Зависимость среднего возраста оборудования 2 страница
совершенствование машиностроительного комплекса (включая ОПК) в направлении увеличения доли ресурсосберегающих и высокотехнологичных производств;
сокращение доли импортной продукции до порогового значения и тем самым повышение уровня конкурентоспособности и спроса на отечественные товары.
Имеется также проект развития РФ до 2010 г. (стратегия, разработанная под руководством Министерства экономического развития и торговли). Пока этот проект находится на стадии широкого обсуждения.
Машиностроение - ведущая отрасль, обеспечивающая развитие всего промышленного производства, поэтому восстановление этого комплекса является одним из условий дальнейшего подъема российской экономики.
Расчеты академика РАН Д.С. Львова*1 показывают, что, если из годового объема финансовой (денежной) эмиссии направить на развитие машиностроительного комплекса единовременно 40-50 млрд. руб., можно обеспечить рост годового объема производства примерно на 7%, а за три года достичь 25%. Учитывая, что машиностроительная продукция потребляется в основном на внутреннем рынке, это вызовет рост производственного спроса и, как следствие, проблема заработной платы уже не будет стоять так остро, т. е. денежный дефицит, сменивший товарный дефицит, будет устранен. Однако пока реальная ситуация в мировом товарообороте зависит от экспорта таких природных ресурсов, как нефть, газ, лес и прочее минеральное сырье, что в конечном счете ведет к снижению жизненного уровня населения. По данным академика РАН Г. Осипова, уже сейчас все характеристики промышленного и трудового потенциала превысили границу, за пределами которой наблюдается их резкое ухудшение. Так, ВВП по отношению к базе сократился более чем на 50% при границе 40%. Если пороговое значение доли потребляемого импорта составляет 35%, то в России - 50%. Ассигнования на науку в процентах к ВВП при нижней границе 2% составили 0,32%, что почти в 6 раз ниже порогового уровня.
_____
*1 Экономист. 1998. N 4.
Сравнение с ассигнованиями на науку в промышленно развитых странах показывает, что абсолютная величина денежных средств, выделяемых на эти цели Правительством РФ, в десятки, а по отдельным направлениям в сотни раз меньше. Правда, определенная часть фонда науки в промышленно развитых странах обеспечивается собственными средствами товаропроизводителей. В финансовом портфеле предприятий промышленности РФ собственных средств на эти цели практически нет (исключение составляет ТЭК и отдельные производства металлургической промышленности). Отсутствуют средства и на обновление производственных фондов, износ которых в промышленности достиг к началу 2001 г. почти 60%.
Перспективы науки также неудовлетворительны. Так, расширение коммерческого обучения в высших учебных заведениях и введение в школах платного обучения по таким дисциплинам, как физика, математика, химия (предусмотрено проектом школьной реформы) не будет способствовать увеличению научного потенциала в перспективе, если средняя заработная плата значительно не увеличится.
Серьезным недостатком в российской экономике является то, что инвестиционная политика, направленная на развитие промышленного производства, не дает тех положительных результатов, которые могли бы ослабить кризисную обстановку в стране. Объяснение сводится к тому, что рост капитальных вложений в промышленность оправдан только в том случае, если дополнительная промышленная продукция, произведенная за счет инвестиций, способствует сокращению доли импортных товаров на потребительском рынке, а не является товаром для экспорта, значительная доля стоимости которого оседает в заграничных банках. В настоящее время в РФ доля импортных товаров достигает почти 50% потребительского спроса.
Это почти в 1,5 раза превышает пороговое значение доли потребляемого импорта. Кроме того, материалы таможенной службы показывают, что неучтенный импорт достигает 35% общего импорта из дальнего зарубежья и 20-25% из стран СНГ, что составляет примерно 20 млрд. долларов. При такой структуре удовлетворения потребительского спроса, инвестиции в развитие промышленного производства не приведут к экономическому росту из-за отсутствия реальных возможностей сбыта этой продукции на внутреннем рынке РФ. Активизация спроса и вытеснение импортной продукции с внутреннего рынка РФ может быть достигнуто при условии:
повышения конкурентоспособности производства и продукции во всех ведущих отраслях промышленности;
мобилизации финансовых средств на инвестиции в структурную перестройку ведущих отраслей промышленности.
