Экономическое обеспечение охраны труда
Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда
Компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральными законами обязанностей. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями туда утверждается Правительством РФ с учетом консультаций с объединениями работодателей, профсоюзами в лице их соответствующих органов и иными (уполномоченными работниками) представительными органами. «Списки производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки » утверждены постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. № 188 (в редакции постановлений Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. № 917). Установлены следующие льготы и компенсации: § сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 36 часов в неделю) для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, педагогических работников; § доплаты за условия труда на рабочих местах, на которых выполняются работы, предусмотренные отраслевым перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда в процентах к тарифной ставке (окладу) на основании аттестации рабочих мест и оценке условий труда на них; § ежегодные дополнительные отпуска работникам, занятым на работах с вредными условиями; § льготное пенсионное обеспечение в соответствии с разрешением о порядке применения списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение; § выдача бесплатно молока или других равноценных пищевых продуктов и лечебно-профилактического питания определенной категории работающих. Согласно ст. 219 ТК РФ «Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда» каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными условиями труда. Установлены следующие льготы и компенсации: Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями, и условиями их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя. Статья 184 Трудового кодекса РФ устанавливает гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании: «При повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника. Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» №125 от 24 июня 1998 г. (в редакции федерального закона №160 от 23 июля 2008г.). В случае обеспечение на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются. |
Экономическое обеспечение охраны труда
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в установленном порядке.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда.
Трудовым кодексом РФ установлен норматив финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
Подчеркнем, что работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, а работодатель несет все расходы по охране труда, в силу «естественного» права и обязанности собственника заботиться о своей собственности самостоятельно. Дело в том, что работник на момент выполнения трудовых обязанностей является своеобразной «собственностью» работодателя, поскольку его работоспособность (рабочая сила) «продана» по трудовому договору работодателю.
Основными направлениями расходов на предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости являются: во-первых, расходы на замену оборудования и другие мероприятия, влекущие за собой изменения (считается, что благоприятные) условий труда; во-вторых, расходы на материальное обеспечение безопасности и охраны труда (в том числе на средства индивидуальной защиты и т. п.); в-третьих, расходы на организацию мероприятий по охране труда (в том числе на подготовку работников); в-четвертых, расходы на возмещение вреда работникам (в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
Расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний состоят из страховых взносов страховщику – Фонду социального страхования Российской Федерации – и определяются страховыми тарифами, ежегодно устанавливаемыми соответствующим федеральным законом. Сумма страховых взносов, уплачиваемых в пределах тарифа, включается в себестоимость продукции. Кроме того, разрешается часть страховых взносов, по согласованию со страховщиком, направлять на профилактическую работу в соответствии с утверждаемыми ежегодно перечнями превентивных мероприятий (это – санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными производственными факторами, проведение углубленных медосмотров, аттестация рабочих мест по условиям труда).
Рассматривая экономическую эффективность любых управленческих решений в сфере охраны труда, надо помнить, что расходы (затраты) на охрану труда в принципе не могут непосредственно приносить доход (прибыль), ибо являются вспомогательными для целей производства и не связаны непосредственно с производством и реализацией какого-либо товара. Поэтому на практике любой руководитель может видеть конкретные расходы на охрану труда, но не видит (а в такой постановке и не может видеть) «доходы» от охраны труда. Тем не менее, мероприятия по охране труда не являются чисто затратными или убыточными. Дело в том, что если при производстве товара (услуг) речь идет об увеличении (максимизации) дохода (прибыли), то при мероприятиях по охране труда и/или безопасности производства речь идет о снижении (минимизации) убытков (потерь).
Классический анализ потерь и убытков состоит из подсчета действительного числа несчастных случаев, серьезности причиненного ущерба и анализа прямых потерь (издержек), связанных с нанесением материального ущерба, телесных повреждений и последующих заболеваний. К сожалению, прямые издержки составляют лишь меньшую часть действительных финансовых затрат предприятия в случае производственных аварий и травматизма. Основную часть играют косвенные потери (издержки). Эти косвенные потери происходят из-за потерянного для основного производства, но оплаченного работодателем времени руководителей среднего звена, которое ушло на расследование причин аварии и травматизма, временной остановки процесса обучения, оплаты переподготовки, внеочередного инструктажа, проверки знаний для работающего персонала, оплаты возможной сверхурочной работы. Стоимость этих косвенных расходов значительно (в несколько раз) превышает прямые потери. Сумма прямых и косвенных потерь составляет общий ущерб от неблагоприятного события.
Если в результате проведенных мероприятий гипотетическое неблагоприятное событие не произошло, то можно говорить о предотвращенном ущербе. Предотвращенный ущерб равен общему ущербу от реализации потенциальной опасности. Это гипотетический ущерб от гипотет0ического несчастного случая или аварии. Так могло бы быть, но так не случилось из-за мероприятий по обеспечению безопасности! Тогда разница между предотвращенным ущербом и реальными прямыми затратами на мероприятия по безопасности образуют своеобразный «доход» от этих мероприятий! Более того, то, что для общества в целом и/или для отдельных лиц является ущербом, для других конкретных лиц может являться доходом, например, в случае удачного страхования производственных рисков.
На практике привычным является увеличение доходов, а потому принято говорить не о минимизации возможного ущерба, а об увеличении (максимизации) предотвращенного ущерба. Однако относительная простота и привычность подсчета фактических доходов (прибыли) и большая сложность (и практически полнейшая новизна для нашей страны) расчета возможного (но предотвращенного) ущерба мешают внедрению на практике такого подхода. Следует особо отметить, что непредотвращенный ущерб, независимо от того, рассчитан он или нет, зафиксирован или нет, явно виден или скрыт от глаз руководителя, образует фактические(убытки) учреждения. Не научившись определять возможный ущерб, мы никогда не сможем его предотвратить.