Этничность на семейно-бытовом уровне

Семья — элементарная общественная ячейка, которой принадлежит немалая роль в воспроизводстве этноса.

Примордиализм — в этнологии, одно из научных направлений, рассматривающее этнос как изначальное и неизменное объединение людей «по крови» с неизменными признаками [2, с. 64]. Является наиболее ранним направлением в этнологических исследованиях, развивавшимся на основе установок философского эссенциализма. Конструктивизм — научное направление в изучении этноса, представляющее этнос как конструкт, создаваемый при помощи интеллектуального воздействия отдельных личностей (культурных и властных элит). Аргументация конструктивистов основана на широком спектре фактов искусственного создания и внедрения этнических традиций.

В примордиализме семья рассматривается, прежде всего, как институт имеющий своей функцией информационную защиту индивида, и при помощи этого поддержания этноса. Семья, в том числе и межэтническая, представляет собой мезоструктуру, транслирующую от одного поколения этноса другому культурные символы и значения, представляющих определенную ценность для этноса. В конструктивизме же семья рассматривается подобно экономическим институтам, как институт обмена: обмена статусами. Семья имеет свои показатели продуктивности, основываясь на которых можно проанализировать устойчивость семьи.

Бытие этносов соотносится с семьей. Сохранить семью значит сохранить народ. Место семьи в социальной структуре этноса образно выразил Н. Бердяев: «этнос есть расширенная семья, а семья ― сжатый этнос» [1]. Обязательным элементом семьи и этноса является религия, признаваемая теологами ведущим естественным признаком этноса и метаэтноса.

Среди зарубежных работ, касающихся проблематики влияния семьи на этничность, весьма интересны этнографические исследования Маргарет Мид, изучавшей практики воспитания детей у разных народов. В отечественной науке влияние различных факторов и социальных институтов на воспроизводство этноса освещали в теоретическом аспекте Г. С. Денисова и М. Р. Радовель [1].

В отличие от таких социальных институтов, как школа или средства массовой информации, семья в большей мере обеспечивает связь природной среды с духовной составляющей этноса. Именно в семье (через обучение родному языку, благодаря усвоению социальных отношений и ценностей, выраженных при помощи языка, которые передаются в процессе воспитания новых поколений в нормах, традициях и нравах и т.п.) формируется мировоззрение и самосознание представителей того или иного народа (этноса).

Достижение и сохранение культурной самобытности этноса возможно только при достижении определенного уровня этнического самосознания.

Человек, родившийся в семье, принадлежащей одному этносу, но прошедший социализацию в другом, будет обладать этническими свойствами, характерными для этого последнего этноса. Особенно яркой иллюстрацией этого тезиса могут служить отдельные случаи воспитания с раннего возраста в семьях европейцев детей, родителя которых принадлежали к отсталым народам. Один из таких случаев связи с проживающим в Южной Америке крайне отсталым индейский племенем гуайналов. Однажды во время бегства этого племени от «чужаков» европейцев ими была забыта двухлетняя девочка. Ее удочерил французский этнограф. А через четверть века она стала довольно известным этнографом, блестяще владеющим несколькими европейскими языками.

Изучение этнической идентичности основывается на самоопределении людей, к какому народу они сами себя относят, а также в соответствии с этнической принадлежностью их родителей.

Исследование роли семьи в воспроизводстве этничности позволяет осуществить поколенческий подход к анализу факторов, оказывающих влияние на данный процесс. Так, в качестве наиболее важных факторов, определяющих этническую идентичность взрослого и подрастающего поколений, показали себя «родной язык и национальная принадлежность родителей, что доказывает особое значение семьи в воспроизводстве этничности и подтверждает положения инструментализма и примордиализма» [6, с. 119]. Родной язык, как знаково-символическая система, являющаяся средством общения, центральным компонентом этнической культуры, объединяющим представителей того или иного народа, первоначально осваивается и предается к детям от родителей и других родственников, прежде всего, в семье.

Ученые определяют понятие «быт» как одну из важнейших сфер жизни общества, охватывающую все существование людей вне их производственной и общественно-политической деятельности. Они считают ее материальной и культурной средой, в которой происходит удовлетворение потребностей в жилище, пище, одежде, развлечениях, состоянии здоровья и т. п. Даже из такой обобщенной характеристики видно, сколь значителен быт для этничности.

Н.Н. и И.А. Чебоксаровы под бытом понимают «специфические формы поведения людей в их повседневной жизни, т.е. в постоянно стабильно возникающих в течение дня, года, жизни ситуациях, а также взаимоотношения, складывающиеся при этом между людьми, способы использования ими предметов, служащих для удовлетворения их материальных и духовных потребностей». Различается производственный, общественный, семейный, домашний быт. Возникая в пределах конкретной группы людей, быт неизбежно несет этническую специфику и является важнейшим объектом исследования.

Определяющая роль семьи в процессе современного воспроизводства этничности проявляется анализе этнической идентичности людей из этнически смешанных семей. Выделение этих семей позволяет увидеть особенное распределение факторов этничности. Для детей из этнически смешанных семей на первом месте стоит родной язык и национальная принадлежность родителей. В этнически смешанной семье каждому из родителей сложно передавать традиции только своей этнической группы, и нередко сам фактор этничности во внутрисемейном общении стараются минимизировать. Если этого и не происходит, то процесс этнической идентификации детей из таких семей все же значительно затруднен.

Важное место занимают методы передачи этнокультурных ценностей, используемых в семьях разных народов. В качестве средств народной педагогики чаще всего используют устное народное творчество: сказки, пословицы и поговорки, песни. Несколько реже в семьях отмечают народные праздники, редко ведутся беседы об истории, культуре и судьбе своего народа.

Наиболее сложная ситуация в этнически смешанных семьях. Чаще всего в воспитании родители здесь используют устное народное творчество, но реже поют народные песни (что не удивительно, поскольку встает вопрос, на каком языке и какие песни петь?) [5, с. 184]. Родители в смешанных семьях нечасто беседуют об истории, культуре и судьбе своего народа. Совсем редко в таких семьях отмечаются народные (национальные) праздники и религиозные обряды. Детьми разных этнических групп в большей степени и лучше усваиваются знания, умения, навыки, которые они получают от родителей. В меньшей степени подростки владеют навыками народно-художественных промыслов, знают и умеют исполнять народные танцы, посещают кружки и участвуют в фестивалях.

Следует отметить, что степень этнокультурной компетенции находится в обратной зависимости со степенью актуализации этничности. Так, большая степень традиционной этнической идентичности присуща представителям маленьким по размерам народов.

В современных условиях этничность остается объективной социальной реальностью, которая передается и воспроизводится во многом благодаря институту семьи (посредством обучения языку, передачи традиций родителями и родственниками); частично через систему образования и (в меньшей мере) распространяемую средствами массовой информации идеологию.

Наши рекомендации