Вопрос 51. Методы регулирования цен
1. Сущность, инструменты и цели государственного регулирования цен
2. Методы прямого и косвенного регулирования цен
3. Степень участия государства в регулировании цен. Формы государственного регулирования цен. Нарушения государственной дисциплины цен
1. Одним из систематически применяемых методов экономической политики многих стран в области ценообразования является воздействие государства.
Сложившаяся система государственного регулирования цен наряду с другими формами отраслевой государственной политики представляет собой попытку воздействия на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в последнее время резко усилилась в связи с развитием инфляции. Ценовая полтика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.
Важнейший инструмент государственного регулирования – финансовая, денежно-кредитная политика. Составной частью этой политики являются попытки воздействовать на состояние хозяйственной конъюнктуры отдельных товарных рынков с помощью регулирования цен.
Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и (или) антиинфляционный характер.
Система цен – один из важнейших элементов рыночной экономики, который находится в тесной взаимосвязи с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование экономики через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.
Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей; способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.
2. Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми, так и косвенными.
Методы прямого регулирования цен:
ü административное установление цен;
ü «замораживание» цен;
ü установление предельного уровня цен;
ü регламентация уровня рентабельности;
ü установление нормативов для определения цен;
ü декларирование цен и т.д.
При прямых методах регулирования государство прямо воздействует на уровень цен путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, а также другими аналогичными методами.
Обычно государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют основу системы цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и другие, которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.
Прямое государственное регулирование предполагает необходимость корректировки рынка и дополнения рыночного механизма централизованной политикой государства путем контроля за важнейшими параметрами рынка. В условиях несовершенного рыночного хозяйства возникающая равновесная цена не удовлетворяет оптимальному состоянию и стабильности в экономике. Поэтому государство путем установления и регулирования цен должно целенаправленно создавать условия равновесия.
Методы косвенного регулирования цен:
ü налогообложение;
ü регулирование денежного обращения;
ü оплата труда;
ü кредитная политика;
ü регулирование государственных расходов;
ü установление норм амортизации и т.д.
Косвенные меры, как правило, направлены на изменение конъюнктуры, на создание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в целом – на установление оптимального соотношения между спросом и предложением. К ним относятся государственные закупки, налоговая система, регулирование денежного обращения и кредита, политика государственных инвестиций и регулирование государственных расходов, установление норм амортизации и т.д. Этими мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и тем самым способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы регулирования проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование и имеющие макроэкономический характер.
Прямые методы контроля за ценами не должны противопоставляться косвенным, а должны сочетаться с ними. Общая антиинфляционная политика и связанные с ней меры по косвенному воздействию на процессы ценообразования в этом случае дополняются непосредственными прямыми методами государственного регулирования. Государство путем установления определенных режимов движения цен, при помощи «замораживания» или «блокирования» их на определенном уровне, посредством контроля над отдельными статьями издержек производства вмешивается в решения предприятий и фирм относительно уровня цен на продукцию.
Наиболее оптимальным является гибкое сочетание государством прямых и косвенных методов регулирования цен.
3. При чрезмерном государственном регулировании цен рыночные механизмы ослабевают и создается опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, так как основные рыночные параметры испытывают сильное влияние нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может достаточно меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этом случае образуется либо дефицит, либо затоваривание не имеющих сбыта товаров.
В случае полного отхода государства от участия в формировании цен и их регулирования разрушаются основы экономики, государство теряет один из важнейших методов борьбы с монополизмом, а рыночные отношения и финансовое положение многих предприятий теряют достаточную устойчивость.
Таким образом, в рыночной экономике недопустимы как чрезмерное увлечение регулированием цен со стороны государства, так и полный отказ от такого регулирования прежде всего на продукцию эффективных, но затрудняющих конкуренцию монополистических предприятий.
Государственное регулирование цен осуществляется также при помощи гарантирования производителям уровня продажных цен и посредством субсидирования издержек производства.
В России государственное регулирование цен осуществляется в основном методами установления коэффициентов изменения цен и предельных нормативов рентабельности, фиксирования их предельного уровня, ограничения предельного уровня и т.д.
