Промышленности и территориально-производственные комплексы
Отрасль машиностроения формируется и развивается в соответствии с общими закономерностями функционирования промышленности. Проблемы размещения машиностроительных предприятий могут быть эффективно решены лишь при соблюдении основных принципов развития промышленности России.
Наиболее важными принципами размещения промышленности являются следующие:
1) приближение промышленности к источникам сырья, топливно-энергетическим ресурсам и к районам потребления готовой продукции;
2) наиболее рациональное распределение природных богатств и производственных фондов страны с учётом охраны окружающей среды, улучшения расселения и обеспечения наиболее полного использования ресурсов;
3) углубление концентрации, специализации и кооперирования производства в целях обеспечения комплексного развития хозяйства регионов;
4) размещение промышленности и её отдельных отраслей, в том числе и машиностроения, с учётом влияния долгосрочных внешнеэкономических связей с зарубежными странами;
5) укрепление оборонной мощи России и решение социально-экономических проблем.
Важнейшими требованиями рационального размещения машиностроения являются комплексность и межотраслевая материальная сбалансированность в экономических районах, промышленных комплексах и узлах.
Государственное регулирование экономики предусматривает комплексное размещение отдельных отраслей и предприятий, исходя из требований развития и расположения производительных сил в стране. Необходимость такого подхода диктуется следующими факторами:
· усложнение и расширение внутри- и межотраслевых связей под влиянием НТП;
· в больших масштабах увеличивается обмен.
Промышленные группировки образуются из сочетания различных предприятий, основанного на общности транспорно-географического положения и совместном использовании одних и тех же вспомогательных и обслуживающих производств и средств.
Промышленные комплексы, кроме признаков, характеризующих промышленные группировки, отличаются органичной производственной связью и взаимодействием предприятий на базе комплексной и последовательной переработки исходного сырья, топлива, использования отходов и совместного выпуска готовой продукции.
Промышленные комплексы – это экономическое сочетание предприятий в одной промышленной точке или целом регионе (районе), при котором достигается определённый экономический эффект за счёт удачного подбора предприятий, основанного на исторических, политических, экономических, социальных условиях района и учёте его транспортного и экономико-географического положения.
Помимо промышленных, существуют отраслевые комплексы, которые образуются путём территориального сочетания предприятий отдельных комплексных отраслей со сложным составом производств.
Размещение отдельных предприятий внутри района может осуществляться обособлено и комплексно.
Обособленное размещение машиностроительных предприятий внутри района не позволяет реализовать с достаточной полнотой преимущества концентрации, интегрирования и комбинирования производства. В то же время сосредоточение нескольких предприятий, даже не связанных технологически между собой в отдельном промышленном пункте позволяет получить определённый экономический эффект за счёт строительства транспортных путей, телефонных станций, ТЭЦ и т.д. В этом случае для строительства потребляется площадей на 20-25 % меньше по сравнению со строительством обособленных предприятий.
Комплексное размещение предприятий машиностроения, т.е. создание территориально-производственных комплексов на базе сочетания различных производств является экономически целесообразным по следующим причинам:
1) существенно сокращаются затраты труда на переходе от одной стадии производства к другой;
2) возникает возможность упростить производственно-цеховую структуру каждого отдельного предприятия, входящую в комплекс заготовительных, вспомогательных и обслуживающих цехов;
3) на базе промышленного использования отходов может быть создано достаточно эффективное производство по выпуску товаров народного потребления;
4) появляется возможность эффективнее использовать местные трудовые ресурсы, устранить текучесть рабочей силы и исключить использование только мужского или только женского труда в малых городах.
3.2. Технико-экономические характеристики
размещения отдельных отраслей машиностроения
На размещение машиностроительных предприятий большое влияние оказывают следующие факторы:
ü материалоёмкость продукции;
ü транспортабельность продукции;
ü габаритные размеры изделий;
ü наличие трудовых ресурсов;
ü фондоёмкость производства;
ü энергоёмкость производства.
Эти условия служат основой для формирования рекомендаций по расположению машиностроительных предприятий, а именно:
1) специализированные машиностроительные заводы, выпускающие готовые машины, детали и узлы широкого общественного потребления, необходимо располагать в крупных промышленных центрах, на транспортных магистралях, удобно располагать относительно потребителей машиностроительной продукции. К таким предприятиям относятся заводы, производящие велосипеды, мотоциклы, автомобили;
2) специализированные машиностроительные заводы, выпускающие агрегаты, узлы, детали по стадиям технологического процесса, наиболее рационально размещать вблизи от сборочных заводов. Например, авиационный завод является сборочным, поэтому он должен кооперировать с другими предприятиями;
3) заводы, выпускающие готовые машины больших габаритов, требующие специальной транспортировки для перемещения, целесообразно размещать преимущественно в центрах и районах их потребления.
Таким образом, приближение производства машиностроительных изделий к местам их потребления целесообразно для снижения транспортных расходов, упрочения связей с потребителями продукции и, в этой связи, обеспечения более высокого качества продукции.
Вся совокупность предприятий машиностроения должна подразделяться на группы с учётом их экономических особенностей в целях размещения на территории страны. Выделяют следующие группы машиностроительных предприятий:
1. Машиностроительные предприятия ремонтного характера, осуществляющие ремонтно-механические, сварочные работы, а также изготовляющие несложное машиностроительное оборудование (например, в г. Воронеже ОАО «ВРТТЗ»). Они не испытывают ярко выраженного тяготения к сырьевой базе, а также не требуют высокой технологической культуры, т.е. могут размещаться повсеместно.
2. Горнорудная, угольная, металлургическая отрасли, а также производство подъёмно-транспортного оборудования (например, ОАО «ВАСО», ОАО «Рудгормаш»). Эти предприятия выпускают крупногабаритные и металлоёмкие машины, и географически тяготеют к металлургическим базам. Для обеспечения сырьём и материалами такие заводы функционируют передельные чугунно-литейные цехи (для воронежских предприятий удобство создаёт наличие Курской магнитной аномалии).
3. Предприятия нефтяного, химического, дорожного, строительного машиностроения, которые характеризуются невысокой трудоёмкостью, малой или средней металлоёмкостью, малой электроёмкостью и средней фондоёмкостью (например, ФГУП «ВМЗ», ФГУП «КБХА»). Они тяготеют к районам потребления готовой продукции.
4. Предприятия, выпускающие машины большой номенклатуры, или предприятия, продукция которых потребляется периодически. Они характеризуются малой материалоёмкостью, средней и малой электроёмкостью и достаточно высокой трудоёмкостью. Такие заводы размещаются в развивающихся промышленных районах, где есть необходимые трудовые и электротехнические ресурсы, а также достаточный уровень технической культуры.
5. Приборостроительные предприятия, радиотехническая промышленность, электронная и электротехническая промышленность (например, ОАО «Электросигнал», завод «Электроника»). Они характеризуются высокой трудоёмкостью, низким использованием металла, но повышенной электроёмкостью и фондоёмкостью. Такие заводы целесообразно размещать в промышленных и машиностроительных центрах с высоким уровнем технической культуры, имеющих высококвалифицированные кадры, необходимые трудовые ресурсы, научно-исследовательские и проектные институты, конструкторские бюро.
Современная экономическая ситуация в России такова, что строительство машиностроительных предприятий приостановлено, а уже существующие заводы пытаются удержаться на рынке и выпускать конкурентоспособную продукцию, однако проблема размещения в машиностроении всегда актуальна.