Перечень тем контрольных работ
Организационно-методические указания
Дисциплина «Бизнес-планирование» входит в цикл общеэкономических дисциплин.
Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курса экономика организации (предприятия). В свою очередь знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении курса антикризисное управление.
При изучении курса предусмотрены следующие виды учебных занятий: лекции; семинары.
На лекциях студенты слушают и отмечают основные моменты по каждой теме.
На семинарских занятиях проводится обсуждение пройденной лекции и опрос на предмет овладения темы.
Во время самостоятельной работы студенты просматривать учебную и практическую литературу для более обширного понимания сути тематического материала.
Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и итоговый контроль по дисциплине.
Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, при которой оцениваются знания студента по конкретной теме по пятибалльной системе.
Промежуточная аттестация предусматривает проведение контроля знаний с помощью тестовых заданий по пройденным темам.
Итоговый контроль по дисциплине проводится в форме экзамена.
Знания, полученные при изучении данной дисциплины, используются при написании выпускной квалификационной работы, контролируется на междисциплинарном экзамене по специальности 080503 – «Антикризисное управление».
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Основы современной методологии бизнес – планирования.
Студенты должны усвоить:
- основные понятия по теме;
- преимущества планирования;
- цели, задачи, функции и принципы бизнес – планирования;
- общие требования при подготовке бизнес-плана.
Понятие бизнес – планирование – как комплексный процесс. Сферы применения планирования. Необходимость и преимущества применения бизнес- планирования в деятельности предприятий в рыночных условиях.
Объективные и субъективные причины ограничений применения бизнес – планирования. Пределы планирования. Основная цель бизнес - планирования. Главная цель бизнес-плана. Стратегические и тактические задачи. Примеры задач бизнес – планирования. Взаимосвязь задач. Функции бизнес - планирования: внутрифирменные, внешние. Основополагающие принципы: единства, гибкости, непрерывности, коммуникативности, интерактивности, многовариантности, участия, адекватности.
Тема 2. Бизнес-план как элемент внутрифирменного планирования.
Студенты должны знать:
- основные понятия по теме;
- понятие бизнес-плана;
- роль бизнес-плана в предпринимательстве;
- содержание и особенности планов;
- общие требования при подготовке бизнес-плана.
Понятия: бизнес, предпринимательская деятельность, планирование, бизнес-план. Элементы успеха в бизнесе. Роль бизнес-плана в предпринимательстве.
Основные разновидности бизнес-планов. Технико-экономическое обоснование, стратегический план, общефирменный план, краткосрочные и текущие планы, программы, инвестиционный проект. Содержание и особенности этих планов. Отличие бизнес-плана от других плановых документов. Назначение бизнес-плана. Бизнес – планирование – творчески процесс, требующий профессионализма и мастерства. Бизнес-план, как внутренний и внешний документ. Потенциальные партнеры. Два подхода к разработке бизнес-плана. Заказчики и разработчики бизнес-плана. Требования, которые необходимо учитывать при подготовке бизнес-плана.
Тема 3. Организация процесса бизнес – планирования.
Студенты должны знать:
- основные понятия по теме;
- определение процесса бизнес – планирования;
- основные стадии процесса бизнес – планирования.
Определение процесса бизнес – планирования. Основные стадии бизнес – планирования: подготовительная, стадия разработки бизнес-плана, стадия продвижения, стадия реализации бизнес-плана. Формирование бизнес-идеи –ключевой момент подготовительной стадии. Определение бизнес идеи. Источники новых идей. Презентация бизнес-плана. Области презентации. Шесть этапов процедуры аудита бизнес-плана. Определение реализации бизнес-плана. Основные задачи реализации бизнес-проекта и составления бюджета. Стадии реализации бизнес-плана. Завершение реализации бизнес-плана.
Тема 4. Методика составления бизнес-плана.
Студенты должны знать:
- основные этапы разработки бизнес-плана;
- структуру бизнес-плана;
- основные разделы бизнес-плана.
Основные этапы разработки бизнес-плана: сбор деловой информации; определение целей разработки бизнес-плана; выявление конкретных адресатов бизнес-плана; создание структуры бизнес-плана. Содержание основных разделов бизнес-плана.
Тема 5. Бизнес – диагностика деятельности предприятия.
Студенты должны знать:
- основные понятия по теме;
- понятие и предназначение бизнес – диагностики;
- разделы бизнес – диагностики предприятия.
Понятие бизнес–диагностики деятельности предприятия. Предназначение бизнес – диагностики. Краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный анализ.
Разделы полномаштабной бизнес–диагностики деятельности предприятия. Бизнес-диагностика решает важные проблемы взаимоувязки различных аспектов деятельности предприятия.
Тема 6. Анализ типичных ошибок и недостатков в бизнес – планировании.
Студенты должны знать:
- типичные ошибки в бизнес – планировании;
- как не следует составлять бизнес-план.
Недостатки и ошибки при составлении бизнес-плана. Возможности избежания и решения проблем.
Заключение
По пройденным темам производится диагностика на предмет освоения пройденного материала. После предлагаются рекомендации по дальнейшему изучению разработки бизнес-планов в связи с их непрерывным совершенствованием и развитием. Рассматриваются рекомендации и материалы, необходимые для подготовки к экзамену.
