Пересмотр в порядке надзора
Говорим уже о пересмотре, а не о проверке. Но вопрос спорный.
Надзорное производство – самое критикуемое с т.з. законности его существования о стороны ЕСПЧ.
Был веден в советское время: в активной форме суд участвовал в исправлении дефектов решений. По вступившему в законную силу акту можно было инициировать производство по пересмотру. Причем в советское время были длительные сроки на обжалование, 5-6 лет со дня вынесения решения.
Изначально надзор был сформирован в системе арбитражных судов, и он всегда был в президиуме ВАС РФ. Количество дел, проходивших через надзор, было незначительным; около 400 протестов в год. Раньше была система надзорного производства: заявление подавалось должностному лицу; если его доводы убеждали, это ДЛ приносило протест, и надзорное производство начиналось именно с момента принесения протеста.
По АПК 2002 г. с учетом критики ЕСПЧ: отказались от института протеста. Теперь надзорная инстанция выполняет несколько иную функцию: не исправление дефектов судебного решения, а формирование единой судебной практики. Проверяет дела и дает свое суждение по конкретным вопросам, позициям; если это суждение не совпадает с пониманием вопроса нижестоящим судом – решение отменяется.
Институт преюдициального запроса (еще не введен): когда суд, рассматривая конкретное дело (не важно, в какой инстанции), понимает, что он не знает, как применять конкретную норму (не с точки зрения конституционности, а с т.з. толкования самой нормы), он может обратиться с преюдициальным запросом в ВАС. ВАС должен рассмотреть запрос и высказать свое мнение; т.е. это мнение не по конкретному делу – а просто по толкованию. Эти позиции должны публиковаться.
Задача надзора: формирования единой судебной практики. Исходя из нее определяются основания проверки в порядке надзора.
Суд: президиум ВАС РФ. 2 этапа:
1) Вопрос о приемлемости жалобы: возможно ли рассмотрение ее в порядке надзора.
2) Непосредственно проверка судебного акта, а точнее – дела в суде надзорной инстанции.
Субъект подачи заявления надзорного: ст. 292 АПК – лица, участвующие в деле, прокурор (или если был участником в деле; или если его участия является обязательным), лица, права которых затронуто судебное решение (ст. 42).
Когда можно оспорит: если полагают, что этим актом существенно нарушены права и законные интересы в сфере ПД в силу неправильного применения материального или процессуального закона.
Критерий существенности – ст. 304, основания пересмотра, их нужно обосновать в заявлении!! Это сложно. Существенные нарушения – не через нарушение конкретных норм, а в целом. Это:
1) Нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
2) Нарушение прав и свобод ЧиГ согласно общепризнанным принципам и нормам права. Международно-правовые стандарты.
3) Если нарушаются права и свободы прав неопределенного круга лиц или публичных интересов.
Сложный вопрос: нет единого понятия единообразия судебной практики. Что это?
Форма выражения позиции: постановление, информационное письмо, обзоры судебной практике, конкретные постановления по делам и т.д. В зависимости от важности вопроса, от способа (по делу или нет).
Сроки: вопрос менялся. Заявление/представление м.б. подано в срок, не превышающий 3 месяца со дня вступления в силу последнего судебного акта по делу. Вопрос: это пресекательный или процессуальный срок? Теперь, после 2005 г. дополнили: последнего оспариваемого судебного акта. + Если исчерпаны все другие способы защиты права. + Добавили ч. 4 – теперь это процессуальный срок, т.е. м.б. восстановлен (также в течение 6 месяцев). Для лиц по ст. 42 – с момента, когда узнали о нарушении права.
Куда обращаться: сразу в ВАС РФ. Т.е. не факт, что оно пойдет в президиум. 2 этапа:
Сначала заявление рассматривается 3 судьями ВАС; они сформированы по коллегиям (6 штук), составы – по предметному критерию. В тройке: один как председательствующих, докладчик по проверке, остальные в коллегиальном порядке принимают окончательное решение, передавать дело или нет. для принятия этого решения – 1 месяц; если принимается решение об истребовании дела – срок продляется до 2 месяцев. На основе изучения материалов дела тройка решает:
1) Определение об отказе в передаче дела в суд надзорной инстанции.
2) Определение о передаче дела в президиум.
3) Может передать дело на рассмотрение суда КИ. Когда дело не было предметом рассмотрения в кассации, и когда судьи не усматривают основания по ст. 304, но есть другие нарушения законности, которые судьи усматривают. Также вопрос о подсудности: правомерно ли?.. ч. 6 ст. 299
Решение тройки судей никто не может преодолеть!!!
Если дело все же передается в президиум. Судьи, которые участвовали в первичном рассмотрении, как правило, включаются в президиум как докладчики. Дается 1 месяц на рассмотрение дела в президиуме. Лица, участвующие в деле, уведомляются о днем, месте рассмотрения дела, они вправе присутствовать; но если неявка - все равно рассматривают дело. Большинством голосов решают.
Полномочия президиума:
· Может оставить в силе решение. Всего 7% решений – т.к. если дело уж дошло до президиума, его отменят, скорее всего.
· Может изменить решение.
· Может отменить судебное решение +
1) Выносит новый судебный акт. Не любит делать этого, чтобы не пересматривались их решения по вновь открывшимся обстоятельствам.
2) Передать на рассмотрение в инстанцию, чье решение отменяется. Чаще всего.
3) Прекратить производство по делу, оставить заявление без рассмотрения.
· Оставить в силу одно из предыдущих судебных решений.
Результат: постановление. Вступает в силу немедленно. Может быть пересмотрено по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.