Административная ответственность юридических лиц

В 2012 году дела об административных правонарушениях рассмотрены
в отношении 199 тыс. юридических лиц (в 2011 году – 203 тыс. лиц). Подвергнуто административным наказаниям 140,2 тыс. юридических лиц (70,4 % от привлеченных юридических лиц, что составляет 2,9 % от общего количества наказанных лиц)[35].

Административная ответственность юридических лиц - student2.ru

Штрафные санкции наложены на 110,1 тыс. юридических лиц
(78,6 % в структуре мер наказаний в отношении юридических лиц, в 2011 году 70,6 %).

Кроме того, около 22 тыс. юридических лиц назначен вид административного наказания – административное приостановление деятельности (15,7 % в структуре мер наказаний в отношении юридических лиц, в 2011 году – 36,4 тыс, 23,9 %).

Структура дел об административных правонарушениях, рассмотренных с назначением юридическим лицам административных наказаний, представлена следующими основными видами правонарушений, предусмотренными
КоАП РФ:

правонарушения против порядка управления (статьи главы
19 КоАП РФ) – 54,9 %, в частности, по ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, контроль) – 37,1 % от общего числа юридических лиц, в отношении которых вынесены постановления о назначении административных наказаний, по ст. 19.7 КоАП РФ (непредставление сведений (информации) – 12,9 %;

правонарушения, посягающие на общественный порядок и безопасность (статьи главы 20 КоАП РФ) – 20 %, в частности, неуплата административного штрафа (ст. 20.25 ч.1 КоАП РФ) – 14,5 % от общего числа юридических лиц,
в отношении которых вынесены постановления о назначении административных наказаний;

незаконное привлечение к трудовой деятельности; нарушение правил привлечения в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах; несоблюдение установленных в соответствии с законодательством в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ст.ст. 18.15 – 18.17 КоАП РФ) – 8,2 %;

правонарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия (ст.ст. 6.3 – 6.6 КоАП РФ) – 4,8 %;

правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (статьи главы 9 КоАП РФ) – 2,8 %;

правонарушения в области таможенного дела
(статьи главы 16 КоАП РФ) – 1,9 %;

правонарушения в области предпринимательской деятельности
(статьи главы 14 КоАП РФ) – 1,4 %;

нарушение законодательства о труде и об охране труда
(ст. 5.27 КоАП РФ) – 0,8 % от общего числа юридических лиц, в отношении которых вынесены постановления о назначении административных наказаний.

Административное наказание в виде штрафа

По делам об административных правонарушениях, рассмотренным федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями Российской Федерации в 2012 году, 2 млн. 580 тыс. лиц подвергнуто административному наказанию в виде штрафа. Средний размер штрафа на одно физическое лицо (должностное лицо, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и иное физическое лицо) составил 2,1 тыс. рублей.

Средний размер штрафа, назначенный юридическим лицам, составил 340,8 тыс. рублей.

Административная ответственность юридических лиц - student2.ru

Наиболее высокие суммы штрафов налагались мировыми судьями
и судьями районных судов по следующим видам административных правонарушений в среднем на одного оштрафованного (по всем привлеченным лицам, независимо от статуса):

нарушение законодательства о труде и об охране труда
(ст. 5.27 КоАП РФ) – 20,7 тыс. рублей;

нарушение права на образование и предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций (5.57 КоАП РФ) – 30,3 тыс. рублей;

пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13 КоАП РФ) – 52,0 тыс. рублей;

производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам (ст. 6.14 КоАП РФ) – 4 тыс. рублей;

нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ст. 6.16 КоАП РФ) – 98,2 тыс. рублей;

правонарушения в области охраны окружающей среды
и природопользования (статьи главы 8 КоАП РФ) – 17,5 тыс. рублей;

правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (статьи главы 9 КоАП РФ) – 19,7 тыс. рублей;

нарушение порядка изготовления или распространения продукции средств массовой информации (ст. 13.21 КоАП РФ) – 8,4 тыс. рублей;

нарушение порядка ценообразования (ст. 14.6 КоАП РФ) – 59,4 тыс. рублей;

нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках (ст. 14.34 КоАП РФ) – 65,2 тыс. рублей;

выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции,
в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, необходимой для осуществления налогового контроля, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением (ст. 15.12 КоАП РФ) – 23,3 тыс. рублей;

незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 16.1 КоАП РФ) – 104,1 тыс. рублей;

недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст. 16.2 КоАП РФ) – 109,6 тыс. рублей;

недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них (16.9 ч. 1 КоАП РФ) – 135,8 тыс. рублей;

нарушение сроков временного хранения товаров (ст. 16.16 КоАП РФ) –

23,0 тыс. рублей;

несоблюдение таможенного режима (ст. 16.19 КоАП РФ) – 114,6 тыс. рублей;

непредставление или несвоевременное представление документов или информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства; незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей (ст.ст. 18.11 ч. 2, 18.13 КоАП РФ) – 220,4 тыс. рублей;

незаконное привлечение к трудовой деятельности; нарушение правил привлечения в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах; несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом
в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ст.ст. 18.15 – 18.17 КоАП РФ) – 172,3 тыс. рублей;

осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения, лицензии (ст. 19.20 КоАП РФ) – 49,5 тыс. рублей;

незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего, бывшего государственного служащего (ст. 19.29 КоАП РФ) – 40,4 тыс. рублей;

нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса (ст. 19.30 КоАП РФ) – 23,8 тыс. рублей;

нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ) – 117,9 тыс. рублей.

Суммы наложенных штрафов мировыми судьями и судьями районных судов по распространенным административным правонарушениям в среднем на одно оштрафованное лицо:

нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия (ст.ст. 6.3 – 6.6 КоАП РФ) – 7,6 тыс. рублей;

незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 6.8 КоАП РФ) – 4,1 тыс. рублей;

потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9 КоАП РФ) – 4,1 тыс. рублей;

занятие и получение доходов от проституции (ст. 6.11 КоАП РФ) –
1,6 тыс. рублей;

нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (ст. 7.12 КоАП РФ) – 5,7 тыс. рублей;

уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП РФ) – 0,4 тыс. рублей;

мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ) – 1,2 тыс. рублей;

нарушение правил пользования объектами животного мира
(ст. 8.37 КоАП РФ) – 2 тыс. рублей;

Управление ТС без государственных регистрационных знаков, с заведомо подложными знаками (ст. 12.2 ч. 2,4 КоАП РФ) – 4,9 тыс. рублей;

управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления ТС лицу, находящемуся в состоянии опьянения,
(ст. 12.8 КоАП РФ) – 4,9 тыс. рублей;

нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации ТС, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, (ст. 12.24 КоАП РФ) – 1,8 тыс. рублей;

невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26 КоАП РФ) –
4,9 тыс. рублей;

осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения
(ст. 14.1 КоАП РФ) – 2,1 тыс. рублей;

незаконная торговля запрещенными товарами (ст. 14.2 КоАП РФ) – 2,0 тыс. рублей;

продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг
с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей
(ст. 14.4 ч.2 КоАП РФ) – 7,9 тыс. рублей;

нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции (ст. 14.16 КоАП РФ) – 5,2 тыс. рублей;

нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4 КоАП РФ) – 1 тыс. рублей;

нарушение сроков представления налоговой декларации
(ст. 15.5 КоАП РФ) – 0,3 тыс. рублей;

непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, (ст. 15.6 КоАП РФ) – 0,3 тыс. рублей;

грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета
и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ) –
2 тыс. рублей;

неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ст. 17.3 КоАП РФ) – 0,5 тыс. рублей;

невыполнение законных требований прокурора, следователя, должностного лица по делу об административном правонарушении
(ст. 17.7 КоАП РФ) – 1,8 тыс. рублей;

воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя (ст. 17.8 КоАП РФ) – 1,0 тыс. рублей;

нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 18.8 КоАП РФ) – 2,1 тыс. рублей;

осуществление иностранными работниками трудовой деятельности
в Российской Федерации без разрешения на работу (ст. 18.10 КоАП РФ) –
2,1 тыс. рублей;

неповиновение распоряжению сотрудника милиции, органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотиков, военнослужащего либо воспрепятствование деятельности
(ст. 19.3 КоАП РФ) – 0,7 тыс. рублей;

неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор, контроль,
(ст. 19.4 КоАП РФ) – 2,3 тыс. рублей;

невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, контроль (ст. 19.5 КоАП РФ) –
8,0 тыс. рублей;

непредставление сведений (информации); непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов; непредставление информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков (ст.ст. 19.7, 19.7.1, 19.7.3 КоАП РФ) –
1,3 тыс. рублей;

передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах (ст. 19.12 КоАП РФ) – 1 тыс. рублей;

заведомо ложный вызов специализированных служб
(ст. 19.13 КоАП РФ) – 1 тыс. рублей;

мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) – 0,7 тыс. рублей;

нарушение требований режима чрезвычайного положения, невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также нарушение правил гражданской обороны (ст.ст. 20.5, 20.6, 20.7 КоАП РФ) – 21,9 тыс. рублей;

появление в общественных местах в состоянии опьянения
(ст. 20.21 КоАП РФ) – 0,2 тыс. рублей;

неуплата административного штрафа (ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ) – 44,3 тыс. рублей.

[1]Обзор за 2012 год в сравнении с 2011 годом подготовлен по данным сводной статистической отчетности верховных судов республик, краевых, областных, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов (далее по тексту – областные и равные им суды), районных судов и судебных участков мировых судей по состоянию актупальности статистических данных на 22 мая 2013 года.

[2] Включаются материалы по вопросам исполнительного производства и др. в порядке гражданского судопроизводства, разрешенные судом (мировым судьей), материалы об отказе в принятии заявлении и возвращении исков, заявлений, поданных в порядке гражданского судопроизводства,

[3]Кроме того, в 2012 году в военные суды по первой инстанции поступило 5,9 тыс. уголовных дел, 48,4 тыс. гражданских дел, 11,7 тыс. дел об административных правонарушениях, рассмотрено 15,7 тыс. материалов в порядке уголовного, гражданского судопроизводства. Для сравнения в 2011 году в военные суды по первой инстанции поступило 7,7 тыс. уголовных дел, 76,4 тыс. гражданских дел, 12,5 тыс. дел об административных правонарушениях, рассмотрено 9,2 тыс. материалов в порядке уголовного, гражданского судопроизводства.

[4]Анализ проведен на основании сведений по форме № 2 «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских дел по первой инстанции».

[5] Исключается срок отложения на процедуру медиации, назначенной судом, и срок для примирения супругов.

[6]С учетом пересчета течения процессуальных сроков в случаях изменения предмета иска, состава сторон и др., а также исключения периодов приостановления производства, оставления без движения, отложения для примирения сторон.

[7]Учитывается число дел, производство по которым продолжалось свыше установленных процессуальных сроков по соответствующей категории дела.

[8]Анализ проведен на основании сведений по форме № 7-бМС «Отчет о работе районных судов по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке» - за 2011 год и форме № 7 «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских дел в апелляционном (кассационном) порядке (сводный отчет по районным судам по делам мировых судей)– за 2012 год.

[9] Из общего числа оконченных производством гражданских дел не учитываются в расчете относительного показателя число дел, оставленных оставлено без рассмотрения в связи с неявкой сторон (абз. 7, 8 ст. 222 ГПК РФ), прекращено апелляционное производство в связи с отзывом жалобы, представления (ст.326 ГПК РФ).

[10]Анализ проведен на основании сведений по форме № 7r «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских дел в апелляционном (кассационном) порядке» – за 2012 год.

[11] Общее число дел, по которым были удовлетворены жалобы и представления, в т.ч. жалобы и частные жалобы.

[12]Анализ проведен на основании сведений по форме № 9 «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских дел в кассационном (надзорном) порядке».

[13] Число поступивших надзорных жалоб и представлений вычисляется из общего числа зарегистрированных в кассационной (надзорной) инстанции жалоб и представлений за исключением возвращенных заявителям или направленным в другие органы, т.е. не рассматриваемых по существу.

[14] Число поступивших надзорных жалоб и представлений вычисляется из общего числа зарегистрированных в кассационной (надзорной) инстанции жалоб и представлений за исключением возвращенных заявителям или направленным в другие органы, т.е. не рассматриваемых по существу.

