ТЕМА 1. Понятие арбитражного процесса и арбитражного процессуального права. Принципы АПП
Российская Академия адвокатуры и нотариата
Кафедра
Гражданско-правовых дисциплин
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Программа спецкурса
АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС
профиль подготовки ЮРИСПРУДЕНЦИЯ 030900.62
Москва, 2013
Цели и задачи освоения дисциплины
Арбитражный процесс изучается студентами специализации ЮРИСПРУДЕНЦИЯ в качестве спецкурса.
Целью данного спецкурса является изучение основных институтов арбитражного процессуального права. Особенности системы арбитражных судов, специфика деятельности арбитражных судов как органов, рассматривающих экономические споры, определяют задачи учебной дисциплины. На задачи изучения дисциплины “Арбитражный процесс” оказывает влияние и тот фактор, что к ее изучению приступают студенты 4 курса, после изучения курса гражданского процесса.
Учитывая изложенное, студентам при изучениии арбитражного процесса рекомендуется использовать базовые знания процесса гражданского, полученные на 3 курсе. Поэтому ряд общих положений, выработанных в гражданском процессуальном праве и применимых к арбитражному процессу, например, - виды соучастия, понятие третьих лиц, замена ненадлежащей стороны и т.д., студенты уже не изучают. Часть вопросов (например, принципы, стадии процесса) изучаются в сравнении. Однако, арбитражное процессуальное право имеет специфические черты, связанные с иным кругом субъектов спора, с иной системой судебных инстанций, с иным порядком рассмотрения и пересмотра дел в них. Поэтому в лекциях и на практических занятиях акцент делается на темах и положениях, отражающих содержание собственно арбитражного процессуального права.
Большое значение при изучении спецкурса придается также знаниям, полученным студентами при изучении общей и особенной части гражданского права. Проводимые на практических занятиях деловые игры, моделирующие судебное разбирательство, имеют целью выработать у студентов навыки применения как материальных отраслей, так и процессуальных. Одним из результатов изучения дисциплины “Арбитражный процесс” должны быть навыки по составлению процессуальных документов (искового заявления, отзыва на иск, заявлений, ходатайств, постановлений суда и т.д.).
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ арбитражное процессуальное законодательство отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Арбитражное процессуальное право взаимосвязано с различными отраслями российского права. Так, связь арбитражного процессуального и конституционного права проявляется в том, что основные принципы организации и деятельности органов судебной власти устанавливаются в гл. 7 Конституции РФ.
Наиболее тесные функциональные взаимосвязи существуют между арбитражным процессуальным и гражданским процессуальным правом. Эти две отрасли, входящие в единую семью процессуального права (наряду с уголовно-процессуальным и конституционно-процессуальным), объединяет то, что они регулируют осуществление правосудия в сфере гражданского оборота.
Из отраслей материального права наиболее тесная связь существует у арбитражного процессуального права с гражданским правом. Данная отрасль права оказывает непосредственное воздействие на содержание норм арбитражного процессуального права.
Требования к результатам освоения дисциплины
Изучение курса должно содействовать формированию у студентов профессионального мышления, выработке навыков самостоятельного изучения и умения практического применения арбитражного процессуального законодательства, законодательства об адвокатуре и нотариате, составлению правовых и процессуальных документов, необходимых для защиты прав и законных интересов граждан при применении ими знаний гражданского, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального законодательства.
В результате изучения дисциплины «Арбитражный процесс» студент должен
знать:
- сущность, функции и назначение арбитражного процесса;
- основы правового регулирования арбитражного процесса в РФ.
уметь:
- применять правовые нормы, регулирующие арбитражный процесс.
владеть навыками:
- участия в арбитражном процессе;
-оформления основных документов необходимых для участия в арбитражном процессе.
Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы для студентов (очной, заочной) формы обучения
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр | ||||
Трудоемкость (акад.час) | ||||||
Аудиторные занятия (всего) | ||||||
в том числе: | ||||||
лекции | ||||||
семинары, практические занятия | ||||||
лабораторные занятия | ||||||
Индивидуальные занятия (КСР) | ||||||
Самостоятельная работа (СРС) | ||||||
Курсовая работа | ||||||
Форма промежуточной аттестации | ||||||
Общая трудоемкость | в часах | |||||
в зачетных единицах |
Содержание дисциплины (модуля)
Содержание тем программы учебной дисциплины
ТЕМА 1. Понятие арбитражного процесса и арбитражного процессуального права. Принципы АПП.
Система арбитражных судов РФ, их функции и задачи. Понятие арбитражного процесса. Арбитражная процессуальная форма. Предмет и метод арбитражного процесса. Стадии арбитражного процесса.
Арбитражное процессуальное право и его соотношение с другими отраслями права. Источники арбитражного процессуального права. Система арбитражного процессуального права.
Состав и классификация принципов арбитражного процессуального права. Принцип несменяемости судей, принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении дел, принцип независимости судей арбитражного суда, принцип равенства организаций и граждан перед законом и судом, язык судопроизводства, принцип диспозитивности, принцип состязательности, принцип процессуального равноправия сторон, принцип сочетания устности и письменности в процессе, принцип непосредственности, принцип непрерывности.