Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции

1. Суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке.Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.Лица, участвующие в деле, их представители, а также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики допускаются к участию в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 155.1 настоящего Кодекса.Дела в судах апелляционной инстанции, за исключением районных судов, рассматриваются коллегиально.2. Заседание суда апелляционной инстанции открывает судья-председательствующий, который объявляет, какое рассматривается дело, по чьим апелляционным жалобе, представлению оно подлежит рассмотрению и на решение какого суда поданы эти жалоба, представление, выясняет, кто из лиц, участвующих в деле, их представителей явился, устанавливает личность явившихся, проверяет полномочия должностных лиц, их представителей и разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности.Рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции коллегиально начинается с доклада судьи-председательствующего или одного из судей. Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционных жалобы, представления и поступивших относительно них возражений, содержание представленных в суд новых доказательств, а также сообщает иные данные, которые суду необходимо рассмотреть для проверки решения суда первой инстанции.3. После доклада суд апелляционной инстанции заслушивает объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей. Первым выступает лицо, подавшее апелляционную жалобу, или его представитель либо прокурор, если им принесено апелляционное представление. В случае обжалования решения суда обеими сторонами первым выступает истец. После объяснений лица, подавшего апелляционную жалобу, или прокурора, если им принесено апелляционное представление, и других лиц, участвующих в деле, их представителей суд апелляционной инстанции при наличии соответствующих ходатайств оглашает имеющиеся в деле доказательства, после чего переходит к исследованию новых принятых судом доказательств.4. По окончании выяснения обстоятельств дела и исследования доказательств суд апелляционной инстанции предоставляет лицам, участвующим в деле, возможность выступить в судебных прениях в той же последовательности, в какой они давали объяснения.5. В ходе каждого судебного заседания суда апелляционной инстанции, а также при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания ведется протокол по правилам, предусмотренным главой 21 настоящего Кодекса.6. В суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких исковых требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц.

32. Необход-ть проверки суд. постан. (СП) на предмет их правильности может возникнуть и после вступления суд. акта в законную силу. Необходимо проверить суд. акт на предмет его правильности после вступл. в законную силу в порядке надзора. Задачами НП явля. выявление и устранение допущенных нижестоящими судами нарушений норм права в целях защиты наруш-х или оспариваемых прав, свобод, законных интересов субъектов гражд-х и др. правоотн-ий, а также обеспечения единства судебной практики и законности. Отличия НП от КП:1) объекты кас-ой проверки — не вступ. в законную силу постан-я судов 1 инст.; объекты НП — вступ. постан-я судов 1, 2 инстанции, а также нижестоящей надзорной инст.; 2) субъекты кассац. проверки — только лица, участв. в деле; субъекты НП —лица, участв. в деле, лица, чьи права и законные интересы были нарушены вступ. в законную силу суд. постан-м, а также высшие должн-е лица в лице председателя Верх. суда РФ или его зам-я; 3) срок подачи кас.й жалобы (КЖ) — 10 дней со дня принятия суд. акта в оконч. форме; надзорной жалобы (НЖ) — 6 мес. со дня вступления в законную силу суд. постан-я; 4) объем кассационной проверки — законность и обоснованность СП; объем надзорной проверки — законность СП, включая единообразие толкования и применения судами норм права. Вступившие в законную силу СП, за исключением СП Президиума Верх. Суда РФ, м/б обжалованы в суд надзорной инстанции лицами, участв. в деле, и др. лицами, если их права и законные интересы нарушены СП.
Суды, рассматривающие дела в порядке надзора: 1) Президиум субъекта РФ проверяет вступившие в законную силу решения и определения районных судом и мировых судей и приказов мировых судей; апел. решений и опред. районных судов; кассац-х определений судов субъектов РФ;2) Президиум окружного военного суда проверяет решения и определения гарнизонных военных судов; 3) Судебная коллегия по гражд. делам Верх. Суда РФ проверяет решения и определения районных судов, принятых ими по 1ой инстанции, если они были обжалованы в Президиум судов субъектов РФ; 4) Военная коллегия Верх. Суда РФ: - кассационных определений окружных военных судов, если они были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда и т.д

