Продукции (услуг) на предприятии


Рамки стратегического плана почти всегда подвижны, так же, как и сроки получения конечного результата и суммы расходов. Как правило, устанавливается лишь основной ответственный исполнитель, так как при первом этапе еще не ясны ни содержание работ, ни их объемы. Точное адресное распределение заданий по срокам их исполнения, объемам расходов и конечным результатам определяется в текущих и особенно в оперативно-календарных планах.

В целом долгосрочное, текущее и оперативно-календарное планирования взаимосвязаны и представляют собой единую систему планирования. Посредством планирования связывается в единый целостный комплекс весь механизм управления предприятием (Табл. 1).

  Табл. 1 Основные показатели по видам планирования
Стратегическое Долгосрочное Текущее Операционно-календарное
Наименование продукта (услуг)     . Ориентировочная, подлежащая уточнению сумма затрат   Ориентировочные подвижные сроки исполнения     Ответственные исполнители, без указания соисполнителей     .     Эффективность (достижение цели, окупаемость затрат) Перечень важнейшей номенклатуры продукции   Сумма расходования ресурсов по видам продукции     Календарные сроки исполнения     Ответственные исполнители и соисполнители по этапам и видам работ   .     Превышение дохода над расходами (прибыль) Перечень и количество позиций номенклатуры продукции     Сумма расходования ресурсов по видам и номенклатуре продукции     Точно установленные сроки исполнения     Подробный перечень исполнителей по этапам и видам работ и номенклатуре продукции .   Сумма чистого дохода Подетальный перечень и количество позиций номенклатуры продукции     Подетальные и пооперационные нормы расходования ресурсов по видам продукции   Почасовые и суточные графики исполнения     Подетальное распределение работ среди исполнителей     .     Своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре продукции



Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности предприятия и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменения профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдельные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.

Тактическое планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.

Представляет интерес следующее толкование терминов, связанных с планированием:

планомерность-это основа управления;

плановость- это принцип управления;

планирование - важнейшая функция управления;

плановые задачи – метод управления;

разработка и реализация плана – это основное содержание процесса управления.

Среднесрочные планы чаще всего охватывают пятилетний срок как наиболее соответствующий периоду обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия фирмы и каждого подразделения (реконструкция и расширение производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента); стратегия сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих расширению сбыта); финансовая стратегия (объемы и направления капиталовложений, источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг); кадровая политика (состав и структура кадров, их подготовка и использование); определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения и учета внутрифирменной специализации и кооперирования производства. Среднесрочные вклады предусматривают разработку и в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределении ресурсов. В нем приводятся детальные сведения о разбивки по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделениях в международном масштабе, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству материально-техническому снабжению. Основным звеном текущего плана производства является календарные планы, которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных стратегическим и среднесрочным планами. Календарные планы производства составляются на основе о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами: степени загрузки производственных мощностей их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства предусматривается расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлении услуг включаются показатели по экспорту продукции, заграничному лицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию

Оперативно-календарное планирование является развернутым продолжением текущего планирования производства. Оно включает:

q детализацию текущего плана и доведение его заданий до каждого цеха, отдела или участка;

q организацию доставки на рабочие места материалов, топлива, вывоз готовой продукции, организацию контроля качества;

q обеспечение сплошного контроля за ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе.

Реализация оперативных планов осуществляется через системы бюджетов или финансовых планов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению – центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет или финансовый план предприятия.

Бюджет формируется на основе прогноза сбыта, что необходимо для достижения намеченных планов финансовых показателей. При его составлении, прежде всего, учитывается показатели, разработанные в стратегических или оперативных планах. Через бюджет осуществляется взаимоувязка между стратегическим, текущим и другими видами планирования.

Бюджет предприятия представляет собой выражение оперативного плана в денежных единицах, он как бы увязывает оперативный и финансовый планы, давая возможность предвидеть конечный результат деятельности, т.е. размеры и норму прибыли. Составлением бюджетов занимаются обычно различные службы или специальные секторы. Особые комитеты, состоящие из высших администраторов, рассматривают уже готовый бюджет. Руководитель предприятия утверждает бюджет и несет ответственность за эффективность методов по его разработке.

Основу бюджета составляет прогноз продаж и исчисление издержек производства. На основе прогноза продаж составляются планы производства, снабжения, запасов, научных исследований, капитальных инвестиций, финансирования, денежных поступлений. Бюджет фирмы охватывает все стороны ее деятельности и базируется на оперативных планах отделений предприятия.

