Налогово-бюджетная политика
Фискальная или налогово-бюджетная политика государства является частью финансовой системы общества и финансовой политики государства.
Финансы – это система отношений по поводу формирования, распределения и использования денежных средств финансовых ресурсов государства через особые фонды и учреждения.
Финансовые отношения возникли одновременно с формированием и развитием товарно-денежных отношений и возникновением государства в целях обслуживания потребностей государства в организации аппарата управления, обеспечения безопасности государства, борьбы с бедностью.
Финансовые отношения формируются по уровням между:
· государством и юридическими и физическими лицами;
· юридическими лицами;
· юридическими лицами и физическими лицами;
· государствами.
Звеньями или институтами финансовой системы являются:
§ бюджеты различных уровней: федеральный, субъектов Федерации, местный;
§ фонды социального, имущественного и личного страхования;
§ валютные резервы государства;
§ денежные фонды предприятий, организаций, коммерческих и некоммерческих структур;
§ прочие специальные денежные фонды.
Основными субъектами, между которыми постоянно происходит движение денежных потоков, являются государство, хозяйствующие субъекты и домашние хозяйства, то есть основные субъекты рыночной экономики.
Финансы населения или домохозяйств включают доходы, расходы и сбережения семей. Сбережения образуют отложенный спрос и хранятся в банках, образуя внутренний инвестиционный ресурс государства.
Финансы хозяйствующих субъектов формируются в результате их хозяйственной деятельности. Показателем результатов хозяйственной деятельности является счет прибылей и убытков. Финансы предприятий являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов.
Государственные финансы представляют собой сложную структурную часть финансовой системы. Важным звеном государственных финансов является государственный бюджет.
Совокупность государственных мер по реализации экономических и социальных планов с использованием централизованных денежных ресурсов образует государственную финансовую политику.
Финансовая политика государства направлена на осуществление распределительных и контрольных функций. Основным назначением этих функций является обеспечение распределения и перераспределения ВВП и контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного продукта. Контроль над формированием и использованием финансовых, стоимостных показателей организуется высшими федеральными и региональными органами власти и осуществляется периодически при рассмотрении проектов бюджета и отчетов по его использованию.
Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство. Используя бюджет, государство оказывает существенное влияние на формирование межотраслевых, территориальных и социальных пропорций, осуществляет распределение и перераспределение ВВП, обеспечивает выполнение целевых программ НТП, обеспечивает реализацию планов экономического роста.
Совокупность входящих в централизованный денежный фонд страны организационных структур образует бюджетную систему. Бюджетная система формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых и административных особенностей страны. Ее структура зависит от государственного устройства. Она может быть двухъярусной – государственный и местный бюджет включать в унитарных государствах. В странах с федеральным государственным устройством действует трехъярусная бюджетная система: государственный, бюджет субъектов Федерации и местный бюджет. Все уровни бюджетной системы тесно взаимосвязаны как по источникам формирования их денежных ресурсов, так и по их расходованию. Они совместно решают политические, экономические и социальные цели развития общества на принципах компромисса интересов основных групп, действующих в политике и экономике.
К бюджету относятся и различные внебюджетные фонды, денежные средства, имеющие целевое назначение. По принципу формирования, распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным доходам и расходам. Такие целевые фонды находятся в распоряжении центральных и местных органов власти. Это – фонды по содержанию и финансированию производственной и социальной инфраструктуры, социального страхования (пенсионного обеспечения, пособий по безработице, переквалификации кадров и др.). Внебюджетные фонды увеличивают возможности государственного регулирования экономики на разных уровнях, минуя бюджет и парламентский контроль.
Внутренняя структура государственного бюджета включает две статьи: доходы и расходы государства. Структура госбюджета в каждой стране имеет свои особенности. Главным образом они обусловлены характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, организацией образования, здравоохранения, национальными приоритетами.
Государственные расходы – это затраты государства, связанные с удовлетворением общественных потребностей, обеспечением развития и регулирования экономических процессов. Они носят целевой характер и, как правило, безвозвратный характер. Предоставление государственных средств бюджета на безвозвратной основе на целевое развитие называется бюджетным финансированием.
В зависимости от классификационного признака можно выделить несколько классификаций государственных расходов.
Английский экономист А. Пигу выделил два вида государственных расходов: трансформационные и трансфертные. К трансформационным расходам относят государственное потребление товаров и услуг, государственные инвестиции и выплату из бюджета заработной платы. В этом случае потокам государственных средств противостоит товар или труд, то есть финансовые средства государства как бы трансформируются в другие блага. Среди трансфертных расходов – пенсии, субсидии, пособия, социальное обеспечение.