Учитывая, что одним из условий рыночной экономики является более высокая эффективность промышленного капитала в сравнении с торговым и финансовым, необходимо:
повысить отдачу реального сектора экономики, которая в настоящее время на порядок ниже, чем в торговом и финансовом секторе;
изменить действующую практику инвестиционной политики, которая пока отдает предпочтение торговому и финансовому сектору, куда и направляется большая часть инвестиций.
Следует отметить, что действующая экономическая политика РФ не может обеспечить рост промышленного производства, если не будут обеспечены следующие условия:
конкретизированы приоритетные направления перспективного развития промышленности;
установлены экономически обоснованные предпосылки роста промышленного производства;
создана реальная совокупность сырьевых и энергетических источников;
улучшено использование действующих производственных мощностей и запасов материальных ресурсов;
оказана финансовая помощь для обновления и перевооружения действующих промышленных предприятий в направлении сокращения среднего возраста парка основного технологического оборудования и повышения доли новых и передовых технологий.
На ускорение экономического роста отечественной экономики может оказать положительное влияние совершенствование структуры промышленного производства в направлении повышения доли корпоративных систем.
Опыт промышленно развитых стран показывает, что доля мелких и средних предприятий в структуре промышленного производства этих стран невелика, и они в основном занимаются услугами по ремонту и различными вспомогательными операциями по обслуживанию крупных промышленно-производственных групп.
Зависимость этих предприятий от корпоративных структур постоянно возрастает, так как они не могут конкурировать с корпорациями и концернами, возможности которых в сотни и даже тысячи раз выше.
Из всего объема промышленной продукции на долю корпоративных структур приходится около 90%. Более половины мирового экспорта промышленной продукции приходится на 1000 крупнейших промышленных корпораций планеты*1.
_____
*1 "Роялти - датч Шелл" (Нидерланды) с рыночной капитализацией 135 млрд. долл.; "Бритиш петролеум" (Великобритания) - 58 млрд. долл.; "Брайер" (Гермения) - 26 млрд. долл.; "Вольво" (Швеция) - 10 млрд. долл.; "Рено" (Франция) - 5,7 млрд. долл. См. финансовые известия. 1997. 27 февраля. С. 3.
Эффективность корпоративных структур неоспорима и будет постоянно расти, так как при прочих равных условиях обеспечивает:*1
повышенную способность перестраиваться при изменении экономической ситуации;
быструю реакцию на изменение в государственной экономической политике;
постоянный контроль за разработкой и внедрением новых прогрессивных технологий;
постоянное наблюдение и анализ конкурентоспособности производства и продукции;
возможность быстрого устранения негативных изменений в экономической ситуации на рынке;
влияние на снижение уровня инфляции;
устранение последствий экономического регулирования рыночных отношений;
поддержку внутреннего единства рыночного механизма.
_____
*1 Черный Л.С. Экономика, рынок, государство. - М.: Наука, 2000. С.85, 86.
Россия пока располагает незначительным числом крупных корпоративных систем (РАО ЕЭС, Газпром, АвтоВАЗ и т.п.) и по своим экономическим возможностям может сравниться разве что с аналогичными системами Швеции и Мексики. О концентрации промышленного производства, как одной из характеристик корпоративных систем, позволяют судить следующие данные*1.
_____
*1 Черный Л.С. Экономика, рынок, государство. - М.: Наука, 2000. С.67, 69.
Из общего числа крупных компаний РФ для анализа взяты 300 единиц различных отраслей промышленности. Немного более 50% (161 ед.) крупных компаний приходится на обрабатывающую промышленность и 13% на машиностроительные предприятия. Доля объема продаж в разрезе по отрасли промышленности составляет треть в машиностроении и обрабатывающей промышленности. Примерно 50% всего объема реализации продукции химической и нефтехимической промышленности приходится на 36 крупных компаний этой отрасли. Наиболее высокая доля в отраслевой реализации (примерно 75%) у 56 крупных металлургических предприятий. В сравнении с промышленно развитыми странами уровень концентрации производства в РФ значительно ниже, что объясняется сравнительно небольшими производственными мощностями и объ-емами производства.
