Регистрация иностранных предприятий (представительств) в Украине Вопросы: 1. Особенности регистрации иностранных предприятий. 2. Порядок регистрации иностранных представительств (предприятий) в Украине 3. Особенности ведения бухгалтерского учета представительствами нерезидентов в Украине | |
Статус представительства иностранной компании позволяет получать ряд дополнительных налоговых и таможенных льгот, а также использовать дополнительные преимущества для работы на рынке Украины. В отличие от создания предприятия со 100% иностранным капиталом, иностранному предприятию нет необходимости формировать уставной капитал. Так как представительства нерезидентов не имеет статуса юридического лица, они не могут самостоятельно выступать истцом (ответчиком) в арбитражном суде. Дополнительным преимуществом регистрации представительства является отсутствие необходимости получения разрешения на трудоустройство нерезидентов в Украине. 1. Особенности регистрации иностранных предприятий Согласно статье 5 Закона Украины от 16 апреля 1991 г. № 959-XII "О внешнеэкономической деятельности", иностранные субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность на территории Украины, имеют право на открытие своих представительств на территории Украины. Регистрацию указанных представительств осуществляет Министерство экономики Украины. В соответствии со статьей 5 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности", и с целью упорядочивания механизма регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине, Министерством внешних экономических связей и торговли Украины издан приказ от 24 января 1996 г. № 30 "Об утверждении Инструкции о порядке регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине", которым утверждена Инструкция о порядке регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине. 2. Порядок регистрации иностранных представительств (предприятий) в Украине Перечень документов, необходимых для регистрации представительства фирмы в Украине 1) Заявление с просьбой о регистрации. Выполняется на бланке фирмы, подпись главы фирмы, печать. Форма произвольная. В заявлении необходимо указать: • название фирмы; • адрес фирмы; • номер телефона, факса; • город, в котором открывается представительство с указанием его будущего адреса; • если предполагается открытие филиалов - указать в каких городах Украины; • количество иностранных граждан, которые будут работать в представительстве; • дату основания фирмы; • название банка с указанием номера счета; • сферу деятельности фирмы; • цель открытия и сферу деятельности представительства (только представительские функции), информацию о деловых связях с украинскими партнерами и перспективы развития сотрудничества. Заявление предоставляется в оригинале с нотариальным заверением подписи главы фирмы. 2) Свидетельство о регистрации фирмы. Копия этого документа должна быть нотариально заверена. Если в свидетельстве не указан юридический адрес фирмы, необходимо предоставить официальный документ, в котором указан этот адрес. Документ нотариально заверяется соответствующим образом. 3) Справка банка, где официально открыт счет фирмы, с указанием номера счета. Справка банка предоставляется в оригинале, подпись банковского служащего, который выдал справку, нотариально заверяется. 4) Доверенность (на конкретное лицо) на осуществление представительских функций на территории Украины с указанием полномочий представителя. Доверенность предоставляется в оригинале с нотариальной заверкой подписи главы фирмы. 5) С учётом особенности конкретного заказа, могут быть затребованы дополнительные документы, необходимые для своевременной регистрации представительства. Документы должны быть переведены на украинский язык. Перевод заверяется только печатью официального переводчика. Документы подаются в Минэкономики Украины не позднее 6 месяцев с даты их выдачи в стране месторасположения фирмы. Государственный сбор за регистрацию представительства За регистрацию представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности с них взимается плата в размере, который устанавливается Кабинетом Министров Украины. На данный момент размер государственного сбора составляет 2.500$. При принятии документов на регистрацию в Минэкономики Украины заявителю выдается номер счета для оплаты сбора. 