Перечень тем контрольных работ

Организационно-методические указания

Дисциплина «Бизнес-планирование» входит в цикл общеэкономических дисциплин.

Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курса экономика организации (предприятия). В свою очередь знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении курса антикризисное управление.

При изучении курса предусмотрены следующие виды учебных занятий: лекции; семинары.

На лекциях студенты слушают и отмечают основные моменты по каждой теме.

На семинарских занятиях проводится обсуждение пройденной лекции и опрос на предмет овладения темы.

Во время самостоятельной работы студенты просматривать учебную и практическую литературу для более обширного понимания сути тематического материала.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и итоговый контроль по дисциплине.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, при которой оцениваются знания студента по конкретной теме по пятибалльной системе.

Промежуточная аттестация предусматривает проведение контроля знаний с помощью тестовых заданий по пройденным темам.

Итоговый контроль по дисциплине проводится в форме экзамена.

Знания, полученные при изучении данной дисциплины, используются при написании выпускной квалификационной работы, контролируется на междисциплинарном экзамене по специальности 080503 – «Антикризисное управление».

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Основы современной методологии бизнес – планирования.

Студенты должны усвоить:

- основные понятия по теме;

- преимущества планирования;

- цели, задачи, функции и принципы бизнес – планирования;

- общие требования при подготовке бизнес-плана.

Понятие бизнес – планирование – как комплексный процесс. Сферы применения планирования. Необходимость и преимущества применения бизнес- планирования в деятельности предприятий в рыночных условиях.

Объективные и субъективные причины ограничений применения бизнес – планирования. Пределы планирования. Основная цель бизнес - планирования. Главная цель бизнес-плана. Стратегические и тактические задачи. Примеры задач бизнес – планирования. Взаимосвязь задач. Функции бизнес - планирования: внутрифирменные, внешние. Основополагающие принципы: единства, гибкости, непрерывности, коммуникативности, интерактивности, многовариантности, участия, адекватности.

Тема 2. Бизнес-план как элемент внутрифирменного планирования.

Студенты должны знать:

- основные понятия по теме;

- понятие бизнес-плана;

- роль бизнес-плана в предпринимательстве;

- содержание и особенности планов;

- общие требования при подготовке бизнес-плана.

Понятия: бизнес, предпринимательская деятельность, планирование, бизнес-план. Элементы успеха в бизнесе. Роль бизнес-плана в предпринимательстве.

Основные разновидности бизнес-планов. Технико-экономическое обоснование, стратегический план, общефирменный план, краткосрочные и текущие планы, программы, инвестиционный проект. Содержание и особенности этих планов. Отличие бизнес-плана от других плановых документов. Назначение бизнес-плана. Бизнес – планирование – творчески процесс, требующий профессионализма и мастерства. Бизнес-план, как внутренний и внешний документ. Потенциальные партнеры. Два подхода к разработке бизнес-плана. Заказчики и разработчики бизнес-плана. Требования, которые необходимо учитывать при подготовке бизнес-плана.

Тема 3. Организация процесса бизнес – планирования.

Студенты должны знать:

- основные понятия по теме;

- определение процесса бизнес – планирования;

- основные стадии процесса бизнес – планирования.

Определение процесса бизнес – планирования. Основные стадии бизнес – планирования: подготовительная, стадия разработки бизнес-плана, стадия продвижения, стадия реализации бизнес-плана. Формирование бизнес-идеи –ключевой момент подготовительной стадии. Определение бизнес идеи. Источники новых идей. Презентация бизнес-плана. Области презентации. Шесть этапов процедуры аудита бизнес-плана. Определение реализации бизнес-плана. Основные задачи реализации бизнес-проекта и составления бюджета. Стадии реализации бизнес-плана. Завершение реализации бизнес-плана.

Тема 4. Методика составления бизнес-плана.

Студенты должны знать:

- основные этапы разработки бизнес-плана;

- структуру бизнес-плана;

- основные разделы бизнес-плана.

Основные этапы разработки бизнес-плана: сбор деловой информации; определение целей разработки бизнес-плана; выявление конкретных адресатов бизнес-плана; создание структуры бизнес-плана. Содержание основных разделов бизнес-плана.

Тема 5. Бизнес – диагностика деятельности предприятия.

Студенты должны знать:

- основные понятия по теме;

- понятие и предназначение бизнес – диагностики;

- разделы бизнес – диагностики предприятия.

Понятие бизнес–диагностики деятельности предприятия. Предназначение бизнес – диагностики. Краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный анализ.

Разделы полномаштабной бизнес–диагностики деятельности предприятия. Бизнес-диагностика решает важные проблемы взаимоувязки различных аспектов деятельности предприятия.

Тема 6. Анализ типичных ошибок и недостатков в бизнес – планировании.

Студенты должны знать:

- типичные ошибки в бизнес – планировании;

- как не следует составлять бизнес-план.

Недостатки и ошибки при составлении бизнес-плана. Возможности избежания и решения проблем.

Заключение

По пройденным темам производится диагностика на предмет освоения пройденного материала. После предлагаются рекомендации по дальнейшему изучению разработки бизнес-планов в связи с их непрерывным совершенствованием и развитием. Рассматриваются рекомендации и материалы, необходимые для подготовки к экзамену.

