Защита субъективных прав и законных интересов
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Курский государственный университет»
Кафедра гражданского права и процесса
Утверждаю.
Декан факультета
________________В.В. Захаров
«___» ______________200__ г.
Рабочая программа дисциплины
«Гражданское процессуальное право»
Специальность 030501 (021100) Юриспруденция
Юридический факультет
Очная, очно-заочная (вечерняя), заочная формы обучения
Курск 2006
Рецензенты:
И. Б. Лагутин, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса;
С. В. Маньшин, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса.
Рабочая программа дисциплины «Гражданское процессуальное право» [Текст] / сост. А. М. Нехороших; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2006. – 124 с.
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Специальность 030501 (021100) Юриспруденция. – М., 2000.
Рабочая программа предназначена для обеспечения дисциплины основной образовательной программы 030501 (021100) Юриспруденция.
«___» ________________ 200___ г.
Составитель _____________________ | А.М. Нехороших, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса |
ã Нехороших А. М., 2006. | |
ã Курский государственный университет, 2006. |
Лист согласования рабочей программы
Дисциплины «Гражданское процессуальное право»
Специальность 030501 (021100) Юриспруденция
Юридический факультет
Очная, очно-заочная (вечерняя), заочная формы обучения
2006/2007 учебный год
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры гражданского права и процесса, протокол № 1 от 14 сентября 2006 г.
Заведующий кафедрой _________________ А. М. Нехороших
Составитель ___________________________ А. М. Нехороших
Согласовано:
Начальник УМУ ______________ Н. А. Пархоменко , «__»_______200__ г.
Заведующий отделом комплектования научной библиотеки
_____________________ О. В. Терещенко , «___» ______________ 200__ г.
Председатель методической комиссии по специальности
_____________________ В. В. Захаров, «___» _________________ 200__ г.
Изменения в рабочей программе на 20__ – 20__ учебный год
Утверждаю.
Декан факультета
________________В. В. Захаров
«___» ______________ 20____ г.
Рабочая программа утверждена без изменений на заседании кафедры гражданского права и процесса, протокол № __ от «__» _____200_г.
Заведующий кафедрой _________________ А. М. Нехороших
Составитель ___________________ А. М. Нехороших
Согласовано:
Начальник УМУ ____________Н. А. Пархоменко, «__»__________ 20___г.
Пояснительная записка
Дисциплина «Гражданское процессуальное право» включена в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин основной образовательной программы.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утверждённого 27.03.2000 г. Министерством образования РФ, а также с учетом примерной программы дисциплины «Гражданское процессуальное право» Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ.
Цель изучения базового курса – формирование у студентов целостного представления о системе и содержании гражданского процессуального права, правилах гражданского судопроизводства и практике их применения.
Задачами дисциплины является изучение общих правил гражданского процесса, процессуальных особенностей применения материальных норм при отправлении правосудия по гражданским делам, уяснение смысла норм гражданского процессуального и материального права в совокупности; анализ тенденций развития институтов гражданского процессуального права в период проведения и реализации судебно-правовой реформы.
В результатом изучения данного курса студенты должны:
– иметь представление о формах защиты гражданских прав; понятии гражданского процесса и процессуальной формы; предмете, методе, системе гражданского процессуального права, а также его источниках и принципах; подведомственности и подсудности гражданских дел; понятии гражданских процессуальных отношений и составе участников процесса, их процессуальным положением, судебным представительстве; понятии иска и его элементов; использовании судебного доказывания и доказательств при рассмотрении гражданских дел; понятии судебного разбирательства и других стадий гражданского процесса, видах судебных постановлений; понятии исполнительного производства, международного гражданского процесса, нотариата, третейского разбирательства; основах знаний об арбитражном процессе;
– знать основные теоретические положения и проблемы гражданского процессуального права, в том числе методологические основы научного понимания истории и теории гражданского процесса, понятийный и категориальный аппарат теории цивилистического процесса, а также их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности;
– уметь разрешать юридические казусы и правильно применять нормативные акты, а также решать такие задачи, как анализ судебной и иной правоприменительной практики, составление процессуальных документов;
– иметь навыки в толковании и применении нормативных правовых актов, юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств, даче квалифицированных юридических заключений и консультаций, принятии правовых решений и совершении иных юридических действий в точном соответствии с законом, принятии необходимых мер к восстановлению нарушенных прав, а также систематического повышения своей профессиональной квалификации;
– овладеть следующими ключевыми компетентностями: гражданской зрелостью, профессиональной этикой, правовой культурой; принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, её охраны и социальной защиты; необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений; чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности.
Логика изучения дисциплины
Первым этапом является изучение Общей части гражданского процессуального права. Далее – ознакомление с Особенной частью гражданского процессуального права. В заключении курса – изучение основ правового регулирования вопросов защиты субъективных прав и законных интересов граждан и организаций в арбитражных судах, третейских судах и в нотариальном порядке.
Стержневые мировоззренческие идеи курса.
Гражданская процессуальная форма является универсальным способом защиты нарушенного или оспоренного субъективного права либо законного интереса. Диспозитивность, состязательность и процессуальное равноправие сторон – движущие начала в процедуре отправления правосудия по гражданским делам. К основным задачам гражданского судопроизводства относятся правильное и своевременное судебное разбирательство. Право на иск формализовано и связано с чётким порядком обращения заинтересованного лица в суд. В этой связи значение имеют такие процессуальные институты и категории, как участники процесса, доказательства, подведомственность и подсудность, правосубъектность, судебные расходы, процессуальные сроки, досудебный порядок урегулирования споров, реквизиты искового заявления и прилагаемые к нему документы. Заинтересованные лица вправе возбуждать деятельность не только суда первой инстанции, но и вышестоящих судов, призванных проверять законность и обоснованность судебных постановлений. Вследствие того, что подлежащее защите и восстановлению субъективное право может быть различно по характеру спорного правоотношения, законодатель предусматривает различные виды судопроизводства, отличающиеся некоторой спецификой. Традиционно в теории гражданского процессуального права изучаются основы исполнительного производства, нотариата, третейского разбирательства и судопроизводства, осуществляемого арбитражными судами.