Можно выделить направления расходов государства по функциональному назначению:
Во-первых, это государственные услуги общего назначения или чистые общественные блага. С их помощью государство осуществляет свои политические и юридические функции, связанные с охраной личности и собственности юридических и физических лиц. Это такие услуги как оборона, общественный порядок и безопасность, и государственное управление.
Во-вторых, это общественные и социальные услуги, с помощью которых государство выполняет свои функции по удовлетворению общественных потребностей. Это услуги образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, социального страхования и социального обеспечения, средств массовой информации, культуры и отдыха.
В-третьих, это государственные услуги, связанные с экономической деятельностью. Прежде всего, это инфраструктура, включающую транспорт и связь. Сюда относятся средства целевых программ, а также пополнение резервов на случай стихийных и чрезвычайных событий.
В-четвертых, это прочие расходы, к числу которых относится обслуживание государственного долга и т.п.
Выделим и классификацию расходов государства по экономическому назначению. На первое место здесь следует поставить текущие расходы. К ним относятся: расходы на товары и услуги и оплату труда работникам бюджетной сферы; выплату процента по займам; субсидии и другие трансфертные платежи. На второе место по экономическому назначению направляются капитальные расходы. Это приобретение государством основных активов, стратегических и чрезвычайных запасов, компенсация убытков в связи со стихийными бедствиями и расходы на инвестиционную и инновационную деятельность. Третье место занимает чистое кредитование, включающее расходы государства в качестве денежных средств, отданных в долг внутри страны и за ее пределы. Кредитование выступает в основном как заимствование по типу долгового обязательства: государственные ссуды, облигации, векселя и т.п.
Среди основных направлений в структуре расходов государственного бюджета можно выделить такие расходы как увеличение социальных выплат и пособий, увеличение расходов на содержание правоохранительных органов и поддержание порядка, а также поддержка новых отраслей и производств. В большинстве стран мира в государственном бюджете сокращаются расходы на оборону, снижаются расходы на содержание государственного аппарата, сокращается количество государственных программ и непроизводительные дотации отраслям экономики.
В обобщенном виде бюджетные расходы можно представить следующим образом:
· расходы на образование, здравоохранение, социальные пособия. Они направлены на смягчение социальной дифференциации, обеспечение доступности в получении квалификации, достойного медицинского обслуживания, гарантированного пенсионного обеспечения;
· расходы на поддержание конъюнктуры и экономического роста через субсидии и инвестиции оказывают влияние на ускорение темпов развития производств и отраслей, формирование пропорций народного хозяйства;
· расходы на развитие аграрного сектора экономики, которые оказывают непосредственное воздействие на изменение социального статуса этого сектора экономики и его роли в обеспечении народного хозяйства сырьем и продовольствием;
· расходы на национальную безопасность, на вооружение, на содержание аппарата управления, материальное обеспечение внешнеполитических связей страны;
· расходы на обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга. Размеры этих расходов оказывают влияние на масштабы спроса и инвестиций, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, на конкурентоспособность национальной продукции на мировых рынках.
· расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и иностранного инвестирования, ввозимого и вывозимого капитала. Такие расходы стимулируют экспорт на долгосрочную перспективу, создают возможности для освоения новых зарубежных рынков, обеспечивают сальдо платежного баланса страны, способствуют укреплению национальной валюты. Государство использует часть бюджетных расходов на обеспечение поставок зарубежных товаров на внутренний рынок страны.
Доходы государственного бюджета – это поступления в бюджет государства денежных средств. Существует большое разнообразие форм и методов аккумуляции государственных доходов. В самом общем виде различают налоговые и неналоговые доходы. В структуре доходов государственного бюджета налоги составляет не менее 85%.
Налог – обязательный (принудительный) денежный платеж, изымаемый государством или местными властями с физических и юридических лиц, необходимый для осуществления государством своих функций. Среди основных признаков налога выделим такие черты как обязательность и принудительность, денежную форму, регулярный характер выплат, целевое назначение и отсутствие эквивалента.
Налоги выполняют три основные функции: фискальную, экономическую и социальную.
1. Фискальная функция, подразумевающая наполнение с помощью налогов государственного бюджета. Она имеет решающее регулирующее значение в системе налогообложения.
31 Экономическая, или распределительная функция, направлена на перераспределение с помощью налогов национального дохода. Она характеризует использование налога как инструмента, воздействующего на расширение или сдерживание производства, формирования заинтересованности производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности.