3. Распределение учебного времени по семестрам, темам и видам учебных занятий
(очная форма обучения, срок обучения – 5 лет)
№ п/п | Наименование темы | Всего | Аудиторные | Самост. работа | |
Лекц. | Сем. | ||||
Основы современной методологии бизнес – планирования | |||||
Бизнес-план как элемент внутрифирменного планирования | |||||
Организация процесса бизнес – планирования | |||||
Методика составления бизнес-плана | |||||
Бизнес – диагностика деятельности предприятия | |||||
Анализ типичных ошибок и недостатков в бизнес – планировании | |||||
Итого по дисциплине |
(очно-заочная форма обучения, срок обучения – 6 лет)
№ п/п | Наименование темы | Всего | Аудиторные | Самост. работа | |
Лекц. | Сем. | ||||
Основы современной методологии бизнес – планирования | |||||
Бизнес-план как элемент внутрифирменного планирования | |||||
Организация процесса бизнес – планирования | |||||
Методика составления бизнес-плана | |||||
Бизнес – диагностика деятельности предприятия | |||||
Анализ типичных ошибок и недостатков в бизнес – планировании | |||||
Итого по дисциплине |
(заочная форма обучения, срок обучения – 6 лет)
№ п/п | Наименование темы | Всего | Аудиторные | Самост. работа | |
Лекц. | Сем. | ||||
Основы современной методологии бизнес – планирования | - | ||||
Бизнес-план как элемент внутрифирменного планирования | - | ||||
Организация процесса бизнес – планирования | - | ||||
Методика составления бизнес-плана | |||||
Бизнес – диагностика деятельности предприятия | |||||
Анализ типичных ошибок и недостатков в бизнес – планировании | |||||
Итого по дисциплине |
4. Перечень семинарских занятий
Номера тем дисциплины | Тема семинара | Количество часов |
1. | Основы современной методологии бизнес – планирования | |
2. | Бизнес-план как элемент внутрифирменного планирования | |
3. | Организация процесса бизнес – планирования | |
4. | Методика составления бизнес-плана | |
5. | Бизнес – диагностика деятельности предприятия | |
6. | Анализ типичных ошибок и недостатков в бизнес – планировании |
Перечень тем контрольных работ
1. Цели и задачи бизнес-плана.
2. Структура и последовательность разработки бизнес-плана.
3. Критерии эффективности бизнес-плана и условия его принятия.
4. Планирование доходов предприятия.
5. Планирование затрат на производство предприятия.
6. Разработка бизнес-плана в целях получения кредита.
7. Разработка бизнес-плана в целях погашения недоимки по налогам и отчислениям во внебюджетные фонды.
8. Разработка бизнес-плана в целях привлечения инвестиций из внешних источников.
9. Организация разработки бизнес-плана на предприятии.
10. Организация реализации бизнес-плана на предприятии.
11. Контроль реализации бизнес-плана и его корректировка на предприятии.
12. Маркетинговые исследования при разработке бизнес-плана на предприятии.
13. Анализ реализации бизнес-плана на предприятии.
14. Программные средства разработки бизнес-плана на предприятии.
15. Разработка бизнес-плана повышения качества продукции и услуг предприятия.
16. Разработка бизнес-плана расширения рынка сбыта продукции и услуг предприятия.
17. Разработка бизнес-плана выпуска новой продукции и услуг предприятия.
18. Разработка бизнес-плана замены оборудования на предприятии.
19. Разработка бизнес-плана повышения производительности труда на предприятии.
20. Разработка бизнес-плана снижения затрат на производство предприятия.
21. Разработка бизнес-плана повышения эффективности использования основных фондов на предприятии.
22. Разработка бизнес-плана повышения оборачиваемости оборотного капитала предприятия.
23. Разработка бизнес-плана совершенствования организационной структуры предприятия.
24. Разработка бизнес-плана стимулирования персонала на предприятии.
25. Разработка бизнес-плана социального развития коллектива на предприятии.
26. Разработка бизнес-плана создания резервного фонда на предприятии.
27. Разработка бизнес-плана повышения квалификации персонала на предприятии.
28. Разработка бизнес-плана рекламной компании в условиях расширения рынка сбыта продукции и услуг предприятия.
29. Разработка бизнес-плана рекламной компании в условиях сжатия рынка сбыта продукции и услуг предприятия.
30. Системы планов: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные и их увязка.
31. Учет фактора времени при разработке бизнес-плана.
32. Учет рисков инвестирования при разработке бизнес-планов.
33. Сравнение бизнес-планов и выбор наилучшего в условиях риска и неопределенности.
34. Информационное обеспечение разработки бизнес-планов.
35. Планирование организационно-правовой формы предприятия.
36. Планирование капитала предприятия, источники его формирования и структура.
37. Планирование износа и амортизации основных производственных фондов.
38. Планирование показателей использования основных производственных фондов.
39. Планирование потребности в основном капитале.
40. Взаимосвязь производительности труда и фондоотдачи.
41. Планирование оборотного капитала: формирование, стадии оборота, расчет потребности.
42. Нормирование оборотного капитала.
43. Планирование показателей использования оборотного капитала.
44. Факторы, влияющие на скорость оборота оборотного капитала.
45. Прямые и косвенные затраты и их роль в планировании производства.
46. Планирование факторов, влияющих на себестоимость.
47. Методы планирования использования рабочего времени.
48. Планирование факторов, влияющих на производительность труда и резервы роста производительности труда.
49. Планирование цен и себестоимости продукции.
50. Планирование привлечения финансов.
51. Внешние и внутренние источники финансирования деятельности предприятия.
52. Планирование факторов, влияющих на прибыль и рентабельность предприятия.
53. Планирование прибыли как показателя эффективности инвестиций.
54. Организационная структура предприятия и факторы, влияющие на ее выбор.
55. Планирование системы оплаты труда и критерии для сравнения систем оплаты труда.