Не разработана единая государственная научно-техническая поли-
Тика и на развитие фундаментальной науки государством выделя-
Ются мизерные средства.
Любое предприятие не может иметь хорошей перспективы,
Если не будет постоянно внедрять результаты НТП, так как от этого
Зависят качество выпускаемой продукции, издержки на ее произ-
Водство и реализацию, объем реализации и величина получаемой
Прибыли.
Прогнозирование и планирование НТП на предприятии должны
Осуществляться на основе выработанной стратегии развития пред-
Приятия на дальнюю перспективу с учетом реальных финансовых
Возможностей.
Контрольные вопросы
Каковы сущность НТП и НТР, особенности НТР на совре-
Менном этапе?
Каковы основные направления НТП, их сущность и взаимо-
Связь?
Какие приоритетные направления НТП на современном эта-
пе, каково их содержание?
4. Какова в общем плане экономическая и социальная сущность
Ускорения НТП?
5. Какова методология прогнозирования и планирования НТП
На предприятии1?
Как влияет НТП на основные экономические показатели ра-
Боты предприятия?
ГЛАВА 8
КАЧЕСТВО
ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
Проблема повышения качества продукции для России в настоящее
Время является наиболее острой и злободневной, что связано со
Следующими причинами.
Во-первых, после затяжного экономического кризиса (начиная
С 1990 г.) в РФ к 1999 г. была достигнута стабилизация, а в последую-
Щие годы начался определенный подъем национальной экономики.
Придание этому процессу устойчивого характера на длитель-
Ную перспективу вряд ли возможно без улучшения качества отечест-
Венной продукции.
Во-вторых, в условиях глобализации экономики и вхождения
РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО) Россия может вы-
играть в экономическом, политическом и социальном плане только
В том случае, если отечественная продукция будет конкурентоспо-
Собной на мировом рынке.
В-третьих, в современных условиях и в перспективе развитие
России надлежащими темпами вряд ли возможно без увеличения и
Улучшения структуры экспорта. Вся мировая практика уже давно
Доказала, что более выгодно экспортировать готовую продукцию,
Но особенно —наукоемкую, а не сырьевые ресурсы.
В-четвертых, улучшение качества продукции является важней-
Шим направлением повышения эффективности общественного про-
Изводства со всеми вытекающими отсюда позитивными экономи-
Ческими и социальными последствиями.
Естественно, актуальность проблемы качества продукции в Рос-
Сии обусловливается и другими причинами.
Возникает вполне резонный вопрос: почему с переходом на ры-
Ночные отношения в России не произошли существенные пози-
Тивные сдвиги в области улучшения качества отечественной про-
Дукции?
На наш взгляд, основными причинами такого явления можно
считать:
•недопонимание руководителями верхнего эшелона власти на
Макро- и микроуровне значения решения проблемы качества для
Престижа России в экономическом, политическом и социальном
плане. Если это не так, то чем объяснить отсутствие национальной
Программы по достижению высокого уровня качества отечествен-
Ной продукции? Можно констатировать, что снизилась роль госу-
Дарства, его законодательных и исполнительных органов в созда-
нии условий для решения этой важной проблемы;
•в России до сих пор не созданы надлежащие условия для здо-
Ровой конкуренции. Это обстоятельство также свидетельствует
О слабом государстве в лице исполнительных и законодательных
органов;
•ослабление контроля предприятий за качеством производи-
мой продукции со стороны соответствующих органов;
•практически полное отсутствие в средствах массовой инфор-
Мации пропаганды роли и значения качества отечественной про-
Дукции для имиджа России и ее граждан. Решение любой проблемы
Начинается с осознания ее значимости. Это в полной мере относит-
Ся и к проблеме улучшения качества продукции. Поэтому воспита-
Ние граждан в духе прекрасного —это необходимый атрибут и пре-
Людия для решения этой важнейшей проблемы. И эту задачу долж-
Но выполнять государство.
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ
ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
В научной и специальной литературе можно встретить самые
Различные формулировки сущности качества продукции, но есть и
Стандартная.
Качество продукции —это совокупность свойств, обусловли-
Вающих пригодность продукции удовлетворять определенные по-
Требности в соответствии с ее значением (ГОСТ 15467—9).
Согласно международному стандарту НСО 8402—6 качест-
во —≪совокупность свойств и характеристик продукции или услу-
Ги, которые придают им способность удовлетворять обусловлен-
ные или предполагаемые потребности≫.
Известный американский специалист в области качества продук-
ции А. Фрейгенбаум в своей книге ≪Контроль качества продукции≫
под качеством изделия или услуги понимает: ≪Качество изделия или
Услуги можно определить как общую совокупность технических,
Технологических и эксплуатационных характеристик изделия и