Выражение признательности

ОГЛАВЛЕНИЕ

Contents

ОГЛАВЛЕНИЕ.. 2

Предисловие.. 5

Выражение признательности.. 7

Cписок сокращений.. 8

Краткое содержание.. 10

1. ЛЕСНОЙ СЕКТОР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ.. 20

1.1. Институциональная организация управления лесами.. 20

1.2. Состояние лесоресурсного потенциала Российской Федерации.. 24

1.3 Рубки леса и ведение лесного хозяйства: состояние проблемы.. 30

1.4. Производство и потребление лесной продукции.. 34

2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГНОЗА.. 41

2.1. Методы прогнозирования динамики лесных ресурсов. 41

2.2.Методы прогнозирования динамики лесопродукции.. 41

2.3. Сценарии развития лесного сектора. 43

3. Развитие лесных ресурсов до 2030 года.. 46

3.1 Текущая динамика лесных ресурсов. 46

3.2. Площадь лесов. 48

3.3 Запас древесины на корню... 50

3.4 Запас углерода. 52

3.5 Повреждения лесов. 54

3.6 Воспроизводство лесов. 56

3.7 Прирост и рубки.. 58

4 Спрос на лесную продукцию.... 63

5. РАЗВИТИЕ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА.. 70

5.1. Заготовка древесины.. 70

5.2. Производство пиломатериалов. 72

5.3. Производство древесных листовых материалов - фанеры.. 74

5.5. Производство древесно-стружечных плит. 76

5.6. Производство древесно-волокнистых плит. 78

5.6. Производство продукции целлюлозно-бумажной промышленности.. 80

5.9. Территориальное размещение производства. 85

5.10 Древесное биотопливо.. 86

5.9 Инвестиции.. 87

6. ВОСПРОИЗВОДСТВО, ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ.. 93

7. ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ И ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА.. 100

7.1. Влияние климата на леса. 100

7.2. Адаптация лесов и смягчение изменений климата. 103

8. ЛЕСНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ: ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ... 106

9. НЕЛЕГАЛЬНАЯ ДРЕВЕСИНА.. 114

9.1. Объемы незаконных рубок в Российской Федерации.. 114

9.2. Виды незаконных рубок. 115

9.3. Сценарии борьбы с незаконными рубками.. 116

9.4 Сценарии развития. 116

9.4. Меры борьбы с незаконными рубками.. 119

10. СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА.. 120

11. ЛЕСНАЯ ПОЛИТИКА И ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ... 125

11.1. Лесная политика в период перехода от инерционного к умеренному сценарию развития в 2012-2020 годы.. 125

11.2. Лесная политика в период перехода от умеренного к инновационному сценарию развития 2020-2030 годы.. 128

11.3. Лесная политика и лесное законодательство в переходный период от инерционного к инновационному сценарию развития. 129

12. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ.. 131

12.1 Кадровое и научное обеспечение развития лесного сектора. 131

12.2. Прорывные технологии и инновации.. 137

Выводы и рекомендации.. 146

Библиография.. 151

Предисловие

Россия – самая большая лесная держава мира. На ее территории находится свыше 20% всех лесных земель планеты. Леса России имеют исключительно большое значение для мировой экологии, климата и экономики. Лесной сектор России обладает значительным потенциалом развития в этих областях.

Целью данного исследования является независимая экспертная оценка современного состояния и перспектив развития российского лесного сектора до 2030 года. Российский прогноз затрагивает различные аспекты лесного сектора: лесное хозяйство, промышленность, политику, науку, образование, климат, сертификацию и нелегальные рубки. Он базируется на признанных международных подходах к устойчивому лесоуправлению и признании лесов экологическим каркасом планеты.

Методология основана на оценки бедующего спроса на продукцию из древесины, тогда как другие прогнозы и программы базируются на оценке лишь предложения товаров. Этот методологический подход позволил получить ряд новых научных результатов, включая оценку системных проблем, разработку сценариевразвития и конкретных рекомендаций в области лесной политики. По всем сценариям развития Россия продолжит наращивать свой лесной ресурсный и промышленный потенциал. Инновационный сценарий обеспечит прогрессивное развитие российских лесов на основе принципов устойчивого лесопользования и «зеленой» экономики.

Главный вывод исследования состоит в необходимости срочной реконструкции всего лесного сектора на основе инноваций, прорывных технологий и лучшей мировой практики. Расширение международного сотрудничества является необходимым фактором достижения этих целей.

Российская Федерация активно сотрудничает с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО) по всем направлениям в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Настоящий прогноз лесного сектора Российской Федерации до 2030 года является новым этапом этого сотрудничества и занимает важное место в ряду других региональных прогнозов ФАО/ЕЭК ООН, представляющих долгосрочную стратегию в области использования и воспроизводства лесных ресурсов на планете. Прогноз вносит весомый вклад в информационные ресурсы ООН и представление мирового сообщества о больших перспективах и возможных путях развития лесного сектора Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Федеральное агентство лесного хозяйства выступило инициатором независимого экспертного исследования и поддерживало исследование на всех этапах путем участия в наблюдательном совете, выделения всех необходимых ресурсов и статистических данных. Участие ФАО в подготовке прогноза развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 года выразилось в общем методическом руководстве и предоставлении финансовых средств на выполнение проекта.

Прогноз был составлен большой группой видных российских специалистов в области лесного сектора, представителей научно-исследовательских, образовательных, негосударственных, организаций и частного сектора. В прогнозе отражаются и сочетаются различные взгляды и позиции государственных ведомств, научного сообщества, гражданского общества и частного бизнеса. Он содержит всесторонний анализ современной ситуации в лесном секторе России и предлагает инновационные пути решения стоящих перед ним задач. Рекомендации экспертов отчета могут послужить ценной основой для выработки необходимых решений по совершенствованию структуры и динамики лесного сектора в России. Они также могут быть полезны и интересны для других стран и торговых партнеров России.