3. Распределение учебного времени по семестрам, темам и видам учебных занятий

(очная форма обучения, срок обучения – 5 лет)

№ п/п Наименование темы Всего Аудиторные Самост. работа
Лекц. Сем.
Основы современной методологии бизнес – планирования
Бизнес-план как элемент внутрифирменного планирования
Организация процесса бизнес – планирования
Методика составления бизнес-плана
Бизнес – диагностика деятельности предприятия
Анализ типичных ошибок и недостатков в бизнес – планировании
  Итого по дисциплине

(очно-заочная форма обучения, срок обучения – 6 лет)

№ п/п Наименование темы Всего Аудиторные Самост. работа
Лекц. Сем.
Основы современной методологии бизнес – планирования
Бизнес-план как элемент внутрифирменного планирования
Организация процесса бизнес – планирования
Методика составления бизнес-плана
Бизнес – диагностика деятельности предприятия
Анализ типичных ошибок и недостатков в бизнес – планировании
  Итого по дисциплине

(заочная форма обучения, срок обучения – 6 лет)

№ п/п Наименование темы Всего Аудиторные Самост. работа
Лекц. Сем.
Основы современной методологии бизнес – планирования -
Бизнес-план как элемент внутрифирменного планирования -
Организация процесса бизнес – планирования -
Методика составления бизнес-плана
Бизнес – диагностика деятельности предприятия
Анализ типичных ошибок и недостатков в бизнес – планировании
  Итого по дисциплине

4. Перечень семинарских занятий

Номера тем дисциплины Тема семинара Количество часов
1. Основы современной методологии бизнес – планирования
2. Бизнес-план как элемент внутрифирменного планирования
3. Организация процесса бизнес – планирования
4. Методика составления бизнес-плана
5. Бизнес – диагностика деятельности предприятия
6. Анализ типичных ошибок и недостатков в бизнес – планировании

Перечень тем контрольных работ

1. Цели и задачи бизнес-плана.

2. Структура и последовательность разработки бизнес-плана.

3. Критерии эффективности бизнес-плана и условия его принятия.

4. Планирование доходов предприятия.

5. Планирование затрат на производство предприятия.

6. Разработка бизнес-плана в целях получения кредита.

7. Разработка бизнес-плана в целях погашения недоимки по налогам и отчислениям во внебюджетные фонды.

8. Разработка бизнес-плана в целях привлечения инвестиций из внешних источников.

9. Организация разработки бизнес-плана на предприятии.

10. Организация реализации бизнес-плана на предприятии.

11. Контроль реализации бизнес-плана и его корректировка на предприятии.

12. Маркетинговые исследования при разработке бизнес-плана на предприятии.

13. Анализ реализации бизнес-плана на предприятии.

14. Программные средства разработки бизнес-плана на предприятии.

15. Разработка бизнес-плана повышения качества продукции и услуг предприятия.

16. Разработка бизнес-плана расширения рынка сбыта продукции и услуг предприятия.

17. Разработка бизнес-плана выпуска новой продукции и услуг предприятия.

18. Разработка бизнес-плана замены оборудования на предприятии.

19. Разработка бизнес-плана повышения производительности труда на предприятии.

20. Разработка бизнес-плана снижения затрат на производство предприятия.

21. Разработка бизнес-плана повышения эффективности использования основных фондов на предприятии.

22. Разработка бизнес-плана повышения оборачиваемости оборотного капитала предприятия.

23. Разработка бизнес-плана совершенствования организационной структуры предприятия.

24. Разработка бизнес-плана стимулирования персонала на предприятии.

25. Разработка бизнес-плана социального развития коллектива на предприятии.

26. Разработка бизнес-плана создания резервного фонда на предприятии.

27. Разработка бизнес-плана повышения квалификации персонала на предприятии.

28. Разработка бизнес-плана рекламной компании в условиях расширения рынка сбыта продукции и услуг предприятия.

29. Разработка бизнес-плана рекламной компании в условиях сжатия рынка сбыта продукции и услуг предприятия.

30. Системы планов: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные и их увязка.

31. Учет фактора времени при разработке бизнес-плана.

32. Учет рисков инвестирования при разработке бизнес-планов.

33. Сравнение бизнес-планов и выбор наилучшего в условиях риска и неопределенности.

34. Информационное обеспечение разработки бизнес-планов.

35. Планирование организационно-правовой формы предприятия.

36. Планирование капитала предприятия, источники его формирования и структура.

37. Планирование износа и амортизации основных производственных фондов.

38. Планирование показателей использования основных производственных фондов.

39. Планирование потребности в основном капитале.

40. Взаимосвязь производительности труда и фондоотдачи.

41. Планирование оборотного капитала: формирование, стадии оборота, расчет потребности.

42. Нормирование оборотного капитала.

43. Планирование показателей использования оборотного капитала.

44. Факторы, влияющие на скорость оборота оборотного капитала.

45. Прямые и косвенные затраты и их роль в планировании производства.

46. Планирование факторов, влияющих на себестоимость.

47. Методы планирования использования рабочего времени.

48. Планирование факторов, влияющих на производительность труда и резервы роста производительности труда.

49. Планирование цен и себестоимости продукции.

50. Планирование привлечения финансов.

51. Внешние и внутренние источники финансирования деятельности предприятия.

52. Планирование факторов, влияющих на прибыль и рентабельность предприятия.

53. Планирование прибыли как показателя эффективности инвестиций.

54. Организационная структура предприятия и факторы, влияющие на ее выбор.

55. Планирование системы оплаты труда и критерии для сравнения систем оплаты труда.

Наши рекомендации