Решение по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение
Решение арбитражного суда по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 Кодекса.
При удовлетворении судом заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, в резолютивной части решения указывается на наличие факта, имеющего юридическое значение, и излагается установленный факт.
Решение арбитражного суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, является основанием для регистрации такого факта или оформления прав, которые возникают в связи с установленным фактом, соответствующими органами и не заменяет собой документы, выдаваемые этими органами.
Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, не всегда заканчивается вынесением судебного решения, т.е. разрешением дела по существу. При выяснении обстоятельств, препятствующих движению дела, указанных в ст. 148 АПК РФ и ст. 150 АПК РФ, дело прекращается вынесением определения об оставления заявления без рассмотрения либо о прекращении производства по делу соответственно.
При рассмотрении дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, применяются также институты временной остановки судебного разбирательства, связанные с необходимостью преодоления возникающих преград для движения арбитражного процесса:
· перерыв судебного заседания,
· приостановление производства по делу,
· отложение судебного разбирательства.
Все указанные нормы применяются по общим правилам, установленным действующим процессуальным законом, и имеют те же цели, основания, сроки, последствия для движения арбитражного дела.
Особенностью решений арбитражного суда об установлении фактов, имеющих юридическое значение, является также то, что на их основании исполнительный лист не выдается.
Обжалование решений арбитражного суда по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, осуществляется в общем порядке.
2. Возбуждение дел о несостоятельности: подведомственность и подсудность, участники
В соответствии со статьей 2 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»41 порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
Дела о несостоятельности являются делами особого производства. В нем рассматриваются только вопросы несостоятельности (банкротства).
Единые правила производства дел в арбитражных судах установлены в АПК РФ для всех категорий дел. Однако в статье 223 определено, что дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Действующий Закон о банкротстве содержит главу III «Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде». Статья 32 этого Закона устанавливает, что дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются коллегиальным составом судей, если иное не предусмотрено федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства) (п.2 ст.223 АПК РФ).
Закон о банкротстве 2002 года предусматривает единоличное рассмотрение в деле о банкротстве вопросов о принятии дела к производству, о введении наблюдения и вопросов, связанных с рассмотрением жалоб на действия арбитражных управляющих, об установлении требований кредитора и возражений по ним, дела о банкротстве отсутствующего должника.
Рассмотрение вопросов о введении внешнего управления, конкурсного производства, о мировом соглашении осуществляются коллегиальным составом суда.
К рассмотрению дел о банкротстве не могут привлекаться арбитражные заседатели.
Вместе с тем Закон о банкротстве предусматривает возможность установления в других федеральных законах особенностей проведения процедур банкротства в отношении субъектов естественных монополий и участников финансово-промышленных групп. Следовательно, и в этих законах могут содержаться процессуальные нормы, регулирующие рассмотрение дел о банкротстве указанных субъектов. Свои особенности рассмотрения дел о банкротстве кредитных организаций предусмотрены соответствующим законом о банкротстве кредитных организаций.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что разбирательство дел о банкротстве осуществляется по правилам АПК РФ, если иное не предусмотрено законодательством о банкротстве.
В соответствии с Законом о банкротстве дела о банкротстве подведомственны арбитражному суду. Следовательно, независимо от того, кто является кредитором или должником: юридическое лицо или гражданин, в том числе и не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, дело о банкротстве рассматривается только арбитражным судом. Что касается подсудности этих дел, то она определяется в ст. 38 АПК РФ и в ст. 33 Закона о банкротстве: по месту нахождения должника — юридического лица и по месту жительства гражданина.
Закон о банкротстве, как и АПК РФ, содержит статьи о лицах, участвующих в деле о банкротстве (ст. 34), и о лицах, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст.35). Помимо перечисленных в статье 35 к лицам, участвующим в деле, отнесены иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом и Федеральным законом о банкротстве.
При рассмотрении дел о банкротстве градообразующих организаций участвующим в деле лицом признается соответствующий орган местного управления.