32 Социальная функция направлена на поддержание социального равновесия. Уровень налогообложения оказывает влияние на соотношение между доходами разных социальных групп населения. Эта функция направлена на сглаживание неравенства между ними, тем самым она направлена на формирование и поддержание внутреннего спроса. Большой вклад в формирование и развитие этой функции внес Кейнс. На развитие данной функции повлияли и социальные программы бывшего СССР. В настоящее время в странах, где выше уровень социальной защищенности, выше налоги.
33 Стимулирующая и регулирующая функция является средством воздействия на экономику и инструментом косвенного вмешательства государства в работу рынка. Данная функция осуществляется с помощью таких инструментов как налоговые льготы, налоговые каникулы, оффшорные зоны, трансферты и т.п.
Налоговая система как совокупность форм и методов сбора финансовых средств – сложное явление. В ней изначально заложено противоречие: с одной стороны, обеспечить изъятие у субъектов экономики финансовых ресурсов в пользу общества, с другой – не допустить снижения их деловой активности. Решение проблемы достигается на путях разумного компромисса. Большое значение имеет необходимость осознания экономическими субъектами идеи о том, что платить налоги необходимо для того, чтобы государство имело средства для защиты личности и собственности каждого гражданина, а также для выполнения государством функций по удовлетворению общественных потребностей.
К элементам налога относятся:
– субъект налога – лицо, являющееся плательщиком налога в соответствии с законодательством страны;
– объект налога или налогооблагаемая база: экономический объект, подлежащий налогообложению (доходы, расходы, имущество, земля и т.п.);
– единица налогообложения – это денежная единица страны (рубль, доллар) или физическая мера налогооблагаемой базы – гектар, квадратный метр жилья и т.п.
– ставка налога – величина налога на единицу обложения (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т.п.).
Взимание налогов предусматривает использование различных налоговых ставок. Виды налоговых ставок:
· твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения (тонну, штуку, партию товара) независимо от размера дохода, уровня производства, продаж и других экономических показателей, связанных с деловой активностью;
· пропорциональные ставки устанавливаются в одинаковом процентном отношении к объекту налогообложения без учета дифференциации его величины (в нашей стране в настоящее время подоходный налог, а также налог на имущество, пользование природными ресурсами, трудовыми ресурсами т.п.);
· прогрессивные ставки предусматривают прогрессивное изменение ставки налога по мере возрастания дохода. Этот вид налогообложения предусматривает изъятие большей части дохода у лиц, получающих больший доход;
· регрессивные ставки предусматривают снижение налога по мере роста дохода, имущества. Так, в Германии регрессивный налог изымается с имущества предприятий: по мере увеличения имущества предприятия налог на имущество уменьшается. Этот налог направлен на поддержание развития производства.
По способу обложения используется следующая классификация налогов: их деление на прямые (налоги на текущие факторные доходы и имущество) и косвенные (налоги на расходы экономических субъектов).
Прямые налоги делятся на реальные и личные налоги.
Реальные налоги предусматривают использование усредненной оценки единицы налогооблагаемой базы: поземельный налог, подомовой налог.
Личные налоги – это налоги на факторные доходы: подоходный налог, налог на прибыль предприятия, налог с наследий и дарений, налог на доходы от денежных капиталов.
Косвенные налоги – это обязательные платежи, включаемые в цены товаров и услуг: акцизы, фискальные налоги, таможенные пошлины.
К основным налогам, обеспечивающим наиболее весомый вклад в доходы государственного бюджета стран с рыночной экономикой, относятся: подоходный налог, налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. В Государственном бюджете России последних лет существенное место занимает также налог на добычу полезных ископаемых. К дополнительным налогам относят налоги на имущество, отдельные потребительские налоги (на спиртные напитки, табачные изделия), транспортный налог и др.
Практика выработала оптимальные соотношения между ставками различных видов налогов: максимальный уровень подоходного налога составляет 30-40%; средняя ставка налога на добавленную стоимость – 12–18%; налог на прибыль корпораций варьируется в пределах 35-40%. Конечно, существует и определенная дифференциация, вызванная со спецификой той или иной страны.
По использованию налоги делятся на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета страны и специальные, предусматривающие целевое использование.
В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги делятся на федеральные и местные. В единстве налоги всех субъектов экономики образуют консолидированный бюджет.
Налоговая система – это совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также конкретных форм и методов построения и взимания налогов.