Оптовый товарооборот

И

Роль и функции оптовой торговли

сторический процесс развития товарного хозяйства способство­вал обособлению сферы обращения и выделению в ней посредниче­ских отраслей — оптовой и розничной торговли. Оптовая торговля предшествует розничной, в результате оптовой продажи товары не переходят в сферу личного потребления, они либо поступают в производственное потребление, либо приобретаются розничной торговлей для реализации населению. Таким образом, оптовый то­варооборот представляет собой совокупный объем продажи товаров производственными и торговыми предприятиями, а также посредни­ками другим предприятиям и юридическим лицам для последующей реализации населению или для производственного потребления.

Роль и назначение оптовой торговли наиболее наглядно просле­живаются при рассмотрении ее функций.

На макроуровне оптовая торговля выполняет различные рыноч­ные функции:

интегрирующую — по обеспечению взаимосвязи между партне­рами-производителями, продавцами и покупателями — по нахож­дению оптимальных каналов сбыта продукции;

оценочную — по определению уровня общественно необходи­мых затрат труда через ценообразование;

организующую и регулирующую — по обеспечению рационального построения и гармоничного функционирования экономической системы с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения.

Макроэкономические функции оптовой торговли трансформируют­ся на микроуровне в разнообразные подфункции или функции опто­вых торговых предприятий. Среди них можно назвать следующие:

ü функция экономической интеграции территорий и преодоления пространственного разрыва:

ü функция преобразования производственного ассортимента в торговый ассортимент товаров;

ü функция формирования запасов для страхования от изменений спроса на товары;

ü функция сглаживания цен;

ü функция хранения;

ü функция доработки, доведения товара до требуемого качества, фасовки и упаковки;

ü функция кредитования своих клиентов, особенно мелких роз­ничных предприятий;

ü функция маркетинговых исследований рынка и рекламы.

Развитие рыночных отношений способствует возникновению но­вых элементов в деятельности оптовых предприятий. Например, предоставление разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам. В перечень специализированных услуг входят консультации по эксплуатации товаров, особенно технически слож­ных, их ремонту и гарантийному обслуживанию.

Функции оптовой торговли можно подразделить также на два вида: традиционные — главным образом организационно-техниче­ские (организация оптовой купли-продажи, складирование и хра­нение запасов, преобразование ассортимента товаров, их транспор­тировка) и новые, возникающие под влиянием развития рынка.

Организация оптовой купли-продажи является одной из важней­ших функций оптовой торговли с тех пор, как в процессе обществен­ного разделения труда она обособилась в самостоятельную подо­трасль торговли. При контакте с производителями продукции оптовые посредники выступают в роли представителей спроса, а, предлагая то­вары покупателям, они действуют от лица производителей.

Специализация оптовой торговли на выполнении контактной функции обеспечивает значительную экономию издержек обраще­ния, что обусловливает уменьшение числа контактов. В результате покупатель, т.е. розничная торговля, экономит время, так как ос­вобождается от закупок у множества производителей, снижает ма­териальные затраты, связанные с хранением, формированием ас­сортимента товаров и их доставкой.

Общеизвестным фактом является то, что хранение запасов в опте обходится значительно дешевле, чем их размещение в розничной се­ти. Особенно большое значение имеет хранение оптовыми предприя­тиями товаров, производство и спрос на которые носят сезонный ха­рактер. К сожалению, пропорции размещения запасов в оптовой и розничной торговле в России далеки от оптимальных. Рассматривая в этой связи опыт хранения товаров в капиталистических странах, сле­дует отметить, что, несмотря на широкое развитие в них системы складов общего пользования, которые на коммерческой основе предо­ставляют свои площади товаровладельцам, оптовому звену принадле­жит ведущая роль в накоплении товарных запасов. Оптовые органи­зации более приспособлены для специализированного выполнения функций хранения, поэтому многие корпорации, например в США, укрепив связи с оптовыми поставщиками, освободили розничные предприятия от операций по содержанию значительной части товар­ных запасов. При этом сокращаются размеры подсобных помещений в магазинах и. следовательно, увеличивается площадь торговых за­лов, снижается численность персонала, обслуживающего ранее примагазинные склады. Передача на хранение оптовым предприятиям го­товой продукции, сырья, материалов выгодна и промышленным фир­мам, особенно имеющим сезонный цикл производства.