[15] Число поступивших надзорных жалоб и представлений вычисляется из общего числа зарегистрированных в кассационной (надзорной) инстанции жалоб и представлений за исключением возвращенных заявителям или направленным в другие органы, т.е. не рассматриваемых по существу.

[16]Анализ проведен на основании сведений по форме № 1 «Отчет о работе судов по рассмотрению уголовных дел по первой инстанции».

[17]Процентное отношение числа полностью оправданных лиц по всем составам обвинения, которым вынесены оправдательные приговоры от общего числа лиц, которым вынесены обвинительные или оправдательные приговоры, прекращено производство по делам или применены принудительные меры медицинского характера к невменяемым.

[18]Процентное отношение числа лиц, по делам которых прекращено производство за отсутствием события, состава преступления, непричастностью к преступлению, от общего числа лиц, которым вынесены обвинительные или оправдательные приговоры, прекращено производство по делам или применены принудительные меры медицинского характера к невменяемым.

[19] Федеральным законом от 06.11.2011 г. № 292-ФЗ рассмотрение дел коллегией из трех федеральных судей осуществляется по ст. УК РФ, относящимся к подсудности областных и равных им судов. В 2012 году коллегиально продолжалось рассмотрение дел, принятых к производству до изменения закона.

[20]Также в общее число таких материалов включены материалы судебного контроля, рассматриваемые судами на основании федеральных законов от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

[21]В 2011 году удовлетворены ходатайства только в отношении 2 лиц, ранее совершивших преступления большей степени тяжести.

[22]Из них удовлетворены только в отношении лиц, привлекающихся к уголовной ответственности также за совершенные ранее преступления иной степени тяжести.

[23] Введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 141-ФЗ

[24]За исключением срока, по которому дела приостанавливались по основаниям, предусмотренным УПК РФ.

[25]В соответствии с УПК РФ в случае назначения экспертизы по уголовному делу приостановление производства по делу не предусмотрено.

[26]Общее число лиц осужденных, оправданных, лиц, в отношении которых дела прекращены, лиц, в отношении которых применены принудительные меры медицинского характера.

[27]Число приговоров по первой инстанции, вынесенных в 2011 году, без учета случаев отмены или изменения в вышестоящих инстанциях.

[28]Учитываются отсутствие события, состава преступления, непричастность к преступлению.

[29]Анализ проведен на основании сведений по форме № 6-бМС «Отчет о работе районных судов по рассмотрению уголовных дел в апелляционном порядке». Рассмотрение дел осуществлялось в 2011 и 2012 годах в соответствии с главой 44 УПК РФ.

[30]Анализ проведен на основании сведений по форме № 6 «Отчет о работе судов по рассмотрению уголовных дел в кассационном (апелляционном) порядке». (по делам районных судов).

[31]Анализ проведен на основании сведений по форме № 8 «Отчет о работе судов по рассмотрению уголовных дел в надзорном порядке».

[32]Анализ проведен на основании сведений по формам о судимости по всем судам общей юрисдикции (включая военные суды).

[33]Суммы ущерба и денежные взыскания в доход государства представлены по данным сводной статистической отчетности судов областного звена (верховные суды республик, краевые, областные, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов), районных судов и судебных участков мировых судей по состоянию отчетности на 18 апреля 2013 г.

Общая сумма штрафов, наложенных военными судами по судебным актам, составила 149 млн. рублей.

Государственная пошлина, присужденная к взысканию в доход государства по гражданским делам военными судами, составила 2,7 млн. рублей. Госпошлина, оплаченная при подаче исковых заявлений по гражданским делам, – около 15,7 млн. рублей.

[34]Анализ проведен на основании сводных сведений по форме № 1-АП «Отчет о рассмотрении федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями дел об административных правонарушениях».

[35] Кроме того, в 2012 г. подвергнуто административным наказаниям 465,7 тыс. должностных лиц, 40,8 тыс. лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, 4 млн. 155,8 тыс. иных физических лиц (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, иммигранты, беженцы, вынужденные переселенцы, достигшие возраста, по достижении которого наступает административная ответственность за совершенные правонарушения).

Наши рекомендации