33. Стадия подготовки дела к судебному разбирательству - это система процессуальных действий, совершаемых судом, участвующими в деле лицами и иными субъектами для обеспечения выполнения задач гражданского судопроизводства (ст. 2 ГПК).Подготовка каждого гражданского дела к предстоящему судебному разбирательству является самостоятельной, обязательной стадией производства по делу в суде первой инстанции.Самостоятельный характер стадии подготовки находит отражение, прежде всего, в том, что она имеет специфические цель и задачи (которые более подробно будут рассмотрены в п. 2 данного параграфа), а также значение.Обязательность рассматриваемой стадии проявляется в том, что подготовка проводится по всем без исключения гражданским делам независимо от их сложности, социальной значимости, объема доказательств и других факторов. В определенной мере это обусловлено самой логикой развития процесса в суде первой инстанции: если возбуждение дела дает импульс всему дальнейшему развитию процессуальных правоотношений по делу, то подготовка дела к судебному разбирательству создает необходимые условия для решения общих задач гражданского судопроизводства, сформулированных в ст. 2 ГПК посредством выполнения частных задач в процессе подготовки каждого конкретного дела.Говоря о значении подготовки гражданских дел к судебному разбирательству, необходимо отметить, что данная стадия является фундаментом, основой всего судебного разбирательства. От ее качества зависят конечные результаты судебного разбирательства. При анализе содержания процессуальной деятельности судьи и лиц, участвующих в деле, в стадии подготовки дела к судебному разбирательству следует исходить, прежде всего, из принципов состязательности и судейского руководства в гражданском процессе, которые получили дальнейшее развитие в новом ГПК. Согласно этим принципам центр тяжести в сфере доказывания смещается на деятельность сторон. Суд лишь должен определить предмет доказывания и указать каждой из сторон, какие доказательства она представляет в обоснование своих требований и возражений. Поэтому подготовка гражданского дела к судебному разбирательству является в современных условиях деятельностью не только судьи, но и сторон. Если какая-либо из сторон не проявит должной активности в стадии подготовки дела к слушанию, не сможет собрать всех необходимых доказательств, представление которых было рекомендовано судьей, то тем самым снижаются ее шансы на успех в суде. Ведь сам суд в условиях состязательного гражданского процесса не будет работать за стороны.

Однако значение стадии подготовки не сводится только к обеспечению своевременного и правильного рассмотрения дела в судебном заседании. В процессе подготовки, как и в ходе судебного разбирательства дела, производство по делу может завершиться вынесением итогового судебного акта - определения о прекращении производства по делу или оставлении заявления без рассмотрения либо решения об отказе в иске (ч. 4, 6 ст. 152 ГПК). Например, в силу принципа диспозитивности, стороны вправе уже в стадии подготовки закончить процесс посредством совершения распорядительного акта - отказа истца от иска (он должен быть принят судом) или заключения мирового соглашения (оно должно быть утверждено судом). Норма о возможности окончания процесса без вынесения решения в стадии подготовки была закреплена в ГПК в 1995 г. Что же касается принятия решения об отказе в иске в случае установления судом факта пропуска истцом срока исковой давности или срока обращения в суд, то норма, закрепляющая данное полномочие суда в стадии подготовки, является одной из важных новелл ГПК 2002 г.Таким образом, одним из направлений реформирования гражданского процессуального законодательства России, начиная с середины 90-х гг. прошлого века, является повышение роли подготовки как стадии производства в суде первой инстанции.