В других случаях таковыми могут быть: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять надзор за страховой деятельностью (ст. 183); федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг и соответствующая саморегулирующаяся организация на рынке ценных бумаг (ст. 187); федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность стратегическое предприятие или организация(ст. 192); федеральный орган исполнительной власти, уполномоченной правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении субъекта естественной монополии (ст. 198).
Дело о банкротстве возбуждается арбитражным судом на основании заявления о признании должника банкротом, поданного лицом, имеющим право на обращение в арбитражный суд с таким заявлением. Правом на обращение в арбитражный суд с таким заявлением обладают должник, конкурсный кредитор и уполномоченный орган (ст.7).
От имени должника в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом может обратиться руководитель должника, собственник имущества должника унитарного предприятия, учредители (участники) должника, ликвидационная комиссия (ликвидатор), если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность полного удовлетворения требований кредиторов из имущества должника (ст.8, 224 Закона о банкротстве).
Следует заметить, что в отличие от общих норм АПК РФ в Законе о банкротстве подробно изложены требования к оформлению заявления в зависимости от лиц, подающих последнее.
Заявление в суд
Общим для всех заявлений является то, что они подаются в письменном виде; в них указывается наименование арбитражного суда, в который подается заявление, сумма требований.
Заявление должника — юридического лица подписывается только руководителем или лицом, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на подачу заявления о признании должника банкротом, либо должником-гражданином.
Заявление должника может быть подписано представителем должника, если такое полномочие прямо предусмотрено в доверенности представителя.
Заявление должника — гражданина подписывается только самим гражданином.
В заявлении должника указывается наименование арбитражного суда, в который подается заявление; сумма требований кредиторов, размер которой должником не оспаривается; сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, оплате труда и выплате выходных пособий работникам должника, сумма вознаграждения, причитающегося к выплате по авторским договорам; размер задолженности по обязательным платежам; обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме; сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлениях к должнику, а также об исполнительных и иных документах, предъявленных к бесспорному (безакцептному) списанию; сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности; номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях, их почтовые адреса; сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве; наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего; размер вознаграждения арбитражного управляющего; перечень прилагаемых документов.
В заявлении должника не указываются требования к кандидатуре временного управляющего.
В заявлении должника указываются и иные сведения и ходатайства должника
В заявлении конкурсного кредитора должны быть указаны: наименование арбитражного суда, в который подается заявление кредитора; наименование (фамилия, имя, отчество) должника и его адрес; наименование (фамилия, имя, отчество) кредитора и его почтовый адрес; размер требований конкурсного кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов, пеней); обязательство должника перед кредитором, из которого возникло требование, а также срок исполнения такого обязательства; вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда, третейского суда, рассматривавших требования конкурсного кредитора к должнику; доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику; доказательства оснований возникновения задолженности (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, иные документы); наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий; размер вознаграждения арбитражного управляющего; перечень прилагаемых к заявлению кредитора документов.
Конкурсный кредитор в своем заявлении вправе указать профессиональные требования к кандидатуре временного управляющего. В заявлении кредитора могут быть указаны и иные сведения, имеющие отношение к рассмотрению дела о банкротстве.
Заявление кредитора может быть обосновано на объединенной задолженности по различным обязательствам. Конкурсные кредиторы могут объединить свои требования к должнику и обратиться в суд с одним заявлением. Такое заявление подписывается всеми кредиторами, объединившими свои требования.
К заявлению кредитора прилагаются документы, подтверждающие его требования к должнику, а также вступившие в законную силу решения судов, рассматривавших требование кредитора к должнику, и доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику.
Заявление о признании должника банкротом должно отвечать всем требованиям, предъявляемым к заявлению кредитора.
К заявлению уполномоченного органа должно быть приложено решение налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника, а также сведения о задолженности по обязательным платежам, известные уполномоченному органу.
К заявлению кредитора могут быть приложены ходатайства, имеющиеся у конкурсного кредитора.
Кредитор обязан направить копию заявления кредитора должнику (ст.39).