Достижение прогнозных целей развития лесного сектора Российской Федерации окажет положительное влияние на решение социальных, экономических и экологических проблем в России и внесет вклад в развитие мирового лесного хозяйства, лесной промышленности, торговли лесоматериалами и экологии.

   
Эдуардо Рохас-Бриалес Помощник Генерального Директора Департамент Лесного Хозяйства ФАО Виктор Масляков Руководитель Федерального Агентства Лесного хозяйства

Выражение признательности

Настоящий прогноз является результатом плодотворного сотрудничества Российской Федерацией и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО). Координацию проекта со стороны Российской Федерации осуществлял А.Петров, со стороны ФАО – М.Лобовиков. ФАО благодарит всех членов наблюдательного совета, авторского коллектива, а также других участников проекта за деятельное и плодотворное участие в разработке и публикации проекта.

Состав Наблюдательного совета: В. Чуйко– председатель наблюдательного совета(РАО Бумпром); М. Клинов(Минпромторг); Е. Куликова(WWF России); М. Лобовиков (ФАО); А. Панфилов(Рослесхоз); М. Сметанина(Всемирный банк); Ю. Шуваев(ТПП).

Состав исполнителей по разделам: А. Петров - председатель авторского коллектива (ВИПКЛХ), разделы Краткое содержание, 1.1, 2.2, 4, 10, Выводы и рекомендации; Э. Аким(СПбГТУРП), раздел 12.2; Н. Бурдин (НИПИЭИлеспром), разделы 1.4, 2.3, 4, 5; А. Воропаев (WWF России), раздел 8; А. Исаев (ЦЭПЛ РАН), раздел 11; Н. Кожемяко (ГНЦ ЛПК), раздел 5; В. Кондратюк (ГНЦ ЛПК), раздел 5; Г. Коровин (ЦЭПЛ РАН), раздел 11; Е. Куликова(WWF России), разделы 8 и 9; М. Лобовиков (ФАО), Краткое содержание, Выводы и рекомендации; Н. Лукина(ЦЭПЛ РАН), раздел 12.2; А. Мартынюк(ВНИИЛМ), раздел 6; Б. Моисеев (ВНИИЛМ), разделы 1.2, 2.1, 3; Н. Моисеев(МГУЛ), разделы 1.3 и 6; В. Санаев(МГУЛ), раздел 12.1; В. Саханов(ГНЦ ЛПК), раздел 5; А. Филипчук(ВНИИЛМ), разделы 1.2, 2.1 и 3; А. Черновол(РАО Бумпром), раздел 5; В. Чуйко(РАО Бумпром), раздел 12.2; А. Швиденко(IIASA), раздел 7; Н. Шматков(WWF России), раздел 9; Е. Щербаков(МГУЛ), раздел 12.1.

Редактирование и публикация работы выполнена следующими исполнителями: Редакторы: А. Петров(ВИПКЛХ)иМ. Лобовиков(ФАО), техническая редакция и перевод: Вс. Гнетий; редакция английского языка: Д. МкДоналд, Р.Виллиамс; редакция русского языка: М. Нежлукто; дизайн: К. Ферруччи;печать выполнена секцией публикаций ФАО.

Cписок сокращений

BAT Наилучшая существующая технология.
ENA FLEG Europe and North Asia Forest Law Enforcement and Governance. Министерский процесс по совершенствованию практики правоприменения и управления в лесном секторе в Европе и Северной Азии.
FAO Food and Agricultural Organization of the United Nations. Продовольственная и сельскохозяйственная организаций Объединенных Наций
FAWS Forest available for wood supply. Лес доступный для поставки древесины.
FLEG Forest Law Enforcement and Governance. Процесс по совершенствованию практики правоприменения и управления в лесном секторе
FRA Global Forest Resources Assessment. Глобальная оценка лесных ресурсов.
FSC Forest Stewardship Council. Лесной попечительский совет.
GDP Gross domestic product. Внутренний валовой продукт.
IBRD International Bank for Reconstruction and Development. Международный банк реконструкции и развития.
ICFPA International Council of Forest and Paper Associations. Международный совет лесных и бумажных ассоциаций.
IIASA International Institute for Applied Systems Analysis. Международный институт прикладного системного анализа (Австрия)
IPCC Intergovernmental Panel on Climate Change. Межправительственная группа экспертов по климатическим изменениям.
PEFC Programme for the Endorsement of Forest Certification. Программа подтверждения схем лесной сертификации
UNECE United Nations Economic Commission for Europe. Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций
WB The World Bank. Всемирный банк
WWF World Wide Fund for Nature. Всемирный фонд природы.
Минпромторг Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
НИПИЭИлеспром Открытое акционерное общество Научно-исследовательский и проектный институт экономики, организации управления производством и информации по лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности
ООПТ Особо охраняемые природные территории
РАО БУМПРОМ Российская Ассоциация организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности
Рослесхоз Федеральное агентство лесного хозяйства
РНСЛС Российский национальный совет по лесной сертификации
СПбГТУРП Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров
ТПП Торгово-промышленная палата Российской Федерации
ФАО Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций
ВИПКЛХ Федеральное автономное учреждение Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства
ВНИИЛМ Федеральное бюджетное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства
МГУЛ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет леса»
ГНЦ ЛПК Федеральное государственное унитарное предприятие Государственный научный центр лесопромышленного комплекса
ЦЭПЛ РАН Центр по проблемам экологии и продуктивности лесов Российской Академии наук

Краткое содержание

Наши рекомендации