Статья 256. поручения о выполнении отдельных процессуальных действий

1. Наличие иностранного элемента в спорных правоотношениях, заявленных суду в том или ином государстве, является основной причиной обращения с судебными поручениями к иностранным судам. Это может быть связано с необходимостью вручения судебных извещений лицам, участвующим в деле и находящимся временно или постоянно за границей, с необходимостью получения свидетельских показаний от лица, проживающего вне зоны национальной судебной юрисдикции, с необходимостью осмотра вещественных доказательств по месту их нахождения и другими обстоятельствами.

Поэтому судебные поручения могут быть инициированы российскими судами либо могут быть переданы им на исполнение.

Вопросы, связанные с судебными поручениями, решаются в Конвенции от 15 ноября 1965 г. о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам[154] и Конвенции от 18 марта 1970 г. о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам[155], которые входят в собрание международных правовых актов Гаагской конференции.

О вступлении в Гаагскую конференцию заявило Правительство Российской Федерации в своем постановлении N 784 от 13 ноября 2001 г. «О вступлении Российской Федерации в Гаагскую конференцию по международному частному праву», поэтому следует ожидать присоединение Российской Федерации к необходимому перечню конвенций.

В рамках Гаагской конференции принято 35 конвенций, в том числе Конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г.[156], названные конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам и о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам, Конвенция о международном доступе к правосудию 1980 г.[157], проект Конвенции о международной юрисдикции и иностранных судебных решениях по гражданским и торговым делам, разрабатываемой в настоящее время.

Базовой является Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. Последующие конвенции взамен устаревающих норм содержат новые, более современные и детальные правила, направленные на совершенствование международного процесса.

Например, с принятием Конвенции 1965 г. о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам, а также Конвенции 1970 г. о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам утрачивают действие соответственно ст. 1–7 и 8-16 Конвенции 1954 г. по вопросам гражданского процесса.

Вручение иных документов по гражданским или торговым делам может состояться теми же способами, что и вручение извещений.

Участники конвенций усматривают в соблюдении порядка вручения судебных документов возможность рассмотрения дела по существу и вынесения судебного решения, безусловные основания восстановления срока на подачу апелляции.

Поручения по условиям названных конвенций могут быть связаны только с процессуальной деятельностью судов. Например, если внутреннее право не относит к их компетенции заверение документов, то и в исполнении такого поручения должно быть отказано.

Судебное поручение передается для исполнения на языке запрашиваемого государства. При отсутствии этого требования в качестве обязательного оно может быть составлено на английском или французском языках. Если судебное поручение принято к исполнению на языке запрашивающего государства, то расходы по переводу могут быть возложены на него.

Судебное поручение может быть не исполнено, если заявленный спор не является ни гражданским, ни торговым, поручение дано по инициативе не судебного органа, оно не содержит обязательных реквизитов, поручение не отнесено к компетенции судебных учреждений запрашиваемого государства, его исполнение может нанести ущерб государственному суверенитету и безопасности запрашиваемого государства.

Заявление о неисполнении судебного поручения может иметь место и при попытке получения материалов, которые в странах общего права связываются с досудебным раскрытием документов.

Во всех названных случаях запрашиваемая сторона обязана без промедления информировать запрашивающую сторону о препятствиях к исполнению переданного судебного поручения. Сообщение может быть направлено заинтересованным лицам без опосредующих государственных органов.

Судебные поручения имеют связь с необходимостью в максимальной информированности запрашивающей стороны об их исполнении. По просьбе запрашивающего государства ему могут быть сообщены сведения о месте и времени совершения запрашиваемых процессуальных действий, и такая информация может быть адресована непосредственно заинтересованным лицам. Участники конвенции могут заключать между собой соглашения о присутствии при совершении процессуальных действий, направленных на исполнение судебного поручения, судебного персонала запрашивающей стороны.

