Задачи стратегического менеджмента
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине: «Стратегический менеджмент»
ЛекциОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
направление подготовки 080400 Управление персоналом
профиль подготовки Управление персоналом организации
Самара 20__г.
Стратегический менеджмент – это разработка и реализация управленческих решений, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.
Стратегический менеджмент можно также определить как составление долгосрочных целей организации (долгосрочными операциями называют те, которые планируются на срок больше пяти лет), а также и то, как организация собирается достигнуть этих целей.
Глава организации и работники, которые будут связаны с этим долгосрочным проектом, должны иметь четкое представление об их линии поведения.
Цель управления компанией – достижение ситуации, когда каждый из ее работников знает свою роль в стратегических проектах компании, а также имеет четкий инструментарий управления своими операциями для решения этой стратегической задачи.
Тема 1. Введение. Роль и структура курса изучения дисциплины «Стратегический менеджмент»
Роль и место стратегического менеджмента в механизме управления.
Стратегический менеджмент представлен в виде трех разделов:
Раздел 1. Концепция стратегического менеджмента включает:
Ø методы генерации идей, техники мышления;
Ø систему мыслительной деятельности менеджера
Ø технологии разработки новых концепций, ситуаций.
Основные методы – социопроектирование новых отношений в условиях развития фирмы; методы рефлексии, т.е. самоанализа мышления, коллективного мышления в целях улучшения организации системы мыследеятельности.
Применяются специальные методы – ситуационного анализа, мозгового штурма, синектики, топического анализа и др.
Раздел 2. Стратегическое планирование включает:
Ø разработку комплекса стратегий;
Ø маркетинговые программы
Ø матрицы стратегического анализа
Ø стратегический план:
1) финансовый план
2) план организации производства продукции трех типов:
· реальный план – соответствующий программе,
· пессимистический план (с учетом издержек на введение новых проектов, диверсификации, замены оборудования и технологии);
· оптимистический план выпуска продукции с учетом инвестиций, расширением бизнеса, завоеванием новых рынков);
3) стратегические планы развития, лидерства, интеграции и конкурентной борьбы.
4) Оперативный стратегический бизнес-план, производственная программа фирмы.
Разрабатывается стратегический план специалистами, группами оперативного реагирования и стратегического развития.
Раздел 3. Реализация стратегии и контроль включает:
Ø принятие стратегических решений;
Ø разработку стратегического бюджета;
Ø реализацию комплекса стратегий;
Ø оценку результативности принимаемых решений;
Ø организацию мотивации и управленческого контроллинга (контроль финансовых потоков фирмы); управленческий контроль (учет, анализ).
Тема 2. Концепция стратегического менеджмента: цели, функции и принципы стратегического управления.
Задачи стратегического менеджмента.
1. Научиться стратегически мыслить (разрабатывать миссию на основе видения фирмы в будущем, разрабатывать новые концепции и ситуации, генерировать новые идеи и предложения).
2. Проводить стратегический анализ факторов окружающей среды, конкурентов, состояния фирмы в отрасли, позиций параметров фирмы в выбранном сегменте рынка, анализ издержек.
3. Разрабатывать стратегии и стратегические планы.
4. Ориентировать фирму в рыночных отношениях.
5. Осуществлять стратегии и стратегические бизнес-планы в различных условиях неопределенности и риска.
6. Осуществлять стратегическое бюджетирование и стратегический контроллинг.
7. Принимать стратегические решения.
Принципы организации стратегического менеджмента:
1. Самоорганизация и саморазвитие (фирма сама должна осуществлять стратегическое управление и развитие).
2. Принципы реализуемости и реальности (должно быть закономерное и реальное развитие фирмы).
3. Принцип креативности (создание творческих условий для работы).
4. Принцип эмерджентности (целостности).
5. Принцип результативности стратегий.
6. Принцип синергии (обеспечение взаимодействия энергии интел-лектуальных потенциалов команды управления ).
7. Принцип создания конкурентных преимуществ.
8. Принципы альтернативной стоимости (оценка того, что можно пожертвовать, чтобы достичь выбранной стратегии и поставленной цели).
Тема 3. Стратегическое планирование и управление: общие понятия.
1. История становления и развития стратегического планирования и управления как самостоятельного направления экономической науки.
Появление приёмов стратегического менеджмента и их использование на практике легче всего понять в историческом контексте. Историки бизнеса обычно выделяют четыре этапа в развитии корпоративного управления: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и стратегический менеджмент (Табл.1).
Бюджетирование До второй мировой войны, в эпоху формирования корпораций специальных служб планирования, особенно долгосрочного, в компаниях не создавалось. Высшие руководители корпораций регулярно обсуждали и намечали планы развития своего бизнеса, однако формальное планирование ограничивалось лишь составлением ежегодных финансовых смет – бюджетов по статьям расходов на разные цели.
Бюджеты составлялись, во-первых, по каждой из крупных производственно-хозяйственных функций (производству, маркетингу, капитальному строительству, НИОКР); во-вторых, по отдельным структурным единицам в рамках корпорации: отделениям, заводам и т.д.
Особенностью бюджетно-финансовых методов является их краткосрочный характер и внутренняя направленность, т.е. организация в этом случае рассматривается как закрытая система. При использовании лишь бюджетно-финансовых методов главной заботой менеджеров являются текущая прибыль и структура затрат.
Таблица 1.