34. 1. Действующим гражданским процессуальным законодательством регламентирован порядок рассмотрения дел в суде надзорной инстанции (ст. 445 ГПК).При рассмотрении протеста в порядке надзора применяются правила ГПК, установленные для рассмотрения дел в суде первой инстанции с изъятиями и дополнениями, предусмотренными главой 33 ГПК, а также с учетом сущности надзорного производства в гражданском процессе.2. Суд, в который поступил протест в порядке надзора, обязан направить сторонам и другим юридически заинтересованным в исходе дела лицам копии протеста, принесенного по их делу. В необходимых случаях участвующие в деле лица извещаются о времени и месте рассмотрения дела в суде надзорной инстанции.Время рассмотрения дела назначается с таким расчетом, чтобы участники процесса имели возможность явиться в суд надзорной инстанции и представить свои письменные объяснения на протест и дополнительные материалы.Законом установлены сроки рассмотрения гражданских дел в суде надзорной инстанции. Согласно ст. 445 ГПК, дело по протесту в порядке надзора на вступившее в законную силу судебное постановление рассматривается судом надзорной инстанции не позднее двадцати дней, в Верховном Суде Республики Беларусь - не позднее одного месяца, а в Пленуме Верховного Суда Республики Беларусь - не позднее трех месяцев, со дня поступления дела с протестом.3. Судебное заседание, в котором рассматривается дело в порядке надзора, можно разделить на три части:подготовительная часть;рассмотрение протеста в порядке надзора;вынесение и оглашение определения или постановления по делу.4. В подготовительной части судебного заседания председательствующий объявляет состав суда; сообщает, кто участвует в деле в качестве прокурора; указывает, какое дело будет рассматриваться и кем принесен протест по делу. Председательствующий разъясняет участникам процесса их право заявлять отводы и выясняет, нет ли у них отводов, а также разъясняет их процессуальные права и обязанности.Неявка в судебное заседание юридически заинтересованных в исходе дела лиц, которые извещались о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела (ч. IV ст. 445 ГПК).5. Вторая часть судебного заседания (рассмотрение протеста) начинается докладом по делу.В Пленуме Верховного Суда Республики Беларусь, Президиуме Верховного Суда Республики Беларусь, президиумах областного. Минского городского судов дело докладывается председателем или по его поручению заместителем председателя, судьей.В Судебной коллегии по гражданским делам (Военной коллегии) Верховного Суда Республики Беларусь дело докладывается одним из членов суда, участвующим в его рассмотрении.После доклада юридически заинтересованные в исходе дела лица дают объяснения.В рассмотрении дела вправе принимать участие прокурор, который поддерживает принесенный им или вышестоящим прокурором протест в порядке надзора или высказывает мнение по делу, рассматриваемому по протесту должностного лица суда.6. После этого суд надзорной инстанции приступает к вынесению определения или постановления по делу (третья часть судебного заседания).При рассмотрении дела в порядке надзора суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам проверяет законность и обоснованность судебного постановления как в опротестованной, так и в неопротестованной части, а равно в отношении лиц, не указанных в протесте (ч. П ст. 445 ГПК).Суд не связан доводами протеста и обязан проверить дело в полном объеме.Пленум Верховного Суда Республики Беларусь, Президиумы Верховного Суда Республики Беларусь, областного. Минского городского судов по результатам рассмотрения протеста в порядке надзора выносят постановления.Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь, Белорусский военный суд выносят определения.К постановлениям и определениям, выносимым в порядке надзора, предъявляются те же требования, что и к кассационным определениям. В частности, в них должны содержаться следующие сведения:время и место рассмотрения дела;наименование и состав суда, вынесшего постановление или определение;краткое изложение обстоятельств дела и содержание решения суда первой инстанции и всех последующих судебных актов по делу;содержание протеста в порядке надзора и представленных в суд дополнительных материалов;объяснения юридически заинтересованных в исходе дела лиц и мнение прокурора;мотивы (обоснование) принятого постановления или определения;закон, которым руководствовался суд надзорной инстанции.Никто из судей не вправе воздержаться от участия в голосовании. Судья, не согласный с решением большинства судей, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое вместе с постановлением или определением приобщается к делу.Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Президиума Верховного Суда Республики Беларусь, президиумов областного, Минского городского судов принимаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за удовлетворение протеста и против удовлетворения протеста, протест считается отклоненным.Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь подписываются председательствующим в заседании и секретарем Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.Постановления Президиума Верховного Суда Республики Беларусь, Президиумов областного. Минского городского судов подписываются председательствующим в заседании указанных судебных инстанций, определения Судебной коллегии по гражданским делам (Военной коллегии) Верховного Суда Республики Беларусь - тремя членами суда, участвовавшими в рассмотрении дела в порядке надзора.

Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:

1)оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;6) оставить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 380 настоящего Кодекса.(п. 6 введен Федеральным законом от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

35. Производство по вновь открывшимся или новым обстоятельствам – исключительная стадия гражданского процесса, заключающаяся в деятельности ее участников при определяющей роли суда по проверке законности и обоснованности вступившего в законную силу ранее вынесенного этим судом судебного акта в связи с обнаружением вновь открывшихся или новых обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения дела.Под вновь открывшимися обстоятельствами понимаются существовавшие на момент принятия судебного постановления существенные для дела обстоятельства. Указанное понимание данного термина уже было отражено в судебной практике (Определения Санкт-Петербургского городского суда от 24.08.2010 N 33-11673/2010, Пермского краевого суда от 01.07.2010 по делу N 33-5597, Рязанского областного суда от 30.06.2010 N 33-1161). Так, в Определении Приморского краевого суда от 03.08.2009 по делу N 33-6974 понятие существенности обстоятельства определяется следующим образом: "существенность означает то, что, будь эти обстоятельства известны во время рассмотрения дела, решение было бы вынесено иное"[61].К вновь открывшимся обстоятельствам относятся:1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;2) заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления и установленные вступившим в законную силу приговором суда;3) преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда.Под новыми обстоятельствами в ГПК РФ понимаются возникшие после принятия судебного постановления и имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства. К таковым относятся:1) отмена судебного постановления суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия судебного постановления по данному делу;2) признание вступившим в законную силу судебным постановлением суда общей юрисдикции или арбитражного суда недействительной сделки, повлекшей за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления по данному делу;3) признание Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в КС РФ;4) установление Европейским Судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека;5) определение (изменение) в постановлении Президиума ВС РФ практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в связи с принятием судебного постановления, по которому подано заявление о пересмотре дела в порядке надзора, или в постановлении Президиума ВС РФ, вынесенном по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора, или в Постановлении Пленума ВС РФ.Таким образом, установление нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела Европейским Судом по правам человека будет являться основанием для пересмотра вступившего в законную силу данного судебного постановления. Эта новелла законодательно закрепляет выводы КС РФ, содержащиеся в Постановлении от 26.02.2010 N 4-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.А. Дорошка, А.Е. Кота и Е.Ю. Федотовой"[62]. Аналогичное основание для оспаривания судебных актов содержится и в ст. 311 АПК РФ.

36. Третейский суд - это суд (судья), который избран или образован по добровольному волеизъявлению сторон для разрешения спора (споров) между ними, решения которого они признают для себя обязательными и принимают обязанность добровольно их исполнять.Третейская форма защиты права является негосударственной, что и предопределяет особенности образования и деятельности третейских судов, рассмотрения и разрешения ими гражданских дел, а также исполнения решений этих судов.Применение третейской формы защиты права возможно только на основе добровольности, по соглашению сторон в споре.Стороны могут передать на рассмотрение третейского суда лишь спор, возникающий из гражданских правоотношений, и до принятия судом первой инстанции судебного постановления по существу этого спора (ч. 3 ст. 3 ГПК). Правовые последствия заключения соглашения о передаче дела в третейский суд состоит в том, что стороны лишаются возможности в одностороннем порядке изменить избранную ими подведомственность дела, т.е. отказаться от заключенного соглашения.Стороны по своему усмотрению избирают третейский суд (третейского судью). Они могут передать спор на рассмотрение как постоянно действующего третейского суда, так и третейского суда, образованного ими для разрешения конкретного спора. "Разовые" суды именуются также судами ad hoc, т.е. для одного, конкретного случая.Третейский способ разрешения спора не исключает выполнения отдельных функций содействия и контроля компетентным судом. Однако вмешательство государственного суда допустимо только в тех случаях, когда это предусмотрено законом. Так, районным судом может быть рассмотрено заявление об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, отменено решение третейского суда по строго указанным в законе основаниям, вынесено определение о выдаче исполнительного листа либо об отказе в выдаче исполнительного листа.В Российской Федерации порядок образования и деятельности третейских судов, оспаривания их решений и выдачи исполнительных листов на эти решения регулируется Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже"[73], Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации"[74], а также главами 46 - 47 ГПК.Международный коммерческий арбитраж является третейским судом, который рассматривает переданные на его разрешение споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации. В качестве постоянно действующих третейских судов, рассматривающих указанные споры, образованы Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ.