За последние годы государственное регулирование цен осуществлялось в следующих формах:
ü выплата дотаций отдельным производителям органами исполнительной власти различных уровней, позволяющих поддерживать цены на уровне более низком, чем «диктует рынок»;
ü установление для производителей, оптовых и розничных организаций предельных норм рентабельности, дифференцированных по отраслям;
ü установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя;
ü установление твердых фиксированных цен;
ü установление для предприятий-монополистов предельных цен;
ü ограничение уровня рентабельности предприятий-немонополистов;
ü установление сельскохозяйственным предприятиям и поставщикам льгот по налогам и другим платежам в бюджет в случае продажи продукции ниже уровня предельных цен;
ü установление предельного уровня торговых надбавок к отпускным ценам производителя для оптовой и розничной торговли;
ü установление коэффициентов повышения цен с целью сдерживания их роста;
ü рекомендации по применению единой номенклатуры издержек производства и обращения, а также единого порядка формирования финансовых результатов, имеющих юридическую силу;
ü декларирование повышения свободных цен.
Эффективность государственного регулирования цен во многом зависит от его взаимодействия с другими мерами воздействия на экономику. Так, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых ставок на прибыль, как правило, должно сочетаться с регулированием заработной платы.
К нарушениям государственной дисциплины цен, в частности, относятся:
ü завышение государственных регулируемых цен и тарифов на товары и услуги, в том числе фиксированных цен и тарифов, предельных уровней рентабельности, предельных коэффициентов повышения цен и тарифов;
ü завышение установленных надбавок (наценок) к ценам и тарифам, начисление непредусмотренных надбавок, а также непредоставление установленных скидок;
ü применение свободных оптовых (отпускных) цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке;
ü завышение цен ан продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня и т.д.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Цены и ценообразование. 4-е изд. под ред. В.Е.Есипова. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
2. Беляева И.Ю., Панина О.В., Головинский В.В. Цены и ценообразование. Управленческий аспект: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – 160 с.
3. Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике: Учебник. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 256 с.
4. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 192 с.
5. Деева А.И. Цены и ценообразование: Учебное пособие / А.И.Деева. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 288 с.
6. Голощапов Н.А., Соколов А.А. Цены и ценообразование: Учебно-методическое пособие. – М.: «Приор-издат», 2004. – 160 с.
7. Ценообразование и налогообложение: Учебник под ред. И.К.Салимжанова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 424 с.
8. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 656 с.
9. Ф.Котлер. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. – СПб.: Питер, 2002. – 496 с.
10. Нэгл Томас Т. Стратегия и тактика ценообразования. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 572 с.
11. В лабиринтах рынка. Под ред. Г.И.Фельдмана. – М.: Транспорт, 1993. – 335 с.
12. Денисенко М.А. Курс лекций по дисциплине «Ценообразование на мировом рынке металлов». – Государственный Университет Управления, Институт управления в химической и металлургической промышленности, Кафедра экономики и управления в металлургии. – М., 2003
13. Бельская О.Л. Курс лекций по дисциплине «Биржевая и аукционная торговля». - Государственный Университет Управления, Институт управления в химической и металлургической промышленности, Кафедра экономики и управления в металлургии. – М., 2003
14. Денисенко М.А. Курс лекций по дисциплине “Микроэкономика”. - Государственный Университет Управления, Институт управления в химической и металлургической промышленности, Кафедра экономики и управления в металлургии. – М., 2001
1 При подготовке данного вопроса использовался материал пособия Деева А.И. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 288 с.
2 Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике: Учебник. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 256 с. С. 3.
1 При подготовке вопросов 3, 4 использовался материал пособия Деева А.И. Цены и ценообразование: Учебное пособие - М.: Издательство «Экзамен», 2003
1 Деева А.И. Цены и ценообразование: Учебное пособие - М.: Издательство «Экзамен», 2003. С.42
2 См. там же
1 При подготовке данного вопроса использовался материал пособия М.С.Абрютина Ценообразование в рыночной экономике: Учебник. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 256 с.
1 Рисунок взят из лекций Денисенко М.А. «Ценообразование на мировом рынке металлов»: М., Государственный Университет Управления, Институт управления в химической и металлургической промышленности, 2004
1 Беляева И.Ю.. Панина О.В., Головинский В.В. Цены и ценообразование. Управленческий аспект: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – 160 с. С. 23
1 Беляева И.Ю.. Панина О.В., Головинский В.В. Цены и ценообразование. Управленческий аспект: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – 160 с. С. 24
1 При подготовке данного вопроса использовался материал пособия Беляева И.Ю., Панина О.В., Головинский В.В. Цены и ценообразование. Управленческий аспект: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – 160 с.
1 Цены и ценообразование. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с. С. 37
1 Таблица взята из лекций Денисенко М.А. по дисциплине «Ценообразование на мировом рынке металлов»: Государственный Университет Управления, Институт управления в химической и металлургической промышленности, Кафедра экономики и управления в металлургии – М., 2003
2 Монополия может также характеризоваться наличием одного покупателя в лице государства - монопсония.