Цель курса «Экономика промышленного предприятия» - изучение основного перечня тем, которые раскрывают проблему нормального функционирования промышленного предприятия в условиях рыночных отношений.
Экономика промышленного предприятия (экономика микроуровня) тесно связана практически со всеми разделами курса «Экономика промышленности и народного хозяйства» (экономика мезо- и макроуровня), так как эти две составные части экономики (по уровню) представлены в каждой из дисциплин, связанных с решением экономических задач на различных этапах управления.
Макроэкономика изучает различные экономические проблемы, ситуации и задачи на правительственном уровне, например изменение объема национального дохода, инвестиционную и налоговую политику, методы определения объема производства в целом по народному хозяйству и по комплексным отраслям (промыш-ленность, строительство, транспорт, связь и т. д.), теоретические аспекты определения потребности в рабочей силе, теорию и методологию оценки уровня инфляции, безработицы и т. п.
Экономика микроуровня позволяет получить инструментарий для технико-экономического обоснования строительства и реконструкции промышленного предприятия, оценки хозяйственных результатов, выявления недостатков в хозяйственной политике предприятия и разработки организационно-технических мероприя-тий по ее совершенствованию. Например, на микроэкономическом уровне исследуются кругооборот денежного капитала и принципы формирования и использования основного и оборотного капитала, теоретические аспекты спроса и предложения, определение объема производства в целом по предприятию и по номенклатуре выпускаемой и планируемой продукции с учетом ее конкурентоспо-собности. Курс «Экономика промышленного предприятия» является теоретической и методической базой для изучения ряда прикладных дисциплин, связанных с планированием, анализом производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий.
Следует отметить, что этот курс освещает отдельные аспекты таких дисциплин, как управление современным производством (менеджмент), продвижение товаров (услуг) от производителя к потребителю (маркетинг), финансирование, статистика и т. п.
В настоящее время во многих экономических вузах Российской Федерации «Микроэкономика» и «Экономика промышленного предприятия» излагаются как самостоятельные курсы. Однако они не могут быть разделены, так как являются курсами-синонимами, и должны преподаваться как единый курс «Микроэкономика» или «Экономика промышленного предприятия», включающий все разделы теории и практики хозяйственной деятельности основного звена - предприятия.
Глава 1
Рыночная экономика
§ 1. Рынок. Понятие и разновидности
Рынок - это саморегулируемая, основанная на экономической свободе система обмена, купли-продажи между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, которая обеспечивает удовлетворение спроса на товар различными предложениями с передачей юридического права собственности после оплаты товара.
Теоретические основы рынка раскрывают принципы рыночных отношений, которые позволяют определить перечень технико-экономических условий, обеспечивающих нормальное функционирование рыночного механизма при наиболее полном удовлетворении различных потребностей общества. Перечень этих условий может быть представлен следующими группами.
Готовность производства предусматривает: создание нормальных условий производства товара и выполнения услуг, усиление роли службы маркетинга в направлении расширения использования неценовой конкуренции (реклама, дизайн товара и т. п.), перечень товаров и услуг, которые могут быть реализованы на рынке, наличие плана организационно-технических мероприятий по перестройке технологического процесса производства с целью повышения конкурентоспособности продукции и спроса на нее.
Поведение товаропроизводителя на рынке предусматривает обеспечение нормальных взаимоотношений между товаропроизводителями, представленными на рынке, и в том числе с конкурентами, реализующими аналогичный товар или заменители; использование дифференцированных цен на товары и услуги; прогнозирование возможности увеличения доли в общем объеме реализации аналогичной продукции на рынке; смягчение конкуренции между соперниками.