Судья арбитражного суда обязан принять заявление о признании должника банкротом, поданное с соблюдением требований, предусмотренных АПК РФ и Законом о банкротстве.
Если обращение в арбитражный суд с заявлением должника является обязательным, но к заявлению не приложены все предусмотренные статьей 38 Закона о банкротстве документы, указанное заявление принимается арбитражным судом к производству, а недостающие документы истребуются при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству.
Не обладают правом на подачу заявления о признании должника банкротом кредиторы, чьи денежные обязательства в соответствии со ст.64 ГК РФ подлежат удовлетворению в первую и вторую очередь (не конкурсные кредиторы), а также учредители (участники) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия, так как они вообще не признаются кредиторами и получают удовлетворение из имущества должника, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами (ст. 148 Закона о банкротстве).
Кредиторами могут быть российские и иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Их право на подачу заявления как конкурсных кредиторов реализуют уполномоченные на то органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции в соответствии с их статусом.
Правом на подачу заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом от имени Российской Федерации как кредитора по обязательным платежам обладает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. В настоящее время таким органом является ФСФО со своими территориальными органами. В данном случае ФСФО действует в качестве субъекта публичного права. Новым Законом о банкротстве предусмотрено, что такие органы вправе участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве, когда рассматривается обоснованность требований по обязательным платежам.
О принятии заявления о признании должника банкротом судья арбитражного суда выносит определение не позднее чем через пять дней со дня поступления указанного заявления в арбитражный суд.
В определении о принятии заявления о признании должника банкротом указывается саморегулируемая организация, числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего (далее — заявленная саморегулируемая организация), и Дата рассмотрения обоснованности требований заявителя к Должнику, если иное не установлено Законом о банкротстве.
Определение о принятии заявления о признании должника банкротом арбитражный суд направляет заявителю, должнику, в регулирующий орган и в заявленную саморегулируемую организацию. В определении указывается требования к кандидатуре временного управляющего, если эти требования были указаны заявителем.
Наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику. Если дело о банкротстве возбуждается на основании заявления должника, наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству.
Судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится не менее чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.
Если до назначения судом заседания в арбитражный суд поступают заявления о признании должника банкротом от других лиц, все эти заявления рассматриваются арбитражным судом в качестве заявлений о вступлении вдело о банкротстве.
Эти заявления должны быть рассмотрены в течение пятнадцати дней с даты судебного заседания по проверке обоснованности требований первого заявителя, обратившегося в арбитражный суд.
В тех случаях, когда требования первого заявителя признаны необоснованными, когда рассмотрение обоснованности требований первого заявителя арбитражным судом отложено, арбитражный суд объединяет все заявления о признании должника банкротом и назначает дату нового судебного заседания по проверке обоснованности всех заявителей.
При этом арбитражный управляющий утверждается из числа членов саморегулируемой организации, заявленной тем конкурсным кредитором или уполномоченным органом, требования которых будут признаны обоснованными первыми.
При введении наблюдения в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом указывается о назначении временного управляющего. Если в этот момент невозможно определить кандидатуру временного управляющего, он должен быть назначен определением суда не позднее десяти дней со дня принятия заявления о банкротстве.
Заявление о несостоятельности (банкротстве) должника подлежит возвращению, если: не соблюдены форма и содержание заявления; заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим права его подписывать, либо лицом, должностное положение которого не указано; дело неподсудно данному арбитражному суду; не представлены доказательства направления и вручения копии заявления ^другим лицам, участвующим в деле; не представлены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере и отсутствует ходатайство об отсрочке, рассрочке или уменьшении ее размера; до вынесения определения о принятии заявления поступило ходатайство о его возвращении; к заявлению не приложены документы, предусмотренные статьями 38, 40, 41 Закона о банкротстве. Это правило не применяется, когда руководитель должника обязан в силу статьи 9 Закона о банкротстве обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. В этом случае, если к заявлению не приложены документы, предусмотренные ст.38 Закона о банкротстве, судья принимает такое заявление, а недостающие документы истребует при подготовке дела к судебному разбирательству.