1 При подготовке вопросов 15, 16, 17 использовался материал пособия «Цены и ценообразование» - СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
1 Цены и ценообразование. 4-е изд. под ред. В.Е.Есипова. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
1 Цены и ценообразование. 4-е изд. под ред. В.Е.Есипова. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
1 Цены и ценообразование. 4-е изд. под ред. В.Е.Есипова. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
1 Цены и ценообразование. 4-е изд. под ред. В.Е.Есипова. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
2 При подготовке данного вопроса использовался материал лекций Денисенко М.А. по курсу «Ценообразование на мировом рынке металлов»: Государственный Университет Управления, Институт управления в химической и металлургической промышленности, Кафедра экономики и управления в металлургии – М.: 2003
1 Курс лекций Денисенко М.А. «Ценообразование на мировом рынке металлов». – Государственный Университет Управления, Институт управления в химической и металлургической промышленности, Кафедра экономики и управления в металлургии. – М., 2003
1 При подготовке вопросов 19-26 использовался материал пособия «Цены и ценообразование» - СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
1 Цены и ценообразование. 4-е изд. под ред. В.Е.Есипова. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
1 Цены и ценообразование. 4-е изд. под ред. В.Е.Есипова. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
1 Цены и ценообразование. 4-е изд. под ред. В.Е.Есипова. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
1 Цены и ценообразование. 4-е изд. под ред. В.Е.Есипова. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
2 См. там же
1 Цены и ценообразование. 4-е изд. под ред. В.Е.Есипова. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
1 Цены и ценообразование. 4-е изд. под ред. В.Е.Есипова. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
1 Цены и ценообразование. 4-е изд. под ред. В.Е.Есипова. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
1 Цены и ценообразование. 4-е изд. под ред. В.Е.Есипова. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
1 Цены и ценообразование. 4-е изд. под ред. В.Е.Есипова. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
1 Цены и ценообразование. 4-е изд. под ред. В.Е.Есипова. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
1 Цены и ценообразование. 4-е изд. под ред. В.Е.Есипова. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
1 Цены и ценообразование. 4-е изд. под ред. В.Е.Есипова. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
2 Маркетинг менеджмент. 11-е изд./ Ф.Котлер. – СПб.: Питер, 2003. – 800 с. С. 504
1 При подготовке вопросов 28, 29, 30, 31, 32 использовался материал пособия Ценообразование и налогообложение: Учебник под ред. И.К.Салимжанова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 424 с.
1 Ценообразование и налогообложение: Учебник под ред. И.К.Салимжанова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 424 с.
2 См. там же
1 Ценообразование и налогообложение: Учебник под ред. И.К.Салимжанова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 424 с.
1 При подготовке вопросов 33, 34, 35, 36 использовались материалы посбий Цены и ценообразование. 4-е изд. под ред. В.Е.Есипоав. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.; Беляева И.Ю., Панина О.В., Головинский В.В. Цены и ценообразование. Управленческий аспект: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – 160 с.
1 При подготовке вопросов 37, 38, 39 использовался материал пособия Беляева И.Ю., Панина О.В., Головинский В.В. Цены и ценообразование. Управленческий аспект: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – 160 с.
1 При подготовке вопроса использовался материал пособия Беляева И.Ю., Панина О.В., Головинский В.В. Цены и ценообразование. Управленческий аспект: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – 160 с.
1 При подготовке вопросов 42, 43, 44 использовался материал пособия Цены и ценообразование. 4-е изд. под ред. В.Е. Есипова. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
1 Цены и ценообразование. 4-е изд. под ред. В.Е. Есипова. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с. С. 512
1 При подготовке вопросов 45, 46, 47 использовался материал пособия Нэгл Томас Т. Стратегия и тактика ценообразования. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 572 с.
1 При подготовке вопросов 48, 49 использовался материал лекций Бельской О.Л. по дисциплине «Биржевая и аукционная торговля»: Государственный Университет Управления, Институт управления в химической и металлургической промышленности, Кафедра экономики и управления в металлургии – М., 2003
2 Все рисунки и таблицы, представленные в вопросах 48 и 49 взяты из курса лекций Бельской О.Л. «Биржевая и аукционная торговля
1 При подготовке вопросов 50, 51 использовался материал пособия Ценообразование и налогообложение: Учебник под ред. И.К.Салимжанова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 424 с.