При исполнении иностранного судебного поручения судебный орган руководствуется национальными нормами права, определяющими порядок совершения процессуальных действий. Если запрашивающая сторона выражает просьбу об исполнении судебного поручения с соблюдением особых форм, то они могут использоваться при выполнении процессуальных действий только в том случае, когда не противоречат национальному законодательству запрашиваемой стороны и ее судебной практике.

О полном или частичном неисполнении судебного поручения запрашивающая сторона уведомляется незамедлительно.

Объяснения сторон, равно как и показания свидетелей, по поручению иностранного суда фиксируются в известном гражданском процессуальном порядке. При необходимости допроса свидетеля дополнительно уточняются его особенности, связанные с возможностью отказа от дачи показаний по мотивам наличия привилегий или служебного долга. Например, консульские должностные лица от руководителя учреждения до сотрудника обслуживающего персонала вправе отказаться от дачи свидетельских показаний, если они имеют отношение к их служебной деятельности.

Проведение экспертизы на территории Российской Федерации может быть связано не только с наличием уникальных познаний наших специалистов в той или иной специальной области, но и с нахождением на территории Российской Федерации объекта исследования. С этой же причиной связана необходимость осмотра на месте по поручению иностранного суда.

Традиционно поручения иностранных судов российскими судами, равно как и наоборот, исполняются бесплатно.

2. Законодатель указывает на два основания к отказу в исполнении поручения иностранного суда.

Первое связано с тем, что его поручение противоречит суверенитету или угрожает безопасности Российской Федерации. Такое основание в судебной практике встречается крайне редко. Оно может быть обусловлено ошибочным привлечением иностранным судом в качестве ответчика по делу лица, организации или государства, обладающих судебным иммунитетом. При названных обстоятельствах исполнение поручения иностранного суда о вручении им судебных извещений неактуально.

Второе основание к отказу в исполнении поручения иностранного суда может следовать из отсутствия необходимой компетенции у российского суда. Некомпетентность российского суда чаще всего определяется неподведомственностью ему дел той или иной категории. Национальным законом определена разная подведомственность дел судам общей юрисдикции или арбитражным судам. Особое место в судебной системе Российской Федерации занимают уставные суды. Арбитражный суд может быть не полномочен исполнять поручения иностранного суда по заявленному вопросу.

3. Все процессуальные действия, связанные с исполнением поручений иностранного суда, совершаются в том порядке, который установлен российским законодательством, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Как правило, документы, подлежащие вручению адресатам на территории Российской Федерации, присылаются с переводом на русский язык, их вручение производится судом по месту жительства адресата в порядке, установленном российским арбитражным процессуальным законом.

Исключения из общего правила могут быть связаны с передачей документов иностранного суда без перевода на русский язык в тех случаях, когда адресат не возражает против их получения на иностранном языке, а также с порядком вручения документов. Например, Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г. и Минская конвенция стран СНГ 1993 г. указывают на то, что при исполнении поручения иностранного суда применяется национальное законодательство по месту исполнения судебного поручения. Если иностранный суд выразит просьбу о применении при исполнении судебного поручения процессуальных норм иностранного происхождения, то это возможно лишь при отсутствии противоречия между ними и процессуальными нормами национальной системы права.

4. Российские суды имеют те же основания для обращения за совершением отдельных процессуальных действий, что и иностранные.

Российская Федерация может использовать двусторонние договоры, предусматривающие исполнение судебных поручений (например, с США 1935 г., с Францией 1936 г., с Германией 1956 г., с Австрией 1970 г.), и международные конвенции, включая Минскую конвенцию от 22 января 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам[158], которые подробно определяют порядок пересылки документов, исполнения судебных поручений.

Другие международные соглашения могут содержать общие правила направления и исполнения судебных поручений, что объясняется отсутствием необходимости в дублировании ранее установленных правил.

