Поведение групп в организации
Групповое поведение в организации.
Следующий аналитический уровень- это контактные группы (где люди общаются «лицом к лицу»). Все виды групп можно классифицировать по определенным составляющим.
По размеру группы делятся на большие и малые;
по сфере совместной деятельности на управленческие и производственные;
по уровню развития на высоко- и слаборазвитые;
по реальности существования на реальные и условные;
по принципу создания и характеру межличностных отношений на формальные и неформальные;
по цели существования на проектные, функциональные, по интересам, дружеские;
по периоду функционирования на постоянные и временные;
по вхождению индивида в группу на референтные и групп принадлежности.
В группах и командах личные, и приобретенные качества, которые не являются просто индивидуальными особенностями, изменяются.
Личности оказывают влияние на жизнь группы или команды, но и сами изменяются под воздействием изменений и эволюции контактных групп.
Группы и команды являются центральными элементами координации и контроля организационных процессов. Они важны как в формальных, так и в неформальных организационных структурах. Руководство может, как поощрять, так и препятствовать формированию групп и команд в зависимости от обстановки, восприятия и политики. Некоторые группы, в зависимости от поставленной перед ними цели, оказываются недолговечными. Когда миссия выполнена или когда члены группы утрачивают к ней интерес, группа распадается.
Другие группы могут существовать в течение нескольких лет и оказывать влияние на своих членов или даже на внешнее окружение. Персонал, входящий в группу, обладает рядом специфических характеристик: · плотное взаимодействие; · осознание себя членами группы; · определение их другими людьми как членов группы; · наличие общих норм при рассмотрении групповых интересов; · ощущение полезности группы; · преследование общих целей; · коллективное восприятие внутреннего единства; · тенденция действовать унитарным способом к окружающей среде.
Исследования показали, что групповая норма производительности может возрастать в несколько раз, если результаты работы каждого влияют на успех остальных и зависят от их общего успеха.
Выделяют следующие основные факторы группового поведения:
1) профессиональная сработанность группы,которая формируется в результате совместной работы в коллективе и проявляется в нормах взаимозаменяемости, взаимодополняемости, взаимоответственности и др.;
2) морально-психологическая сплоченность:наличие норм взаимопомощи и взаимоподдержки на основе общности представлений о самих себе:
3) межличностная совместимость:психологическая готовность работников сотрудничать друг с другом;
4) целеустремленность и демократичность - в основном эти факторы задаются руководителем и зависят от его позиции по отношению к группе. Например, целевая установка может навязываться руководством или вырабатываться сообща всеми сотрудниками;
5) продуктивность и удовлетворенность результатами труда.Этот фактор является показателем профессионально-групповых усилий, который показывает, насколько человеческий потенциал группы воплотился в конкретные дела, насколько признаны трудовые усилия профессиональной группы, если оплата труда ее работников начисляется по конечным результатам.
Успешная трудовая деятельность профессиональной группы зависит и от других факторов, которые можно назвать переменными:
- групповой уровень притязаний, т. е. настроенность работников на достижение результатов;
- квалификационный потенциал;
- требования к конечному результату, который определяет качество групповой работы;
- степень взаимодействия с другими профессиональными группами;
- половозрастной состав группы;
- внутригрупповые межличностные коммуникации, нарушение которых может сбить рабочий ритм, темп работ и снизить качество;
- позиции, которые могут быть единоличными или переменными, когда в тех или иных ситуациях лидером оказывается кто-то из работников;
- постоянство профессиональной группы или временный характер ее работы.
Групповая норма производительности - самый важный переменный фактор работы группы, ось всех внутригрупповых отношений.
Формирование группового поведения в организации
Компромисс – это достижение обоюдного удовлетворения при сохранении некоторой доли индивидуального недовольства.
Э. Сервус
Природа группы
Эффективность деятельности организации определяется не только усилиями отдельных людей, а в большей степени результативностью их совместной деятельности. Человек выполняет свои трудовые обязанности во взаимодействии с другими, являясь членом группы, в рамках которой он работает. Решение проблем, стоящих перед группой, требует совместных усилий людей, обладающих различными знаниями, квалификацией, опытом, профессиональной подготовкой.
Однако для достижения эффективных результатов совместной деятельности необходимо правильно сформировать группу и научить всех ее членов навыкам совместной работы, а также умению объединять и концентрировать усилия на решении общих задач.
Участвуя в работе группы, человек может существенно изменить свое личностное поведение. Это обусловливает важность изучения проблем формирования и функционирования групп.