Ведущие дискуссионные темы.
Понятие гражданского процесса.
Предмет гражданского процессуального права.
Метод гражданского процессуального права.
Значение судебной практики в системе источников гражданского процессуального права.
Содержание гражданского процессуального правоотношения.
Классификация участников гражданского процесса.
Процессуальный статус прокурора в гражданском процессе.
Виды подведомственности.
Подсудность дел о выдаче судебных приказов.
Понятие иска, его элементов и видов.
Содержание права на иск.
Определение предмета доказывания.
Категории дел, относящиеся к производству, возникающему из публичных правоотношений.
Степень заинтересованности лиц, участвующих в делах особого производства.
Цели и задачи апелляции в гражданском процессе.
Соотношение наименования «суд кассационной инстанции» с общепринятыми представлениями об апелляции и кассации.
Доступность правосудия в стадии надзора.
Роль суда в исполнительном производстве.
Существует ли арбитражное судопроизводство?
Состав принципов третейского разбирательства.
Является ли нотариат «превентивным правосудием»?
Приоритетные формы, методы, технологии обучения.
При изучении курса гражданского процесса применяются различные виды учебных занятий: лекции, семинарские занятия, индивидуальные занятия, контрольные работы, консультации, самостоятельная работа.
Основными видами учебных занятий являются лекции и семинары. В рамках лекционных занятий рассматриваются все вопросы учебного курса, а на семинарах студенты под руководством преподавателя приобретают навыки работы с научными и законодательными источниками, подготовки юридических документов, консультирования граждан и умения выражать и доказывать свою позицию по обсуждаемым проблемам, а также решают правовые ситуации.
Наряду с указанными формами используются деловые игры, позволяющие моделировать реальную ситуацию в судебном заседании и развивать определенные навыки студентов. Важную роль играют индивидуальные консультации студентов, дающие возможность корректировать процесс изучения курса. Контрольные работы, особенно в период предварительной аттестации студентов являются хорошей формой проверки знаний студентов.
В самостоятельную работу студента входит чтение учебной и научной литературы, ознакомление с законодательством и судебной практикой, выполнение заданий для самоконтроля (в том числе тестовых), написание рефератов, а также научных и студенческих работ. Для лучшего усвоения материала и в целях наглядности студентам следует посещать заседания судов первой, апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении, разрешении и проверке конкретных гражданских дел.
Темы для самостоятельной работы определены тематическим планом изучения дисциплины. К каждой теме предлагаются вопросы для проработки материала учебников и учебных пособий, для повторения, дискуссии, темы рефератов, указана обязательная и дополнительная литература, даны тестовые задания. Часть самостоятельной работы осуществляется под руководством преподавателя в аудитории.
Итоговыми формами контроля знаний, умений и навыков по дисциплине являются зачёт и экзамен.
Зачёт проводится по усмотрению преподавателя: по билетам, в виде собеседования или комплексного семинарского занятия.
В случае наличия у студентов пропусков лекций и семинаров, которые студент не отработал с преподавателем в ходе семестра, дополнительно могут задаваться вопросы по всем пропущенным темам занятий. Преподаватель для уточнения степени знаний студента вправе задавать дополнительные вопросы, не выходящие за тематику вопросов выносимых на зачёт.
Оценка знаний студентов производится по следующим критериям:
– оценка «зачтено» выставляется студенту, если он правильно ответил на вопросы, и имеет представление об институтах гражданского процессуального права;
– оценка «не зачтено» выставляется студенту, если он не даёт ответа на поставленные вопросы и не ориентируется в содержании институтов гражданского процессуального права.
Экзамен проходит, как правило, в форме устного ответа по билету, включающему три вопроса: по общей части гражданского процессуального права, по правилам производства в суде первой инстанции, по пересмотровым стадиям и другим институтам второй части программы. Экзаменуемый должен показать комплексные знания по следующим основным параметрам:
– владение понятиями: определение процессуального института, раскрытие его основных признаков, законодательное закрепление;
– представление о правовом статусе участников процесса в рамках соответствующего института;
– понимание порядка движения гражданского дела;
– знание содержания процессуальных документов, подаваемых участниками процесса и выносимых судом в рамках соответствующего института;
– информированность о соответствующих правилах гражданского процесса и особенностях судебной практики.
Оценка знаний студентов производится по следующим критериям:
– оценка «отлично» выставляется студенту, если он дал исчерпывающие ответы по всем параметрам, понимает сущность и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, демонстрирует высокий уровень владения теорией, законодательством и судебной практикой;
– оценка «хорошо» выставляется студенту, если он демонстрирует хорошее понимание вопросов билета, умение делать необходимые выводы, но допускает единичные, несущественные неточности или недостаточно полно излагает правила гражданского процесса и особенности судебной практики;
– оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент ориентируется в основных вопросах билета, но даёт лишь схематичный ответ, содержащий отдельные существенные неточности, допускает непонимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, а также отказывается от ответа на один из вопросов билета;
– оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент не владеет понятиями, допускает отдельные существенные неточности при ответе на два вопроса билета, демонстрирует низкий уровень владения теорией, законодательством и судебной практикой, а также отказывается от ответа на два вопроса билета.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ЗАЩИТА СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