Надежность оборудования
На предприятиях установлено различное оборудование, надёжность работы которого во многом определяет эффективность и качество работы предприятия в целом. Надёжность машины подразумевает возможность её длительной бесперебойной работы без остановок для ремонта или регулировок. Тот гарантийный срок работы машины при нормальных условиях эксплуатации, в течение которого она может работать непрерывно, и будет характеризовать её надёжность. Надёжность машины в первую очередь определяют сроки службы тех деталей, которые первыми приводят к остановке, требующей вмешательства ремонтных рабочих для восстановления её работоспособности. Обеспечение надёжности функционирования оборудования невозможно без постоянного контроля и надлежащих организации работ по его техническому обслуживанию и ремонту. [2, с. 13-14]
Состояние оборудования, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации называется работоспособным. При несоответствии параметров требованиям документации, наступает отказ, т.е. нарушение работоспособного состояния оборудования.
Потеря работоспособности оборудования возникает в двух случаях: когда его узлы перестают функционировать или когда оно в процессе работы не обеспечивает требуемые параметры в заданных пределах (технологическую и геометрическую точность, равномерность перемещений и т. д.). В связи с этим различаются отказы элементов и параметрические отказы.
Отказы элементов - это поломки, пластические деформации и разрушение контактирующих поверхностей, которые сопровождаются остановкой машины. Они легко обнаруживаются в общем потоке отказов. Различают внезапные и постепенные отказы элементов.
Внезапные отказы возникают как следствие перегрузок, связанных с неизбежными случайными колебаниями внешних условий и флуктуациями взаимодействия элементов.
Постепенные отказы элементов машины происходят в результате накапливания износных или усталостных повреждений. В результате потери начальной прочности происходит поломка или пластическое деформирование детали.
Параметрические отказы приводят к такому состоянию машины, при котором не обеспечивается сохранение в допустимых пределах выходных характеристик. Параметрические отказы обычно носят постепенный характер и подразделяются на отказы по технологическим и функциональным параметрам.
К отказам по технологическим параметрам относятся отказы по критериям точности обработки, шероховатости поверхности, качеству отделки и т. д. Отказ наступает в тот момент, когда численное значение критерия превышает его регламентированную нормативными документами величину. Появлению технологического отказа предшествует ухудшение параметров технического состояния станка и при выходе какого-либо одного или нескольких из них за предельные значения, регламентируемые ГОСТом и ТУ, наступает отказ по функциональному параметру. [8, с. 131-135]
1.3 Система планово-предупредительных ремонтов
Организация ремонта основана на применении системы планово –предупредительных ремонтов (ППР). Она определяет комплекс организационно –технических мероприятий, проводимых в плановом порядке для обеспечения работоспособности и исправности машин и оборудования в течение всего срока их службы при соблюдении заданных условий и режимов эксплуатации.
Составной частью системы ППР является техническое обслуживание (ТО). Профилактическое обслуживание осуществляется через определенные промежутки времени работы оборудования. Оно заключается в осмотре механизма, проверке креплений, устранении мелких дефектов, чистке, смазке, регулировке узлов. Техническое обслуживание лесозаготовительной техники подразделяется на ежесменное (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе (ТО-2), третье (ТО-3) и сезонное техническое обслуживание (СО).
Назначение ЕО заключается в подготовке механизма к бесперебойной работе в течение смены. При ЕО выполняют уборочно-очистные, крепежные, заправочные, смазочные операции и опробование оборудования на холостом ходу.
Периодические ТО (ТО-1, ТО-2, ТО-3) выполняются после определенной наработки машин и оборудования. Главная цель их состоит в предупреждении ускоренного износа деталей, узлов, в проверке и восстановлении регулировок узлов и рабочих органов, обеспечении экономичности и безопасности их работы.
Техническое обслуживание нарастает от ТО-1 до ТО-3 и выполняется по месту работы оборудования ремонтными рабочими с привлечением механизаторов. Более сложный вид технического обслуживания включает в себя все операции менее сложных видов.
Сезонное обслуживание проводится при смене времен года: в период осенней распутицы при подготовке оборудования к работе в зимних условиях и в период весенней распутицы при подготовке к работе летом. В процессе сезонного обслуживания проводится углубленная проверка всех узлов машины с устранением выявленных неисправностей.