Характеристика действующих рынков включает степень насыщенности, концентрации рынка продавцами и покупателями, характеристику технико-экономических параметров товаров, представленных на рынке, степень их однородности и взаимозаменяемости, условия реализации товаров и услуг. Эффективность рыночных отношений предусматривает оценку потребности в материальных, денежных, трудовых ресурсах, используемых в производстве товаров и услуг (сырье, материалы, топливо, энергия, рабочая сила и т. п.), обеспечение экономически оправданного (обоснованного) сочетания орудий и предметов труда, включая рабочую силу для производства материальных благ, минимизацию текущих затрат и совершенствование действующей технологии, наиболее рациональное распределение и использование ограниченных ресурсов.
Рассмотрим некоторые условия более подробно.
План номенклатуры товаров и услуг - это составная часть плана перспективного развития предприятия (бизнес-план), который формируется на основе оценки конкурентоспособности товара и сопоставления ее с уровнем конкурентоспособности аналогичной продукции, изготовляемой на конкурирующих производствах (см. главу 3).
Необходимость оценки различных ресурсов, используемых в процессе промышленного производства, объясняется тем, что себестоимость единицы продукции может формироваться при раз-личной комбинации ресурсов. Наиболее экономичное сочетание различных ресурсов зависит не только от технико-экономических параметров выпускаемой продукции, но и от рыночной стоимости этих ресурсов. Иными словами, оценка ресурсов позволяет выбирать такие сочетания средств производства и живого труда, при которых достигаются минимальные затраты.
В первую очередь следует использовать достижения научно-технического развития, направленные на улучшение использования основного и оборотного капитала, живого труда и повышение эффективности производства за счет опережающих темпов роста абсолютного размера выручки по сравнению с темпами роста текущих издержек производства.
Для того чтобы в условиях рыночных отношений получить от реализации продукции запланированный доход, необходимо выполнить по крайней мере три требования:
1) величина спроса на товар или услуги не должна резко превышать величину предложения;
2) ценовая эластичность спроса должна обеспечивать соответствующую выручку;
3) должен измениться потребительский спрос.
Потребность порождается производством не непосредственно, а через потребление (спрос). Экономическая потребность не является постоянной величиной. Рост экономических потребностей в результате развития общественного производства нельзя предста-вить в виде прямой функциональной зависимости.
В экономическом отношении потребность является формой объективной связи производства и потребления, так как ее источник - производство, а основа формирования воспроизводства - потребление.
Если промышленное потребление предусматривает в своих планах перспективного развития предпочтение каким-то определенным полезным свойствам тех или иных потребностей, тогда товаропроиз-водитель должен учесть эти изменения и попытаться расширить объем производства. Таким образом, на основании плана удовлетворения экономических потребностей формируются не только объем дополнительного или нового общественного продукта, но и его номенклатура, ассортимент и технологический процесс производ-ства. Иными словами, совершенствование производства для удовлетворения экономических потребностей - необходимое условие повышения конкурентоспособности продукции на рынке.
Конкуренция заставляет производителя внедрять экономную технологию, применять качественные материалы, квалифицированную рабочую силу, поскольку только при таком отношении к производственному процессу товаропроизводитель может избежать банкротства или серьезных финансовых потерь, если конкури-рующая организация начнет использовать для выпуска аналогичной продукции более совершенную технологию производства.
Рыночная экономика способствует наиболее рациональному использованию ресурсов, т. е. направляет их для производства той номенклатуры товаров и услуг, в которых общество нуждается больше всего. Рыночные отношения предполагают использование наиболее рациональных с экономической точки зрения методов комбинирования ресурсов для производства и внедрение новых, более совершенных и экономичных технологических процессов, а следовательно, получение максимальной отдачи на 1 руб. привлеченных капитальных вложений. Серьезным аргументом в пользу рыночной экономики является свобода предпринимательства.
Негативная оценка рыночной экономики сводится к тому, что предприятия-монополисты стремятся к уничтожению конкуренции, чтобы укрепить свои экономические позиции и увеличить доход. Слияние организаций, экономические сговоры крупных промышленников и торговцев способствуют ослаблению конкуренции и не содействуют усилению регулирующего воздействия этой системы.
Другим аргументом является то, что сокращается число относительно мелких товаропроизводителей вследствие укрупнения производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, что позволяет резко сократить текущие издержки производства, установить более доступные цены для рыночных потребителей и тем самым устранить значительную часть конкурентов.