3. Особенности ведения бухгалтерского учета представительствами нерезидентов в Украине Обязательность ведения бухгалтерского учета представительствами нерезидента установлена тремя законодательными нормами: · ст.2 Закона Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине"; · ст.22 Закона Украины от 16.04.91 г. № 959-XII "О внешнеэкономической деятельности"; · п.16.11 ст.16 Закона о прибыли. При ведении бухгалтерского учета представительства нерезидентов обязаны применять национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета Украины (далее — ПБУ) и План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций. Особенностью ведения бухгалтерского учета представительств нерезидентов является то, что для составления финансовой отчетности они должны использовать ПБУ-25, применение которого дает им возможность: • представлять отчетность только в составе двух отчетных форм — Баланса (форма № 1-м) и Отчета о финансовых результатах (форма № 2-м); • использовать простую и упрощенную формы регистров бухгалтерского учета. Вместе с тем никто не запрещает применять регистры, разработанные самим субъектом хозяйствования; • применять согласно Инструкции № 291 счета учета расходов по выбору субъекта: счета класса 9, класса 8 или классов 9 и 8 одновременно. Поскольку для составления формы № 2-м необходима классификация затрат по элементам, то лучше, конечно, использовать счета класса 8; • использовать упрощенный План счетов10, который предполагает ведение ограниченного количества счетов; • списывать расходы с кредита счетов класса 8, минуя счет 23 "Производство", сразу на счет 79 "Финансовые результаты" (п.44 ПБУ-25). Особенности налогообложения иностранных представительств в Украине Положение о порядке регистрации и учета постоянных представительств нерезидентов в Украине как плательщика налога на прибыль, утвержденное приказом ГНА Украины от 12.08.97 г. № 293, определяет единый порядок регистрации и учета постоянных представительств нерезидентов в Украине как плательщиков налога на прибыль в налоговом органе по своему местонахождению. В соответствии с п.1.2. указанного Положения постоянное представительство нерезидента в Украине - это постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется хозяйственная деятельность нерезидента на территории Украины. В соответствии с п.1.4. постоянное представительство нерезидента до начала своей хозяйственной деятельности становится на учет как плательщик налога на прибыль в налоговом органе по своему местонахождению. С целью налогообложения постоянное представительство приравнивается к плательщику налогов по законодательству Украины, который осуществляет свою деятельность независимо от нерезидента. Хозяйственная деятельность - это любая деятельность лица, направленная на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, если непосредственное участие такого лица в организации такой деятельности регулярно, постоянно и существенно. Под непосредственным участием следует понимать указанную деятельность лица через свои постоянные представительства, филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, а также через доверенное лицо, агента или какое-либо другое лицо, действующее от имени и в пользу первого лица. 1. Налог на прибыль Облагаемая прибыль нерезидента, полученная от проведения хозяйственной деятельности через постоянное представительство, определяется как разница между валовыми доходами и валовыми расходами и облагается по ставке 25 % по Закону Украины "О налогообложении прибыли предприятий" № 283/97-ВР от 22.05.1997 года. Согласно п. 13.8 ст. 13 указанного Закона в случае, если нерезидент осуществляет свою деятельность не только в Украине, но и за ее пределами, и при этом не определяет прибыль от своей деятельности, проводимой им через постоянное представительство в Украине, сумма прибыли, подлежащая налогообложению в Украине, определяется на основании составления нерезидентом отдельного баланса финансово-хозяйственной деятельности, согласованного с налоговым органом по месту нахождения постоянного представительства. В случае невозможности путем прямого подсчета определить прибыль, полученную нерезидентом с источником ее происхождения из Украины, она определяется как разница между валовым доходом и валовыми расходами, определенными путем применения к сумме полученного (начисленного) валового дохода коэффициента 0,7. Если между страной нерезидента и Украиной ратифицирован международный договор (Конвенция об избежании двойного налогообложения), действуют налоговые льготы такого международного договора. Применение льгот правомерно при условии предоставления нерезидентом подтверждения, что такой нерезидент подпадает под действие международного договора Украины, а именно письменное подтверждение в соответствии с документом "Порядок освобождения (уменьшения) от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины в соответствии с международными договорами об избежании двойного налогообложения", утвержденном Постановлением КМУ № 470 от 06.05.2001 года. Налоговое освобождение будет распространяться на нерезидента только в том случае, если он предоставит справку из налоговых или других органов регистрации, подтверждающую его налоговый статус по отношению к данной стране. 