БИЛЕТ № 7

1. Протокол заседания арбитражного суда: значение, порядок ознакомления сторон, рассмотрение возражений

2. Кассационная жалоба в арбитражном производстве: сроки подачи и рассмотрения, требования к форме и содержанию. Оставление без движения, возвращение жалобы

1. Протокол судебного заседания ведется в ходе каждого судебного заседания суда первой инстанции, а также при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания.
Протокол судебного заседании составляется в письменной форме и в нем указываются в частности:
1. год, месяц, число и место проведения судебного заседания;
2. время начала и окончания судебного заседания;
3. наименование АС, рассматривающего дело, состав суда;
4. наименование и номер дела;
5. сведения о явке лиц, участвующих в деле, и иных участников процесса;
6. устные заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле;
7. объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, пояснения экспертов по своим заключениям;
8. результаты проведенных в судебном заседании осмотров и других действий по исследованию доказательств;
9. дата составления протокола и другие сведения.
В протоколе о совершении отдельных процессуальных действий указываются также сведения, полученные в результате совершения этих процессуальных действий.
Протокол ведет судья, рассматривающий дело, либо секретарь судебного заседания или помощник судьи и подписывается указанными лицами не позднее следующего дня после дня окончания судебного заседания, а протокол о совершении отдельного процессуального действия - непосредственно после совершения отдельного процессуального действия.
Лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с протоколами судебного заседания и отдельных процессуальных действий и представлять замечания относительно полноты и правильности их составления в трехдневный срок после подписания соответствующего протокола.
О принятии или об отклонении замечаний на протокол арбитражный суд выносит определение не позднее следующего дня после дня поступления замечаний в суд. Замечания на протокол и определение суда приобщаются к протоколу.
Рассмотрение дела в раздельных заседаниях арбитражного суда
Суть рассмотрения дела в раздельных судебных заседаниях заключается в том, что вопрос об основаниях ответственности и связанный с ним вопрос о применении мер ответственности разрешаются в раздельных судебных заседаниях, в каждом из которых в зависимости от установленных обстоятельств выносится решение.
Одним из условий рассмотрения дела в раздельных заседаниях АС является согласие на это сторон. При отсутствии согласия хотя бы одной из сторон раздельное рассмотрение дела не допускается.
О рассмотрении дела в раздельных судебных заседаниях выносится определение.
Второе судебное заседание относительно мер ответственности может состояться лишь при условии, если положительно решен вопрос об основаниях ответственности. При отказе в удовлетворении требования об установлении основания ответственности ответчика арбитражный суд не рассматривает связанное с ним требование о применении мер ответственности и второе судебное заседание не производит.
Если же в первом судебном заседании постановлено решение об установлении оснований ответственности ответчика, арбитражный суд может сразу же открыть второе судебное заседание, в котором может рассмотреть требования о применении мер ответственности, в том числе определить размер взыскиваемой суммы. Второе судебное заседание может состояться после перерыва, который не должен превышать пяти дней. По результатам рассмотрения арбитражный суд выносит решение по всем заявленным требованиям. В этом случае оба решения представляют собой единое целое и могут быть обжалованы одновременно.
Во время перерыва возможно достижение между сторонами договоренности относительно спора в части требований о применении мер ответственности ответчика или этот спор между ними будет окончательно урегулирован. В связи с этим если истец обратился с письменным заявлением об отказе от иска в этой части либо стороны представили на утверждение суда мировое соглашение касательно мер ответственности, то АС, принимая отказ от иска или утверждая мировое соглашение, не рассматривает требование о применении мер ответственности и дело в этой части прекращает.

Протокол судебного заседания: порядок изготовления и значение. Процессуальный порядок ознакомления участников уголовного судопроизводства с протоколом; подачи и рассмотрения замечаний на него

Статья 259 УПК РФ определяет порядок составления протокола судебного заседания и ознакомления с ним.

1. В ходе судебного заседания ведется протокол.

2. Протокол может быть написан от руки, или напечатан на машинке, или изготовлен с использованием компьютера. Для обеспечения полноты протокола при его ведении могут быть использованы стенографирование, а также технические средства.

