Сущность и направления реформирования. Стратегия реформ и её правовые основы
Несмотря на то, что в наст время разработаны различные варианты Р предп-ий, процесс этот идет медленно, без фактической смены собственника, т.е. преобладающей остается гос. собственность. Доля частной собственности практически не растет.
Проблемы: 1)устоявшийся менталитет работников к общественно-коллективному пр-ву; 2)Консерватизм и неподготовленность управленческих кадров к работе в рыночных условиях; 3)Ограниченность финансовых ресурсов; 4)Отсутствие соответствующей макроэк. среды; 5)Отсутствие четкой гос. политики в отношении Р; 6)Недостаточная развитость законодательной базы в данном направлении;
Пути решения состоят в том, чтобы решить вышеперечисленные проблемы.
Принципы Р: целесообразность, добровольность, понимание необходимости и цели Р, знание того, что дает Р каждому колхознику или рабочему совхоза, сохранение целостности исторически сложившейся хоз территории, признание многоукладной смешанной эк-ки; сохранение примата за крупным пр-вом и др.
Формы рефор-ния – Задачи: 1) Изменение производ. отношений, т.е.отношений собственности – 1. приостановить разрушение производ. потенциала этих пред-тий и не навредить. 2) Проведение внутрихозяйственной реструктуризации – 2. обеспечить соц. защиту граждан, проживающих на террит. реформированного пред-тия. 3) Коммерциализация пред-тия, диверсификация и переспециализация – 3. способствовать реструктуризации задолженности и развития кооперативных отношений новых хозяйственных структур с подсобными хозяйственными подворьями. 4. обеспечить прибыльную работу с/х орг-ций.
Вариант 1 предусм-т соверш-ние внутрихоз. орг.-эк. отношений на основе принципов комм. расчета и самофин-ния, формирование новых внутрихоз. структур с наделением их производственной и экономической самостоятельностью, вплоть до признания права юридического лица. Реформирование по этому варианту предполагает сохранение сложившегося единого хозяйственного, производственного и социального комплекса данной территории. Здесь должен быть задействован новый экономический механизм, в корне меняющий внутрихоз. эк. (производственные) отношения. Данный вариант предусматривает включение в процесс рыночных преобразований широкие массы крестьян, специалистов и руководителей хозяйств. Порядок осуществления процесса реформирования должен быть следующим: на базе традиционных производственных подразделений предприятия создаются небольшие самостоятельные внутрихозяйственные кооперативы; желающие работать самостоятельно выделяются в крестьянские хозяйства с наделением права юридического лица и открытием расчетного счета в банке; функции по обслуживанию производства во внутрихозяйственных кооперативах, фермерских, крестьянских и личных хозяйствах осуществляют специально создаваемые или действующие агросервисные структуры;созданные в процессе реформирования кооперативы, фермерские и ЛПХ объединяются в кооперативные ассоциации, объединения, предприятия;бухгалтерия колхоза преобразуется в финансово-расчетный центр, в котором все хозяйственные субъекты открывают свои счета;взаимоотношения между подразделениями и руководством хозяйства регулируются договорами. Предлагаемая модель реформирования позволяет каждому работнику стать реальным собственником средств производства и производимой продукции, участником нового кооперативного хозяйства. Модель позволяет сохранить функционирование крупного предпринимательства и основное производственное направление.
Вариант 2 — рыночная реструктуризация, которая осуществляется на основе:преобразования в различные организационно-правовые формы хозяйствования, предусмотренные Гражданским кодексом Беларуси. В связи с этим наиболее приемлемыми являются: производственные и обслуживающие кооперативы нового типа, базирующиеся на частной корпоративной собственности и акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, товарищества, другие формирования; фермерские хозяйства;частичного выхода из реформируемого хозяйства фермерских (крестьянских) хозяйств, индивидуальных производителей, кооперативов;разделения хозяйства, что ведет к его разукрупнению в целях улучшения управляемости и т.д.
Вариант 3 — реорганизация предприятия. Она может быть как добровольной, так и принудительной и применяется в тех случаях, когда из-за больших финансовых долгов вести рентабельное производство невозможно. Особыми должны быть подходы к реорганизации неплатежеспособных хозяйств. Модели и механизм реформирования могут быть следующими:Объявление санации на несколько лет. Разработка программ структурных преобразований, гарантирующих оздоровление;создание в границах хозяйства самостоятельных внутрихозяйственных подразделений на кооперативных принципах;формирование в пределах традиционного предприятия акционерных обществ, ООО, малых предприятий, других структур с правом юридического лица и самостоятельным балансом;кооперирование сельскохозяйственных предприятий с перерабатывающими структурами по производству, переработке и реализации определенного вида продукции;формирование крестьянских (фермерских) хозяйств на территории неплатежеспособного предприятия;передача хозяйства в аренду конкретному физическому лицу для организации производства сельскохозяйственной продукции;предоставление права физическому лицу, изъявившему желание приобрести все или часть хозяйства в частную собственность;присоединение убыточного предприятия к промышленным, обслуживающим и другим предприятиям, к эффективно работающим сельскохозяйственным структурам;раздел имущества и всех средств производства среди членов хозяйства для ведения сельскохозяйственного производства;объявление банкротства хозяйств, потерявших перспективу финансового и экономического развития.