Принципы, которым должна отвечать налоговая система были определены еще А. Смитом, они включали принципы нейтральности, справедливости и простоты расчета.
Принцип нейтральности налоговой системы предусматривает обеспечение равных налоговых стандартов для равных налогоплательщиков. В странах с переходной экономикой такой нейтральности практически нет. Имеет место широкая дифференциация налогов, разнообразие льгот предприятиям и отраслям, что дискредитирует налоговую политику государства и подрывает экономическую стабильность.
Принцип справедливости налоговой системы основан на применении принципа равноценного изъятия налоговых средств у разных категорий физических и юридических лиц, не ущемляющего интересов каждого налогоплательщика и в то же время обеспечивающего необходимыми и достаточными средствами бюджетную систему.
Принцип простоты налоговой системы предполагает такое построение налоговой системы, где учитываются потребности общества, возможности государства и имеющаяся налогооблагаемая база, а также внутренние и внешние интересы государства, интересы предприятий, отраслей, регионов и граждан. Все вместе это предполагает использование такого набора функциональных инструментов для определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, которые были бы понятны налогоплательщикам и налогосборщикам.
Кроме названных принципов в современных условиях эти принципы уточнены и дополнены, они предусматривают:
однократный характер налогообложения. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. В развитых странах налог с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей, было заменено на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается один раз на каждой стадии обработки вплоть до реализации;
обязательность уплаты налогов. Налоговая система должна предусматривать возможное воздействие на налогоплательщика в неизбежности платежа;
налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим потребностям;
налоговая система должна обеспечивать перераспределение ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики государства;
принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам Федерации. Этот принцип используется в странах с федеральным устройством.
В единстве эти принципы определяют характер и действенность налоговой системы.
Чтобы смягчить налоговый пресс для отдельных налогоплательщиков используются налоговые льготы. Налоговые льготы – это форма снижения налоговых ставок, а в предельном случае – освобождение от уплаты налогов. Налоговые льготы используются как средство стимулирования, основанного на том, что уменьшение налога равно предоставлению налогоплательщику дополнительных средств на величину уменьшения налога. Важнейшими из них являются инвестиционный налоговый кредит, ускоренная амортизация, скидка на истощение недр при добыче природных ресурсов. Налоговые льготы как элемент регулирования экономики должны отражать четко выраженную функциональную, социальную, структурную направленность развития народного хозяйства.
Сумма налогов, взимаемая с населения страны, называется налоговым бременем. Уровень налогового бремени определяется отношением суммы налогов, приходящихся на душу населения, к платежеспособности населения, или суммы дохода, оставшегося после уплаты налога к платежеспособности населения:
Кн = ∑Нх/ПН или Кн = ДН/ПН,
где Кн – коэффициент, или уровень налогового бремени;
Нх – средняя сумма налогов на душу населения;
ДН – доход населения после уплаты налогов;
ПН – платежеспособность населения.
Международной организацией ЮНЕСКО рекомендуется другой метод сравнительного сопоставления уровня налогового бремени по доле налогов в ВВП:
Кн = ∑Н/∑ВВП,
где Н – сумма налогов;
ВВП – валовой внутренний продукт.
Расчет приведенных количественных характеристик применительно к ряду стран связан с рядом методологических трудностей. При таких расчетах должна учитываться разная покупательная способность денег, трудности суммирования государственных и местных налогов, различия в классификации доходов и счетоводства, в составе населения по уровню доходов и т.п. В рамках отдельной страны этот метод может использоваться при сопоставлении отдельных экономических районов по уровню налогового бремени и рационализации этого процесса.
Налоговая система, построенная с учетом налоговых льгот и рациональных налоговых ставок, обеспечивает действие стимулирующей ее функции: обеспечение развития производства и увеличение налогооблагаемой базы. Неоправданное увеличение налоговых ставок, применение пропорциональной системы налогообложения при значительном расхождении величины доходов разных групп населения создает условия для деформации совокупного спроса, снижения объемов производства, «ухода» от уплаты налогов, «бегству» капиталов из страны.
На определение влияния стимулирующей функции налоговой системы на развитие экономики теоретически обосновано А. Лаффером. Он доказал, что снижение налоговых ставок до предельно оптимального уровня способствует подъему производства и росту доходов населения и тем самым росту налоговых поступлений в бюджет страны.
Рис. 43 Кривая Лаффера
Фискальная политика государства в целом – это система регулирования развития экономики, связанная с правительственными расходами и налогами.
