Внутренняя и внешняя среда фирмы (предприятия)
Сущность и роль фирмы (предприятия) в рыночной экономике.
Предприятие(фирма)-хозяйственная единица, обладающая обусловленной законом экономической и административной самостоятельностью, т.е. правами юридического лица, организационно- техническим, экономическим и социальным единством, определяемым общностью целей деятельности.
Сущность единства заключается:
1)Единая система организации производства и труда.
2)Общность и взаимосвязь процессов производства, а также взаимозависимость и взаимодополняемость технологического оборудования.
3)Общность всех видов используемых ресурсов и экономических результатов деятельности фирмы.
4)Общность целей и интересов работающих.
Значимость предприятия в экономике определяется следующими обстоятельствами:
1)Создание рабочих и поддержание материальной составляющей жизнедеятельности общества.
2)Предприятие является источником спроса на основные производственные ресурсы.
3)Предприятие является источником формирования доходов(бюджетов).
4)На предприятии граждане проходят социальную адаптацию, формируются правила и навыки взаимоотношений администрации всех уровней с подчиненными.
Характеристика фирмы (предприятия), его цели и предназначение.
Для любого предприятия характерны следующие элементы:
Набор предлагаемых продуктов и услуг; место и роль в системе рыночных отношений(поставщик ресурсов, потребитель ресурсов, конкурент, монополист и т.д); цели предприятия(выживание, прибыль, рост); организационно-правовая форма хозяйственной деятельности предприятия(производственный кооператив, хозяйственное товарищество, хозяйственное общество, унитарное предприятие); технологическая и организационная структура предприятия; применяемые предприятием технологии(технологические процессы, инновации); философия(базовые взгляды, мировоззрения, ценности, мотивация); внутренняя концепция(источники внутренней силы, конкурентоспособности, роста, выживания); внешний образ, имидж предприятия(чувство ответственности перед партнерами, потребителями, обществом).
Основными целями предприятия могут быть:завоевать или удержать большую долю какого-либо рынка для своего товара; добиться более высокого качества своего товара; занять в отрасли лидирующее положение в области технологии; добиться максимального использования имеющихся сырьевых, людских и финансовых ресурсов; повысить прибыльность своих операций; добиться максимально возможного уровня занятости. А также основной и едва ли не единственной целью любого коммерческого предприятия является максимизация получаемой им прибыли. Однако в связи с возрастанием роли человеческого фактора, процессами глобализации и растущим осознанием необходимости гуманизации экономики, усилением влияния на жизнедеятельность человека глобальных проблем цивилизации выделяют следующие группы целей предприятия: экономические(максимизация прибыли, минимизация затрат, рост активов), технические(повышение технического уровня производства, качества продукции и т.д); социальные(сокращение рабочего времени, безработицы, повышение уровня жизни); экологические(снижение ущерба окружающей среде).
Необходимо отметить, что понятие предназначения, миссии предприятия гораздо более обширное, чем представление о его целях. Можно утверждать, что предназначение любого предприятия заключается в удовлетворении им каких-либо общественных потребностей. Даже чисто коммерческие предприятия, движимые, казалось бы, исключительно мотивом максимизации прибыли, благодаря принципу «невидимой руки» рынка способствуют своей деятельностью росту общественного благосостояния. Это возможно благодаря тому, что получить прибыль в рыночных условиях можно лишь путем реализации удовлетворяющих те или иные общественные потребности благ.
Внутренняя и внешняя среда фирмы (предприятия).
Предприятие(фирма)-хозяйственная единица, обладающая обусловленной законом экономической и административной самостоятельностью, т.е. правами юридического лица, организационно- техническим, экономическим и социальным единством, определяемым общностью целей деятельности.
Предприятие в ходе реализации своих целей взаимодействует с другими субъектами хозяйствования, органами государственного и регионального управления, физическими лицами. Состав внешней среды предприятия:
1.Экономическая среда – воздействует на работу предприятия(фирмы)через денежно-кредитную и налоговую политику государства, инфляционные процессы, структурные сдвиги в экономике.
2.Социальная среда– воздействует на предприятие(фирму)через платежеспособность спроса на его продукцию со стороны населения. Элементы социальной среды(образование, культура, национальные и религиозные традиции) оказывают влияние на структуру спроса. Соотношение спроса и предложения на рынке труда, уровень квалификации рабочей силы также представляют социальную среду.
3.Технологическая среда- определяет уровень используемых на предприятии технологий. В рамках отдельного национального хозяйства характеризовать эту сферу можно по следующим важнейшим параметрам: применение в производственных процессах новой техники и инновационных технологий; средний срок службы основных фондов, прежде всего – оборудования, и степень их физического и морального износа.
4.Правовая среда- формирует законодательно-закрепленные «правила игры», в рамках которых должно функционировать предприятие.
5.Государственно-политическая – регламентирует деятельность предприятий в зависимости от возможного влияния политических решений на экономические условия функционирования предприятия(фирмы).
Определенное место в системе воздействия на внутреннюю среду предприятия занимают общественные организации, которые играют значительную роль в контроле качества производимой продукции и оказываемых услуг.