Система АС. Структура и полномочия

Лектор: Соловых Светлана Жорисовна

Формы разрешения экономических споров

Понятие предпринимательской деятельности и экономических споров.

Статья 2 ГК РФ дает определение предпринимательской деятельности – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегестрированными в этом качестве.

Экономический спор- это спор, возникающий из гоажданских, административных и иных правоотношений в сфере предпринимательской и экономической деятельности, содержащей требования имущественного характера, требования о защите определенного имущественного права, а также иные требования о защите прав связанных с осуществлением предпринимательской и экономической деятельности.

Виды юрисдикционных форм разрешения споров

Юрисдикционная форма разрешения экономических споров заключается в том, что лицо, права которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к компетентному органу, который уполномочен принимать необходимые меры для восстановления нарушенного права.

Юрисдикционная форма делится на 2 вида:

1. Общий порядок

a. Судебный порядок – арбитражные суды. Самая оптимальная форма. Единственный минус – время рассмотрения спора

b. Внесудебный порядок – третейские суды

2. Специальный порядок (Административный) – то есть решение принимает ОГВ, при несогласии с этим решением, его можно обжаловать в суд.

Неюрисдикционные формы разрешения споров

Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями обращается за восстановлееением нарушенного права в органннизации негосударственного характера, либо устраняет конфикт без вмешательства компетентных органов.

К неюрисдикционным формам относят:

1. Претензионное производство

2. Примерительные процедуры

Основополагающими международными актами, предусматривающими возможность применения примерительных процедур являются:

· Типовой закон комиссии ООН по праву международной торговли «о международной комерческой согласительной процедуре» 2002 года

· Руководство по применению и принятию типового закона ЮНЭСИТРАЛ

· Директива Европейского парламента и совета от 12.05.2002

· Европейский кодекс Медиаторов.

· Рекомендации кометета министров совета европы, посвяшенные медиации в уголовных делах 15.09.99

Внутренне законодательство:

· ФЗ об альтернативной процедуре урегулированния споров с участием посредника (о Медиации)27.07.2010

· ФЗ о рекламе

· ФЗ о третейских судах

· АПК

· ГПК

· Приказ Минэкономразвития от 14 октября 2011 № 567

· ПП РФ от 1 июня 2009 года № 457

Система Арбитражных судов

АС как особая разновидность судебных органов. История развития АС

АС являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ. Система АС:

· ВАС – высший арбитражный суд

· ФАС – федеральный арбитражный суд округа

· ААС- Арбитражный апелляционный суд

· Арбитражные суды субъекта

АС – это суды специальной компетенции в рамках системы органов гражданской юрисдикции, осуществляющие правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ПИЭД)

АС – это органы судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривающие подведомственные им дела в порядке гражданского и административного судопроизводства, установленных АПК и иными ФЗ

История АС в России.

Как система коммерческие суды появились в 19 веке. Первый коммерческий суд в Одессе в 1808 году. Указом Николая 1 1832 года были утверждены учреждения коммерческих судов и устав торгового судопроизводства, которые действовали до 1917.

В 1864 году принимается устав гражданского судопроизводства. После введения данного устава, все виды торговых судов, за исключением коммерческих, были упразднены.

В период НЭПа в рамках общей судебной системы действовали арбитражные комиссии, к подсудности которых относились споры по делам между государственными предприятиями и учреждениями (постановление ВЦИК от 20.09.1922)

В 1931 году была образована система органов государственного арбитража, которая выполняла различные функции. Первое положение о государственном арбитраже подтвержденное ЦИК и СНК от 3.05.1931.

Государственный арбитраж выполнял двойственные функции в системе управления народным хозяйства:

· Он был органом государственного управления, наделенным полномочиями в сфере народного хозяйства, включая право принятия нормативных актов.

· Он разрешал, возникающие в данной сфере споры между предприятиями

Одновременно с государственным арбитражем действовала система ведомственных арбитражей, которые обеспечивали разрешение хозяйственных споров в рамках одного министерства и ведомства.

С принятием ФЗ об АС и АПК прекращает действовать государственный арбитраж, им на смену приходят АС. В Конституции РФ, АС входят в систему судебной власти.

Система АС. Структура и полномочия.

Высшим звеном в системе АС является ВАС, который;

· Является высшим судебным органом по разрешению дел, рассматриваемых АС

· Является высшей инстанцией по отношению к другим АС

· Осуществляет судебный надзор за другими АС

· Рассматривает дела в качестве суда 1 инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам

· Дает разъяснения по вопросам судебной практики

Второе звено – федеральный арбитражный суд округа (в РФ 10 ФАС)

· Рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам

· Является судом 1 инстанции по делам о интеллектуальной собственности и по делам по рассмотрению заявлений о присвоении компенсации за нарушение права на судопроизводства в разумный срок, по делам рассматриваемых АС, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок

· Являются вышестоящим над арбитражными апелляционными судами и судами субъектов

Третье звено – Арбитражный апелляционный суд (в РФ 20 ААС)

· Рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции (по проверке законности и обоснованности решений АС субъекта), а также по вновь открывшимся обстоятельствам

Четвертое звено – АС субъекта. На территории одного субъекта власть может осуществлять несколько судо, а также 1 АС может осуществлять власть на несколько субъектов

· Рассматривает дела в качестве суда 1 инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам

Судебные присутствия

Кроме АС на территории РФ действуют судебные присутствия. В целях приближения правосудия к месту нахождения спорящих сторон, находящихся в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых АС в отдельных местностях, по решению пленума ВАС РФ, в составе АС субъектов могут быть образованны постоянные судебные присутствия, расположенные вне места пребывания этих судов.

Постоянные арбитражные присутствия АС – это обособленное подразделение соответствующего АС вне места постоянного пребывания суда, которое осуществляет его полномочия. Единственное судебное присутствие есть у суда Пермского края в г. Кудым Кар.

Полномочия АС

· Обращаться в КС с запросом

· Обобщают и изучают судебную практику

· Подготавливают предложения по совершенствованию законодательства

· Анализируют судебную статистику

Полномочия ВАС

· Ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в АС

· Осуществляет меры по созданию условий для деятельности АС

· Решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров, а также вопросы образования постоянных судебных присутствий

Структура АС

ВАС:

· Пленум

· Президиум

· Судебная коллегия по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений

· Судебная коллегия по рассмотрению споров, вытекающих из административных правонарушений

Задачи АС

Они определяются целями судебной деятельности.

1. Свойственные всем АС –статья 2 АПК

a. Защита нарушенных или оспариваемых прав лиц, занимающихся ПИЭД

b. Обеспечение доступности суда

c. Укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере ПИЭД

2. Возложенные только на ВАС

a. Обобщать и анализировать практику

b. Вести статистику

Функции АС

1. Осуществление экономического правосудия

2. Предупреждение нарушений законодательства в экономической сфере

3. Сохранение правопорядка и обеспечение правовой стабильности

Наши рекомендации