Многообразие рыночных элементов, структура производителей продукции и потребителей, их экономическая независимость и самостоятельность в производстве, торговле, тесная взаимосвязь спроса и предложения, т. е. вся совокупность элементов и особенностей товарного производства, вызывают необходимость дифференциации рыночной системы по интересам товаропроизводителей и покупателей.
Группировка рынков позволяет не только выявить взаимосвязи между отдельными функциями или предметами, но и расположить их так, чтобы была достигнута практическая применяемость для решения определенного круга задач.
Предметы классификации, обладающие одинаковыми свойствами или признаками, могут быть объединены в однородные классификационные группировки. Классификационные группировки, расположенные в определенной последовательности, создают в совокупности систему классификации. На первом этапе образуются классификационные группировки, а на последующих этапах эти группировки подразделяются на более мелкие. Этот процесс продолжается до тех пор, пока объект классификации не будет конкретизирован в достаточной степени для достижения поставленных целей.
На первом этапе вся совокупность функций рынка может быть классифицирована по видам деятельности его участников, направленной на удовлетворение соответствующих потребностей - начиная от духовных и вплоть до производственных, т. е. рынок может быть представлен следующими типами: производственный, непроизводственный, финансовый, интеллектуальный.
Производственный рынок - составная часть рынка, обслуживающая совокупность отраслей материального производства и общество и удовлетворяющая их потребность в средствах производства и предметах потребления.
В свою очередь, производственный рынок подразделяется на рынок средств производства и потребительский рынок.
Рынок средств производства - это сфера товарного обращения, отражающая экономические отношения между товаропроизводителями и потребителями, продавцами и покупателями, которые направлены на осуществление купли-продажи материальных ресурсов основного производства: сырья, материалов, топлива, оборудования, инструментов, запасных частей и т. д.
В условиях планово-распределительной системы государственные предприятия обеспечивались средствами производства через систему материально-технического снабжения. Такая форма распреде-ления способствовала образованию сверхплановых нормативов. Например, еще в конце 80-х гг. сверхнормативные производственные запасы оборотных фондов по отдельным промышленным предприятиям бывшего СССР достигали 20%, неустановленное оборудование превышало 50% установленного парка.
Рынок потребительский - рынок товарного обращения, где осуществляется купля-продажа предметов потребления, т. е. продукции или товаров, которые используются в сфере непроизводственного потребления для личных и коллективных нужд. В связи с тем, что рынок товаров еще не создан, т. е. не завершил полного формирования, реальные свободные цены устанавливаются в результате действующей на рынке конкуренции при государственном регулировании, заключавшемся в корректировке цен и проведении налоговой политики.
Рынок рабочей силы - сфера купли-продажи на основе договорных условий между покупателем рабочей силы - работодателем и продавцом способностей человека, которые в дальнейшем используются в процессе материального производства.
В условиях административно-командной системы рабочая сила не являлась товаром и перераспределялась централизованно в инте-ресах общества.
Рыночная экономика предоставляет юридическое право выбора рабочего места, обеспечивает взаимную согласованность интересов между работодателем и рабочим, способствует эффективному использованию трудовых ресурсов, но не исключает возникновения безработицы.
Составным, но необязательным элементом рыночной инфра-структуры является биржа труда, которая представляет собой совокупность посреднических организаций по оформлению трудовых соглашений между товаропроизводителем и представителем рынка труда. Через биржу труда государство воздействует на рынок труда с учетом интересов граждан.
Финансовый рынок - это совокупность операций по ссудам и займам, купле и продаже иностранной валюты, обмену ценных бумаг и долговых обязательств, закладных и других авуаров.
Финансовый рынок включает: рынок капитала, рынок ценных бумаг, валютный и ссудный рынок.
Рынок капитала - это рынок, на котором формируются денежные ресурсы для удовлетворения потребностей в инвестициях на развитие промышленного производства, торговли и других отраслей непроизводственной сферы.
Рынок ценных бумаг удовлетворяет спрос на банковские ссуды для финансирования инвестиций товаропроизводителям, у которых возник дефицит в доходной части. Большое влияние на эффективность рынка ценных бумаг оказывает денежный рынок, который использует свободные денежные средства организаций и частных лиц, обращая их в краткосрочные долговые обязательства с выгодной процентной ставкой.
