0
4,6
5,2
11,6
7,5
3,6
-0,2
14,4
18,5
9,3
9,6
13,6
34,7
12,9
3,6
-15,7
6,1
8,8
3,1
5,1
4,5
13,7
6,5
3,6
-0,2
10,9
14,4
1.0
6,1
8,0
33,4
8,9
3,3
-13,1
4,3
5,6
-0,1
3,4
1,7
10,8
5,4
2,3
-0,4
Российский статистический ежегодник. 2003 С 575
Важное место в структуре цены занимают налоги, которые фор-
Мируют доходы бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов.
Единый социальный налог имеет целевое назначение и высту-
Пает источником формирования социальных внебюджетных фон-
Дов' Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда
Обязательного медицинского страхования.
Знак (-) означает убыточность
Кроме социального налога, выделяют целый ряд как прямых,
Так и косвенных налогов.
К косвенным налогам относятся налоги на продукцию и услуги,
Включаемые в цену товара или тариф. Косвенные налоги являются
Налогами на потребителя, который оплачивает их при покупке това-
Ров. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стои-
Мость, акцизы, таможенные пошлины и др.
Прямые налоги устанавливаются на доходы или имущество фи-
Зических или юридических лиц. К таким налогам относятся налог на
Доходы с физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на
Имущество организаций, земельный налог, лесной налог и др.
Наценки посреднических и торговых организаций обеспечива-
Ют им возмещение затрат, связанных с продвижением продукции от
Производителей к потребителям, и получение определенной суммы
Прибыли.
Возмещение издержек оптовой торговли осуществляется с по-
Мощью снабженческо-сбытовых надбавок, которые включают затраты
И прибыль. В составе снабженческо-сбытовых надбавок учитываются
Расходы по закупке, хранению, транспортировке и реализации про-
Дукции, а также необходимая для нормальной деятельности этих
Организаций прибыль.
Расходы по реализации товаров различными торговыми пред-
Приятиями возмещаются через торговую надбавку. Торговая над-
Бавка включает издержки розничного продавца, а также прибыль.
Чем больше посредников участвует в реализации товара, тем
Выше издержки обращения и соответственно выше уровень про-
Дажной цены. В связи с этим создание крупных оптово-торговых
Фирм способствует удешевлению товародвижения.
В зависимости от сферы регулирования различают:
•свободные цены, которые устанавливаются производителя-
Ми продукции и услуг на основе спроса и предложения. При этом
Покупатель и продавец ни до, ни после совершения сделки купли-
продажи не связаны никакими обязательствами;
•договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по
Соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая
договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства;
•цены в условиях частичной или полной монополизации рын-
Ка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то
принудительные условия;
•регулируемые цены —цены, устанавливаемые под контро-
Лем государства или отдельных субъектов Федерации. Различают
Прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирова-
Ние осуществляется путем установления фиксированных цен, пре-
Дельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен,
Предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование
Предполагает воздействие на цены через изменение налогов и про-
Центных ставок.
В Российской Федерации государственное регулирование цено-
Образования осуществляется на основании Указа Президента РФ от
28.02.1995 г. № 221 ≪О мерах по упорядочению государственного
регулирования цен (тарифов)≫. Этим Указом определены перечни
Продукции и услуг, по которым осуществляется государственное
Регулирование цен.
Государственное регулирование цен и тарифов в отраслях, от-
Носящихся к естественным монополиям, осуществляется в соответ-
ствии с Федеральным законом ≪О естественных монополиях≫ (от
Г. № 147-ФЗ) В этих отраслях развитие конкуренции не-
Возможно или неэффективно, что вызывает необходимость госу-
Дарственного регулирования их деятельности.
В зависимости от территории действия различают:
•единые, или поясные, цены;
•региональные (зональные) цены.
Единые цены устанавливаются и регулируются федеральными
Органами исполнительной власти. Региональные цены устанавли-
Ваются органами исполнительной власти регионов и учитывают
Природно-климатические, географические, социально-экономиче-
Ские условия и особенности отдельных территорий. В соответствии
с Указом Президента РФ ≪О мерах по упорядочению государствен-
ного регулирования цен (тарифов)≫ определены перечни продук-
Ции производственно-технического назначения, товаров народного
Потребления и услуг, по которым федеральным органам исполни-
Тельной власти, а также органам исполнительной власти субъектов
РФ предоставляется право вводить государственное регулирование
Цен, тарифов и надбавок.