39. Основания для применения мер принудительного исполнения:1) предъявление в установленном федеральным законом порядке надлежаще оформленного исполнительного документа;2) принятие судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства;3) истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения. Основания перечислены в той последовательности, совершение в которой в результате приводит к началу принудительного исполнения.Меры принудительного исполнения:1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализация;2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;3) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящееся у других лиц;4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе;5) иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Все указанные меры могут применяться при осуществлении исполнительных действий в отношении должника как самостоятельно, так и в совокупности.При обращении взыскания на имущество и денежные средства путем наложения ареста следует иметь в виду возможность принятия данных обеспечительных мер еще при рассмотрении в гражданском либо арбитражном судопроизводстве.Обращение взыскания на имущество должника – одна из наиболее распространенных мер принудительного исполнения. Форма реализации данной меры принудительного исполнения состоит в описи, аресте и последующей принудительной реализации имущества должника.Опись имущества должника – процессуальный способ документальной фиксации факта ареста имущества должника, оформляемый путем составления соответствующего документа – акта описи и ареста имущества.Передача арестованного имущества на ответственное хранение – одна из составных частей процедуры ареста имущества. Цель – обеспечение его сохранности, т. е. недопущение его растраты, отчуждения или сокрытия должником, что обеспечивается мерами гражданской и уголовной ответственности.При отсутствии у должника денежных средств взыскание обращается на иное принадлежащее должнику имущество, за исключением имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание.Взыскание не может быть обращено на денежные суммы, выплачиваемые:1) в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также в возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца;2) лицам, получившим увечья при исполнении ими служебных обязанностей;3) в связи с рождением ребенка – многодетным матерям; одиноким отцу или матери; на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; пенсионерам и инвалидам I группы по уходу за ними; по алиментным обязательствам;4) за работу с вредными условиями труда или в экстремальных ситуациях;5) организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака, а также на выходное пособие, выплачиваемое при увольнении работника.

40. Закон об исполнительном производстве содержит отдельную главу «Особенности обращения взыскания на имущество должника- организации». Одной из таких особенностей является специально установленная очередность обращения взыскания на имущество должника-организации. Согласно общему правилу, установленному статьей 69 Закона об исполнительном производстве, взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства (сначала в рублях, а затем — в иностранной валюте) и только при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления. Причем, как представляется, сформулировано это общее правило крайне неудачно, так как судебный пристав-исполнитель, не обнаружив денежные средства и формально следуя букве Закона, может сразу обратить взыскание на недвижимое имущество при наличии у должника даже другого движимого имущества. Однако если взыскание обращается на имущество должника-организации, то применяется специально установленная очередность (ст. 94 Закона об исполнительном производстве).Так, в случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, изыскание обращается на иное имущество, принадлежащее указанной организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или нраве оперативного управления (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится, в следующей очередности:в первую очередь — на движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе на ценные бумаги (за исключением ценных бумаг, составляющих инвестиционные резервы инвестиционного фонда), предметы дизайна офисов, готовую продукцию (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий;во вторую очередь — на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;в третью очередь — на недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;в четвертую очередь — на непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда.