2. Налог на добавленную стоимость Сумма налога на добавленную стоимость определяется как разница между суммой налоговых обязательств и налогового кредита согласно Закону Украины "О налоге на добавленную стоимость" № 168/97-ВР от 03.04.1997 года. В Украине существует две ставки НДС - 20% и 0%. Постоянные представительства надлежащим образом регистрируются в налоговой инспекции и уплачивают в бюджет суммы налога, начисленные по результатам месяца. Представительства, которые не ведут хозяйственной деятельности на территории Украины, не обязаны регистрироваться плательщиками НДС. 3. Акцизный сбор Уплачивается независимо от статуса - резидентом или нерезидентом, производителями и импортерами подакцизных товаров, которые определяются Декретом Кабинета Министров "Об акцизном сборе" № 18-92 от 26.12.1992 года. 4. Таможенные льготы В соответствии с нормами Таможенный кодекс Украины (ТКУ) таможенные льготы предоставляются представительствам иностранных государств и международных организаций. Представительствам иностранных фирм и официальным лицам на территории Украины, а также дипломатическим представительствам Украины, находящимся за границей, льготы предоставляться в соответствии с требованиями ТКУ (ст. 286 - 300). Согласно ТКУ (ст. 298) товары, которые не подлежат отчуждению на территории Украины и предназначены для служебного использования представительств иностранных фирм, декларируются таможенными органами на срок до трёх лет с момента аккредитации под обязательство обратного вывоза. Кроме таможенных льгот на товары могут предоставляться тарифные льготы (тарифные преференции) в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины, снижения ставок таможенной пошлины или установления тарифных квот на импорт товаров. Эти льготы (тарифные преференции) применяются исключительно на основании налогового законодательства Украины, норм ТКУ, законов Украины и в установленном законом порядке (ст. 301). 5. Другие налоги Представительства нерезидентных компаний уплачивают в Украине: • подоходный налог с граждан (Декрет Кабинета Министров № 13-92 от 26.12.1992 года); • сбор на обязательное государственное пенсионное страхование (Закон Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" № 400/97-ВР от 26.06.1997 года); • сбор на обязательное социальное страхование на случай безработицы (Закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" № 1533-III от 02.03.2000 года); • сбор на обязательное социальное страхование (Закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением" № 2240-III от 18.01.2001 года); • сбор на социальное страхование от несчастных случаев на производстве (Закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности" № 1105-XIV от 23.09.1999 года) • государственную пошлину (Декрет Кабинета Министров № 7-93 от 21.01.1993 года); • налог с владельцев транспортных средств (Закон Украины "О налоге с владельцев транспортных средств и прочих самоходных машин и механизмов" № 75/97-ВР от 18.02.1997 года); • сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (Закон Украины "О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства" № 587/14 от09.04.199 года) • местные налоги и сборы (Декрет Кабинета Министров "О местных налогах и сборах" № 56-93 от 20.05.1993 года). Данная информация не исчерпывает всех существующих нюансов налогообложения, а также непредсказуемых изменений нормативной базы. Сроки регистрации представительств нерезидентов Регистрацию иностранных представительств осуществляет Министерство экономики Украины в течение шестидесяти рабочих дней со дня представления иностранным субъектом хозяйственной деятельности документов на регистрацию. Прохождение всех необходимых процедур по регистрации представительства нерезидента в Украине в зависимости от нюансов и срочности наша компания может выполнить в срок от одного до трёх месяцев. |
|
Индивидуальные задания для студентов
Задание 1.
Определить балансовую стоимость групп основных фондов на начало отчетного периода и сумму амортизационных отчислений в целом по предприятию регрессивным методом.
Исходные данные приведены в таблице 1 и обозначаются следующим образом:
1) балансовая стоимость на начало периода, предшествующего отчетному составила:
- по административно - бытовому комбинату - А млн. грн.
- механизированные мастерские - Б млн. грн.
- здания цехов - В млн. грн.
- суммарная стоимость:
по группе 2 - Г млн. грн.
по группе 3 - Д млн. грн.
2) затраты на приобретение основных фондов по группе 3 составили - Е млн. грн.
3) затраты на капитальный ремонт и реконструкцию по группе 1 - Ж млн. грн.
4) сумма выведенных из эксплуатации основных фондов в течении периода, предшествующего отчетному
по группе 1 - З млн. грн.
по группе 2 - И млн. грн.
по группе 3 -К млн. грн.
5) сумма амортизационных отчислений, начисленных в периоде, предшествующем отчетному:
по группе 1 - Лмлн. грн.
по группе 2 - М млн. грн.
по группе 3 - Н млн. грн.
Примем допущение, что основных фондов по группе 4 на предприятии не числится на балансе.
Задание 2.
Предприятие приобрело электро - техническое оборудование по договорной цене Ц тыс. грн. Затраты по доставке и складированию составили Д %, а по монтажу и наладке М % от договорной цены. Рассчитать амортизационные отчисления по годам следующими методами:
прямолинейным;
§ уменьшения остаточной стоимости;
§ ускоренной амортизации.