Расходы государства на покупку товаров и услуг (строительство за счет бюджета дорог, школ, медицинских структур, покупка сельхозпродукции, военной техники и т.п.) отражаются в расходах бюджета. Такие расходы должны быть эффективными и обеспечивать экономический рост национальной экономики. Перед фискальной политикой, проводимой государством, стоят важные общественные цели:
· сглаживание колебаний экономического цикла;
· стабилизация темпов экономического роста;
· обеспечение полной занятости населения;
· достижение умеренных темпов инфляции.
· Различают дискреционный и автоматический типы фискальной политики. Дискреционная фискальная политика направлена на изменение величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета на основе специальных решений правительства в целях изменения уровня занятости, объемов производства и темпа инфляции. Мерами, обеспечивающими проведение дискреционной политики, то есть сознательного манипулирования расходами (активная фискальная политика) являются:
· изменение трансфертных платежей;
· манипулирование налогами посредством стимулирующих мер;
· общественные работы.
При проведении дискреционной политики в целях стимулирования совокупного спроса в период спада экономики увеличиваются госрасходы и снижаются налоги, что в определенной мере целенаправленно способствует росту дефицита госбюджета. В период подъема также целенаправленно создается бюджетный излишек.
Недискреционная фискальная политика – это автоматическое изменение госрасходов, налогов и сальдо госбюджета в результате циклических изменений совокупного дохода, то есть пассивная фискальная политика. Такая политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в периоды роста (уменьшения) ВНП, что оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Бюджетный дефицит или излишек при недискреционной политике возникают автоматически. Это происходит под влиянием действия встроенных стабилизаторов экономики,под которыми понимаются механизмы, работающие в режиме саморегулирования и, независимо от принимаемых решений, сами реагируют на изменения, происходящие в экономике. К встроенным стабилизаторам относятся:
· изменения в налоговых поступлениях;
· изменение в системе индексации доходов;
· пособия по безработице и другие социальные выплаты.
Автоматические стабилизаторы оказывают существенное влияние на динамику совокупного спроса. Так, при спаде в экономике растет безработица, а трансфертные платежи приостанавливают снижение спроса со стороны безработных и малоимущих. Но при этом, как правило, образуется так называемый циклический дефицит госбюджета. Под циклическим дефицитом понимается такой дефицит госбюджета, который вызван автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности.
С ростом доходов населения, увеличения совокупного спроса экономика выходит из кризисного состояния, растет занятость, в результате автоматически уменьшаются расходы государства, растут налоговые поступления, экономика переживает подъем, что приводит к возникновению циклического излишка. Под циклическим излишком понимается излишек в госбюджете, образовавшийся в результате автоматического роста налоговых поступлений и сокращением государственных трансфертов на фоне циклического подъема.
Дискреционная и автоматическая фискальная политика играют важную роль в проведении стабилизационных мер государством. Разумное использование инструментов автоматической, недискреционной и дискреционной политики оказывает существенное влияние на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции, решение других экономических задач. Но такая политика лишь может смягчить степень и глубину колебаний экономического цикла, устранить его не может.
Основным инструментом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок и государственных расходов. Влияние налогов и государственных расходов осуществляется через налоговый мультипликатор и мультипликатор государственных расходов. Мультипликатор – это множитель, характеризующий степень изменения национального дохода под влиянием изменения уровня налоговых поступлений или государственных расходов, причем изменения национального дохода будут большими, чем изменения налоговых поступлений или государственных расходов.
Налоговый мультипликатор (Kn):
Kn = 1/1 – MPC (1 – t),
где MPC – предельная склонность к потреблению;
t – предельная налоговая ставка.
Можно другим способом представить мультипликатор налогов (K):
Kn = – MPC/1 – MPC.
Мультипликатор государственных расходов (Kg):
Kg = 1/1 – MPC * ∆G,
где ∆G изменение, приращение, государственных расходов.
При увеличении государственных расходов, не сопровождающегося увеличением статей дохода бюджета, происходит увеличение национального дохода в соответствии с мультипликатором государственных расходов. При этом мультипликатор государственных расходов равен мультипликатору инвестиций.
Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов. Госрасходы сильнее действую на величины дохода и потребления по сравнению с изменением налогов. То есть налоговый мультипликатор оказывают меньшее влияние на снижение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на увеличение совокупного спроса. Данное различие должно быть определяющим при выборе инструментов фискальной политики. На преодоление циклического спада следует использовать государственные расходы, их рост окажет более эффективное стабилизирующее воздействие на экономику. Для снижения инфляции надо увеличивать налоги, это будет более мягким сдерживающим инфляцию фактором. Хотя все зависит как от уровня тех или иных инструментов, так и от степени последовательности государственной фискальной политики.