Данные правила очередности обращения взыскания на имущество должника-организации имеют своей целью максимально возможное сохранение работоспособности юридического лица как хозяйствующего субъекта. В то же самое время вызывает определенные сомнения эффективность выбранного критерия — «непосредственное участие имущества в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг». Безусловно, с одной стороны, его установление позволит судебному приставу-исполнителю более гибко и с учетом индивидуальных особенностей всего комплекса имущества должника- организации подходить к вопросу об обращении взыскания, однако с другой — введение оценочной категории «непосредственное участие (использование)» неминуемо осложнит и затянет исполнительное производство, так как позволит должникам-организациям обжаловать (оспаривать) решения и действия судебного пристава-исполнителя, доказывая, предположим, что оргтехника необходима Для ведения бухгалтерского учета и в этом смысле «непосредственно используется» в производстве товара, выполнении работ или оказании услуг и т.д.Правила очередности обращения взыскания на имущество организаций применяются также при обращении взыскания на имущество должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, в случае исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном судом, другим органом или должностным лицом в связи с предпринимательской деятельностью указанного гражданина (ч. 2 ст. 94 Закона об исполнительном производстве).Существуют особенности в правовых последствиях при обращении взыскания на непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда. Так, если на данное имущество наложен арест, то судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня составления акта о наложении ареста на указанное имущество направляет в Федеральную налоговую службу, а в случае, когда должником является банк или иная кредитная организация, — в Банк России копии постановления и акта о наложении ареста, а также сведения о размере требований взыскателей.В свою очередь, в 30-дневный срок со дня получения постановления о наложении ареста и акта о наложении ареста на имущество Федеральная налоговая служба либо Банк России должны сообщить судебному приставу-исполнителю об осуществлении или отказе в осуществлении ими действий по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) организации либо по отзыву у банка или иной кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Судебный пристав-исполнитель обязан приостановить исполнительные действия по реализации имущества до получения от Федеральной налоговой службы либо Банка России сведений об осуществлении или отказе в осуществлении указанных действий (ч. 2 ст. 95 Закона об исполнительном производстве). Если Федеральная налоговая служба сообщила судебному приставу-исполнителю об осуществлении действий, связанных с возбуждением в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника-организации, то судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнительные действия по реализации имущества должника-организации до принятия арбитражным судом решения о введении в отношении должника процедуры банкротства.Из текста Закона об исполнительном производстве, однако, не вполне ясно, что понимается под «приостановлением исполнительных действий» и имеется ли в виду приостановление исполнительного производства на основании статьи 40 данного Закона. Допустить положительный ответ в этом случае представляется крайне затруднительным, поскольку статья 40 Закона об исполнительном производстве содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем и не оставляет места для ее расширительного толкования. Кроме того, непонятно и процессуальное значение «приостановления исполнительных действий» при условии, что Закон наряду с приостановлением исполнительного производства (ст. 39—42) вводит такие институты, как отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ст. 38); отсрочку, рассрочку исполнения, изменение способа и порядка исполнения (ст. 37). Думается, что речь идет об элементарной несогласованности используемых в рамках единого законодательного акта терминов, и, по всей видимости, под «приостановлением исполнительных действий» подразумевается приостановление исполнительного производства. В пользу подобного толкования свидетельствует и возможность частичного приостановления исполнительного производства (ч. 1 ст. 40), что соответственно предполагает возможность приостановления исполнительного производства в части исполнительных действий но реализации имущества должника-организации.В том случае, если Банк России сообщил об отзыве у банка или иной кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнительное производство до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом или о его принудительной ликвидации, за исключением производства по исполнительным документам: о взыскании задолженности по заработной плате;о выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности;об истребовании имущества из чужого незаконного владения;о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;о компенсации морального вреда;о взыскании задолженности по текущим платежам.

Наши рекомендации