С функцией хранения продукции самым тесным образом связа­на функция преобразования ассортимента. В перечень операций, объединенных в данной функции, входят: подсортировка товаров и их комплектация, дробление и укрупнение партий продукции, ее стандартизация. Другими словами, оптовые предприятия преобра­зуют промышленное предложение товара в ассортиментные груп­пы, соответствующие спросу отдельных покупателей. Потребность в выполнении данной функции особенно актуальна в современных условиях, когда из-за развития специализации производство эф­фективно лишь при выпуске массовых партий товаров, а потребле­ние все в большей степени характеризуется ростом номенклатуры при небольших объемах закупок отдельных товаров.

Оптовые предприятия организуют завоз товаров в различные районы страны, благодаря чему совершенствуется территориальное разделение труда. Осуществление транспортной функции опта про­является при доставке товаров со складов предприятий в рознич­ную сеть или внерыночным потребителям своего региона.

Перечисленные выше функции осуществляются оптом с момента его возникновения, т.е. обособления в сфере обращения. В то же время дальнейшее развитие и совершенствование деятельности опто­вых предприятий невозможно без выполнения ранее нетрадиционных для них задач, возникающих под влиянием требований рынка.

В частности, оптовая торговля призвана стать центром сосредо­точения и передачи информации по вопросам исследования рынка, т.е. выполнять так называемую информационную функцию. Имен­но опт, используя свое положение пункта пересечения информаци­онных потоков, способен в полном объеме обеспечить сбор, накоп­ление и обработку коммерческой информации и, обобщив и про­анализировав ее, передать контрагенту.

Отечественным оптовым предприятиям предстоит освоить новую информационную функцию, без которой их деятельность в условиях рыноч­ной экономики будет если не невозможна, то, во всяком случае, ущербна.

Маркетинговые исследования с целью изучения рынка и дальней­шей передачи этой информации включают следующие элементы:

Ø опре­деление емкости рынка;

Ø характеристику рыночной ситуации;

Ø изучение возможности выхода на внешний рынок;

Ø определение текущих и перспективных потребностей покупателя;

Ø определение потребительских ха­рактеристик конкурентной способности товаров разных товаропроизво­дителей;

Ø изучение мотивации покупок и закономерностей поведения покупателей на рынке;

Ø изучение рынка товара и возможностей его реа­лизации;

Ø разработка предложений по обновлению и усовершенствова­нию выпускаемой продукции с учетом требований покупателей.

В условиях отмены жесткой административной системы товародви­жения, когда клиенты оптовых предприятий, не удовлетворенные рабо­той последних, могут отказаться от их услуг, опт должен привлекать своих контрагентов, дабы сохранить свою значимость, укреплять взаи­мосвязи как с производителями товаров, так и с розничными торговы­ми предприятиями и организациями. В этой связи важное значение имеет развитие такой функции опта, как коммерческое кредитование, финансирование сделок. Опыт западных оптовых посредников учит, что во многих случаях выбор канала товародвижения зависит от того, насколько его организатор может сам кредитовать рыночные сделки за­интересованных сторон. В практической деятельности оптовые фирмы зачастую финансируют производителя тем, что предоставляют ему за­каз на определенный товар с гарантией его реализации и при этом в виде аванса оплачивают часть заказанной партии продукции. Что каса­ется розничных организаций, то и здесь оптовые предприятия осущест­вляют финансирование, реализуя им товар с отсрочкой платежа. Усло­вия предоставления кредитов разнообразны. Они зависят от величины торговой сделки, кредитоспособности покупателя, качества реализуемо­го товара, экономической конъюнктуры.

Важным направлением развития функций оптовых посредников в процессе формирования рыночных отношений является развитие услуг по управлению и консалтингу.

В перечень специализированных услуг входят консультации по использованию товаров, особенно технически сложных, их ремонту и гарантированному обслуживанию. Именно в оптовой торговле, где уровень знаний специалистов достаточно высок, следует орга­низовывать службы по послепродажному гарантийному обслужива­нию и консультированию клиентов.

В условиях формирования рыночных отношений роль торговли и се оптового звена, в частности, неуклонно возрастает. Именно в условиях функционирования нормального рынка оптовая торговля должна стать активным рычагом для стимулирования роста эффек­тивности производства, более полного удовлетворения потребностей покупателя, успешного развития всего народного хозяйства. Для выполнения этих задач оптовым предприятиям необходимо посто­янно совершенствовать свою коммерческую работу, расширять спектр выполняемых функций, отвечающих требованиям рынка.

Наши рекомендации