Фискальная политика по аккумуляции поступлений в госбюджет и бюджетная политика по определению направлений расходования бюджетных средств направлены на обеспечение сбалансированного госбюджета по доходам и расходам. Превышение доходов над расходами приводит к образованию бюджетного профицита (излишка). А превышение расходов над доходами приводит к образованию бюджетного дефицита. Особо важной проблемой для любой страны является бюджетный дефицит. Степень стабилизационного воздействия зависит от способов его финансирования. В качестве финансовых инструментов могут использоваться денежная эмиссия, выпуск займов, увеличение ставок налогообложения или расширение налогооблагаемой базы. Если дефицит госбюджета финансируется за счет денежной эмиссии, это может привести к инфляции. Если финансируется за счет выпуска займов у населения, то это ведет к росту рыночной ставки банковского процента. Рост ставки банковского процента приводит к удорожанию кредитов. Если финансируется за счет увеличения налоговых поступлений, то уменьшается совокупный спрос, что негативно сказывается на рыночной конъюнктуре. Все эти меры снижают стимулирующий эффект фискальной политики.
Дефицитный госбюджет ведет к росту государственного долга. Причинами дефицита госбюджета являются:
· спад производства;
· рост предельных издержек производства;
· необеспеченная эмиссия денег, выпуск займов для покрытия государственного долга с учетом последующего нарастания долговых последствий (текущие займы превращаются в последующие налоги);
· рост затрат, связанных с финансированием военно-промышленного комплекса;
· рост объемов теневой экономики,
· рост непроизводственных расходов, прямых потерь;
· хищений и т.п.
Государственный долг – это сумма накопленных дефицитов за определенный период времени за вычетом профицитов госбюджета за этот период. Бюджетный дефицит и государственный долг между собой тесно связаны. Госзаймы являются важным источником покрытия дефицита бюджета, но определить степень опасности величины дефицита нельзя без анализа величины и структуры госдолга. Государственный долг должен выплачиваться с учетом процентов, что еще больше увеличивает госдолг. Кроме того, приводит к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения страны и снижения инвестиционной активности предприятий, росту налогов для погашения растущего долга. Критической величиной госдолга считается ситуация, когда величина задолженности превышает величину ВНП.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний долг.
Внутренний долг – это задолженность государства своим гражданам и предприятиям. Такой долг существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства. Такой долг уменьшает совокупный спрос и сдерживает развитие национальной экономики.
Внешний долг – это задолженность государствам, предприятиям и гражданам других стран в той мере, где гарантом такого долга является государство. Этот вид долга особо опасен для страны, поскольку на погашение такого долга используется национальное богатство, золотовалютные запасы, внешние активы государственного банка.
С появлением долга появляется обязанность управлять долгом. Это значит, что государство должно разрабатывать меры по погашению и регулированию суммы государственного кредита и по привлечению новых заемных средств. Погашение государственного долга и процентов по нему осуществляется путем рефинансирования, конверсии и консолидации долга.
Рефинансирование предусматривает выпуск новых займов, чтобы рассчитаться по облигациям прежних займов.
Конверсия – это изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение долга в долгосрочные иностранные инвестиции. Иностранным кредиторам в этом случае предлагается приобрести недвижимость, участвовать совместно в национальных проектах, приобретение объектов государственной собственности. Последствием таких мер является увеличение иностранного капитала в национальной экономике без увеличения поступлений в экономику финансовых ресурсов.
Консолидация – это изменение условий займа путем превращения краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную задолженность. Такая консолидация возможна при взаимном согласии правительств заемщика и кредитора. Кредиторы создают специальные организации – клубы по выработке солидарной политики по отношению странам-должникам. Примером таких клубов могут служить Лондонский клуб, объединяющий банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы.
Обращение страны-должника к международным банкам. Такие банки предоставляют кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают такие страны жесткими требованиями к их государственной политике.
Вопросы для самопроверки
1. Раскройте содержание финансовых отношений между субъектами экономики.
2. Что представляет собой госбюджет?
3. Что понимается под государственным долгом?
4. Раскройте экономическое содержание мультипликатора государственных расходов и налогового мультипликатора.
5. Какие принципы характерны современной системе налогообложения?
6. Дайте анализ взаимосвязи между бюджетным дефицитом и государственным долгом.