Построить графики зависимостей накопленных амортизационных отчислений, расчитанных различными способами, от периода полезного использования оборудования. Исходные данные в таблице 2.
Задание 3.
Определить показатели фондоотдачи и фондоемкости в отчетном году и по плану, а также изменение фондовооруженности труда на предприятии в плановом году по сравнению с отчетным годом (в %), используя исходные данные таблицы 3.
Приведенные в таблице 3 исходные данные обозначаются следующим образом:
Фн.г - стоимость основных фондов на начало отчетного периода, млн. грн.
Фв.в - стоимость введенных в эксплуатацию основных фондов в течение отчетного периода, млн. грн.
Фвыб. - стоимость основных фондов выведенных из эксплуатации в течение отчетного периода, млн. грн.
Qф - фактический годовой выпуск продукции, млн. грн.
Qпл. - годовой выпуск продукции по плану, млн. грн.
fотч. - фактическая фондовооруженность одного работающего, тыс. грн/чел;
DП - рост производительности труда в плановом году, %
DФ - изменение среднегодовой стоимости основных фондов, %.
Задание 4.
Определить потребность в оборотных средствах в планируемом году, показатели использования оборотных средств в отчетном и плановом году, абсолютное и относительное высвобождение части оборотных средств из оборота в плановом году по сравнению с отчетным годом, если в отчетном году предприятием произведено А ед. продукции при средней себестоимости В грн. Средний остаток оборотных средств в отчетном году - С грн. Исходные данные приведены в таблице 4.
Планом на следующий год предусмотрено увеличить объем выпуска продукции на Д%, снизить себестоимость продукции на Е%, сократить среднюю продолжительность одного оборота оборотных средств на К дней.
Задание 5.
Определить коэффициент списочного состава исходные данные представлены в таблице 5:
Ø недельный режим работы: В - выходных дней для предприятия и 2 выходных дня для работающего;
Ø продолжительность отпуска составляет О дней;
Ø количество праздничных дней - П;
Ø планируемая доля невыходов по уважительным причинам составляет g % от баланса рабочего времени рабочего.
Задание 6.
Производственный участок по плану должен выполнить нарезку Q тыс. шт заготовок в год. Плановая норма выработки рабочего - Нв заготовок в смену. Плановый коэффициент выполнения норм Кв.н. Исходные данные в таблице 6. Данные для определения коэффициента списочного состава взять из задачи 5. Определить явочную и списочную численность рабочих участка.
Задание 7.
В плановом периоде необходимо обработать N тыс. комплектов деталей. Нормированное время на обработку одного комплекта по токарным работам составляет tТ часов, а по фрезерным - tф часов. Планируемая выработка норм по токарным работам a %, а по фрезерным - b %. Исходные данные в таблице 7. Данные для определения коэффициента списочного состава взять из задачи 5. Определить явочную и списочную численность рабочих основного производства по профессиям.
Задание 8.
Предприятие за год фактически произвело V тыс. шт. продукции по средней цене Ц грн./шт. при численности персонала Ч чел. Определить процент роста производительности труда в натуральном и стоимостном выражении, а также изменение трудоемкости продукции в плановом году, если по плану предусмотрено сокращение численности персонала за счет автоматизации производства на a % и повышение цены за счет улучшение качества на b %. Исходные данные приведены в таблице 8.
Задание 9.
Определить месячную заработную плату рабочего – сдельщика, исходя из данных, приведенных в таблице 9 и обозначенных следующим образом:
ü количество отработанных смен – n;
ü продолжительность смен – t, часов;
ü часовая тарифная ставка – а, грн/час;
ü сменная норма выработки – Нвыр, шт/см;
ü перевыполнение планового задания - a, %;
Задание 10.
Определить месячную сдельную заработную плату бригады рабочих, распределить её между членами бригады согласно их квалификации и рассчитать среднемесячную заработную плату членов бригады.
Исходные данные представлены в таблице 10 и обозначаются следующим образом:
ü количество рабочих: IV разряда - N1, чел;
V разряда - N2, чел;
VI разряда - N3, чел.
ü часовая тарифная ставка: IV разряда – 2,24 грн/ч;
V разряда - 2,63 грн/ч;
VI разряда - 2,67 грн/ч.
ü комплексная норма выработки на одного члена бригады – Нвыр, м2/см.