Рынок интеллектуальной продукции включает научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки, а также технические и духовные идеи и завершенные в этой области работы. Из всего перечня рынков интеллектуальной продукции рассмотрим только рынок технологий.
Рынок технологий представляет собой специфическую форму купли и продажи, так как результаты новых технологических решений могут быть источником дополнительной прибыли и поэтому обладают коммерческой ценностью, а значит, могут быть проданы. Между тем реальная отдача от внедрения новой технологии может быть определена только после того, как она будет использована для создания более качественной или другой номенклатуры продукции, которая может быть признана только на рынке. Следовательно, купля и продажа осуществляются не по принципу товар - деньги, а на основе договора и процентных отчислений от прибыли.
По территориально-географическому признаку рынок может быть внешним и внутренним.
Внутренний рынок подразделяется на региональный, местный, национальный и т. д., внешний - на мировой, пограничный и т. д.
Подразделение товарного обращения на рынок продавцов и покупателей предопределяется экономической ситуацией, сложившейся на рынке.
Рынок покупателя отражает ситуацию, когда предложение опережает спрос, т. е. на рынке наблюдается избыток товаров, что вынуждает товаропроизводителя снижать цены. Таким образом, рынок покупателя поддерживает интересы покупателя.
Рынок продавца функционирует в интересах продавца, так как при опережении спроса над предложением создается дефицит товара, а следовательно, усиливается власть продавца на рынке, который в данной экономической ситуации может по своему усмотрению регулировать рост цен и объем реализации, но только до момента устранения дефицита.
Кроме того, существует еще рынок промежуточных продавцов, поскольку реализация продукции может осуществляться двумя способами. Первый способ предусматривает ее реализацию через собственные торговые организации, т. е. в этом случае вся прямая и обратная связь по этой важной для товаропроизводителя функции возлагается на службы сбыта (маркетинга). В другом случае право на реализацию товара передается экономическому посред-нику, т. е. на рынок промежуточных продавцов, который пред-ставляет собой совокупность лиц и организаций, приобретающих различные товары для перепродажи или передачи их в аренду на выгодной для арендодателя основе. Иными словами, рынок промежуточных продавцов - это рынок посреднических операций. Поскольку посредническая деятельность носит чисто коммерческий характер, ее эффективность во многом зависит от того, насколько объективно обработана вся информация об осуществлении различных вариантов купли-продажи, которая для экономического посредника представляет коммерческий интерес.
Товаропроизводители часто прибегают к помощи посреднических организаций, которые в условиях рыночной экономики превратились в монополистов по реализации продукции на различных рынках. Владея каналами сбыта на рынках товара и имея возможность влиять на конкурентоспособность товаров, объем реализации и цены, эти часто неформальные посреднические организации имеют свои формы организации, поэтому устойчивое положение товаропроизводителя на рынке во многом зависит от экономического по-средника.
Несмотря на большую разновидность рынков, все они имеют единый механизм функционирования, который на основе спроса и предложения саморегулирует цены на товары и услуги. Таким об-разом рыночные отношения в настоящее время строятся по двухзвенной системе.
Между тем изменение структуры промышленного производства в направлении расширения корпоративных структур потребует в перспективе перехода на четырехзвенную систему. Суть новой системы заключается в том, что товаропроизводитель, создавая более прогрессивный технологический процесс, обеспечивает рост уровня конкурентоспособности производства и еще до начала изготовления нового изделия начинает формировать спрос путем раскрытия всех преимуществ будущего товара. Второе звено должно обеспечить повышенную заинтересованность в новом изделии. Успех этого звена будет зависеть от того, насколько полно рекламная информация будет доведена до будущего потребителя. Третье звено - утвердившийся интерес платежеспособного потребителя, который в принципе является сигналом начала реализации нового товара. Четвертое звено - промышленная реализация.
Использование четырехзвенной системы рыночных отношений наиболее эффективно для промышленного производства, которое характеризуется высокой долей корпоративных структур.