3. В протоколе судебного заседания обязательно указываются:

1) место и дата заседания, время его начала и окончания;

2) какое уголовное дело рассматривается;

3) наименование и состав суда, данные о секретаре, переводчике, обвинителе, защитнике, подсудимом, а также о потерпевшем, гражданском истце, гражданском ответчике, их представителях и других вызванных в суд лицах;

4) данные о личности подсудимого и об избранной в отношении его мере пресечения;

5) действия суда в том порядке, в каком они имели место в ходе судебного заседания;

6) заявления, возражения и ходатайства участвующих в уголовном деле лиц;

7) определения или постановления, вынесенные судом без удаления в совещательную комнату;

8) определения или постановления, вынесенные судом с удалением в совещательную комнату;

9) сведения о разъяснении участникам уголовного судопроизводства их прав, обязанностей и ответственности;

10) подробное содержание показаний;

11) вопросы, заданные допрашиваемым, и их ответы;

12) результаты произведенных в судебном заседании осмотров и других действий по исследованию доказательств;

13) обстоятельства, которые участники уголовного судопроизводства просят занести в протокол;

14) основное содержание выступлений сторон в судебных прениях и последнего слова подсудимого;

15) сведения об оглашении приговора и о разъяснении порядка ознакомления с протоколом судебного заседания и принесения замечаний на него;

16) сведения о разъяснении оправданным и осужденным порядка и срока обжалования приговора, а также о разъяснении права ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

4. В протоколе также указывается о мерах воздействия, принятых в отношении лица, нарушившего порядок в судебном заседании.

5. Если в ходе судебного разбирательства проводились фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка допросов, то об этом делается отметка в протоколе судебного заседания. В этом случае материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки прилагаются к материалам уголовного дела.

6. Протокол должен быть изготовлен и подписан председательствующим и секретарем судебного заседания в течение 3 суток со дня окончания судебного заседания. Протокол в ходе судебного заседания может изготавливаться по частям, которые, как и протокол в целом, подписываются председательствующим и секретарем. По ходатайству сторон им может быть предоставлена возможность ознакомиться с частями протокола по мере их изготовления.

7. Ходатайство об ознакомлении с протоколом судебного заседания подается сторонами в письменном виде в течение 3 суток со дня окончания судебного заседания. Указанный срок может быть восстановлен, если ходатайство не было подано по уважительным причинам. Ходатайство не подлежит удовлетворению, если уголовное дело уже направлено в кассационную инстанцию или по истечении срока, предоставленного для кассационного обжалования, находится в стадии исполнения. Председательствующий обеспечивает сторонам возможность ознакомления с протоколом судебного заседания в течение 3 суток со дня получения ходатайства. Председательствующий вправе предоставить возможность ознакомления с протоколом и иным участникам судебного разбирательства по их ходатайству и в части, касающейся их показаний. Если протокол судебного заседания в силу объективных обстоятельств изготовлен по истечении 3 суток со дня окончания судебного заседания, то участники судебного разбирательства, подавшие ходатайства, должны быть извещены о дате подписания протокола и времени, когда они могут с ним ознакомиться. Время ознакомления с протоколом судебного заседания устанавливается председательствующим в зависимости от объема указанного протокола, однако оно не может быть менее 5 суток с момента начала ознакомления. В исключительных случаях председательствующий по ходатайству лица, знакомящегося с протоколом, может продлить установленное время. В случае, если участник судебного разбирательства явно затягивает время ознакомления с протоколом, председательствующий вправе своим постановлением установить определенный срок для ознакомления с ним.

8. Копия протокола изготавливается по письменному ходатайству участника судебного разбирательства и за его счет.

Статья 260 УПК РФ определяет порядок подачи замечаний на протокол судебного заседания.

1. В течение 3 суток со дня ознакомления с протоколом судебного заседания стороны могут подать на него замечания.

2. Замечания на протокол рассматриваются председательствующим незамедлительно. В необходимых случаях председательствующий вправе вызвать лиц, подавших замечания, для уточнения их содержания.

3. По результатам рассмотрения замечаний председательствующий выносит постановление об удостоверении их правильности либо об их отклонении. Замечания на протокол и постановление председательствующего приобщаются к протоколу судебного заседания.

Наши рекомендации