ü объем работ, выполненных бригадой за месяц – Q, тыс×м3.
Данные о режиме работы взять из задачи 5.
Задание 11.
Определить заработную плату за месяц дежурного электрослесаря, часовая тарифная ставка которого составляет а грн/ч. Если он отработал nобщ смен, из них: nн смен – ночных, nпр смен – в праздничные дни. Продолжительность смены составляет – t, часов. Соответствующие исходные данные представлены в таблице 11.
Задание 12.
Определить месячную заработную плату инженера – технолога, должностной оклад которого составляет Зок грн. Число рабочих дней в месяце – 22, число выходов по данным табельного учета – 19. По результатам работы предприятия размер премии составил b % к основному повременному заработку.
Исходные данные в таблице 12.
Рассмотрим пример (табл. 11.4).
По плану предусматривалось снизить себестоимость сравнимой товарной продукции на 0,8 %:
Если бы в плане сохранился фактический уровень себестоимости предыдущего года, то общие затраты на эту продукцию составили бы 1 695 млн грн. Следовательно, абсолютная сумма экономии, предусмотренная планом, равна 1 695-1 681=14 млн грн.
Таблица 11.4
Выпуск и себестоимость продукции на кожгалантерейной фабрике
Фактическая себестоимость сравнимой продукции снизилась на 0,5 %:
Абсолютная сумма фактической экономии составила 1600-1592=8 млн грн. Плановое задание по снижению себестоимости товарной продукции не выполнено:
В результате получен перерасход в сумме 2472-2438=34 млн грн., в том числе по несравнимой продукции: 880-858=22 млн грн.
Тематика самостоятельных работ
Тема 1. Предпринимательство как современная форма хозяйствования.
Темы докладов:
· Сущность, значение и организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности.
· Виды предпринимательской деятельности.
· Типология производственной и посреднической предпринимательской деятельности.
· Понятия и формы международного бизнеса.
Темы рефератов:
· Экономическое и социальное значение предпринимательской деятельности для формирования эффективной системы хозяйствования.
· Современные проблемы активизации предпринимательства в Украине.
· Проблемы создания и эффективного функционирования международных совместных предприятий в Украине.
Тема 2. Инвестиционные ресурсы.
Темы докладов:
· Понятие, состав, структура инвестиций.
· Источники финансирования производственных инвестиций.
· Формирование и функционирование фондового рынка.
Темы рефератов:
· Организационно-правовое обеспечение и механизм государственного регулирования выпуска и обращения ценных бумаг.
· Эффективность привлечения иностранных инвестиций для развития производственных предприятий.
· Экономическая обоснованность инвестиционных проектов различных субъектов хозяйствования.
Тема 3. Инновационные процессы.
Темы докладов:
· Общая характеристика инновационных процессов.
· Классификация и взаимосвязь инновационных процессов (нововведений) на предприятии.
· Общие приоритетные направления НТП.
Темы рефератов:
· Влияние организационно-технических нововведений на экономические и социально-экономические показатели деятельности предприятий Украины.
· Инновационная модель развития разноотраслевых предприятий.
Тема 4. Производство, качество и конкурентоспособность продукции.
Темы докладов:
· Составление производственной программы предприятия.
· Сущность, показатели и методы оценки качества продукции.
· Стандартизация и сертификация продукции.
Темы рефератов:
· Необходимость и методология определение оптимального качества продукции.
· Использование загрнежного опыта на предприятиях Украины при создании сертифицированных систем качества.
· Система государственного надзора за качеством продукции, изготавливаемой на предприятиях Украины.
Тема 5. Антикризисная система хозяйствования.
Темы докладов:
· Основные направления обеспечения экономической безопасности по отдельным функциональным составляющим.
· Общая характеристика процесса реструктуризации предприятий (организаций).
· Санация (финансовое оздоровление) субъектов хозяйствования.
· Банкротство предприятий как экономическое явление.
Тема рефератов:
· Содержательная характеристика процесса организации финансовой безопасности субъектов бизнес-деятельности.
· Практика осуществления и эффективность реструктуризации предприятий отдельных отраслей народного хозяйствоваУкраины.
· Классическая модель процесса финансового оздоровления предприятий и организаций.
· Общепринятые в мировой практике хозяйствования методы определения возможности банкротства предприятия.
· Процедура ликвидации обанкротившихся предприятий и организаций.
Перечень контрольных вопросов