Фриц Шумахер и красота малого

Фриц Шумахер родился в 1911 г. в Бонне, Германия. Его отец был профессором экономики в здешнем университете. Сначала Шумахер учился в берлинской Arndt Gymnasium, затем в университетах Берлина и Бонна. В 1930 г. он прибыл в Великобританию как стипендиат Роудса и в течение двух лет изучал в New College (Оксфорд) философию, политику и экономику. Третий год обучения он провел в банковской школе при Колумбийском университете в США. К моменту возвращения Шумахера в Германию к власти в ней пришли нацисты. Не желая сотрудничать с гитлеровским режимом, он покинул Германию и вернулся в Великобританию. В 1939 г., когда началась Вторая мировая война, академические способности Шумахера спасли его от интернирования как "вражеского союзника". Все эти пять лет он провел в Оксфордшире как сельскохозяйственный рабочий, изучая труды Маркса и периодически встречаясь в Уайтхолле с экспертами в области экономики и финансов. С 1946 по 1950 г. Шумахер являлся участником Британской секции Контрольной комиссии по Западной Германии, что позволило ему отказаться от германского гражданства и стать британским подданным. Работая в Контрольной комиссии, он обратил на себя внимание таких авторитетов, как сэр Стаффорд Криппс и лорд Кейнс, что привело к назначению Шумахера на пост экономического советника Национального управления угольной промышленности (NCB). Он занимал эту должность двадцать лет, начиная с 1950 г. В 1961 г. председателем NCB стал лорд Роубенс, с которым Шумахер установил тесное сотрудничество.

В 1960 г. супруга Шумахера Анна-Мария, на которой он женился в 1936 г., внезапно умерла от рака. Это событие заставило Шумахера серьезно пересмотреть свои экономические и философские взгляды. Всегда испытывавший интерес к мистицизму и, прежде всего, к восточным культам, он начинает тяготеть к буддизму. Он принимает предложение стать экономическим советником бирманского правительства, что дает ему возможность побывать в буддистской стране и изучить влияние буддистских воззрений на труд. Впоследствии он использует опыт, полученный в Бирме, для критики современного западного подхода к проблемам производства. Он пишет:

Буддисты считают функцию труда, по меньшей мере, троякой: он дает человеку шанс использовать и развивать свои способности; позволяет ему преодолеть эгоцентризм, участвуя вместе с другими людьми в решении общей задачи; позволяет производить товары и услуги, необходимые для жизни... Подобный подход имеет бесчисленное множество следствий. Если работа будет организована так, что она будет представляться бессмысленной, утомительной, смехотворной и действующей на нервы, тогда у работника будет краткий путь к преступлению; значит, продукцию здесь предпочитают людям, а зловредное отсутствие сострадания и разрушение души замещает тяга к самому примитивному аспекту земного существования.

(Schumacher, 1973/1993, pp. 40-41)

Но в конце концов Шумахер отверг буддизм как систему взглядов, чуждую западному человеку. Вместе со своей второй женой и дочерью он принял католическую веру. В свойственной ему эклектической манере он начал использовать в своих рассуждениях отдельные положения католической доктрины (в особенности о взаимопомощи), считая, что они могут способствовать мирному совершенствованию индустриально развитых и развивающихся обществ.

В 60-70-е гг. Шумахер стал ведущим пропагандистом идей "промежуточной", или "приемлемой" технологии, которые были впервые представлены им в 1963 г. в докладе Индийскому комитету по планированию. По мнению Шумахера, промежуточная технология является более продуктивной для представителей развивающихся стран, нежели местные технологии; в то же самое время она куда дешевле и экологически чище развитых технологий. Промежуточная технология позволяет использовать подходы и средства контроля, уровень которых соответствует уровню развития деревни, и потому не только не разрушает, но даже поддерживает традиционные сообщества. В 1966 г. Шумахер стал президентом, основателем Группы разработки промежуточных технологий и начал путешествовать по миру, читая лекции о маломасштабных экологически чистых технологиях. В то же время он занял пост президента Soil Association (крупнейшей фермерской организации Великобритании) и пост директора Scott-Bader Company (первая химическая компания с общей собственностью). В 1970 г. Шумахер покинул NCB, а в 1974 г. стал кавалером ордена Британской империи второй степени. Подобно многим теоретикам, упомянутым в этой книге, он отдал остаток жизни пропаганде своих идей. Он был готов встречаться с кем угодно и когда угодно, лишь бы его слушали. Напряженное расписание и постоянные поездки, вероятно, ускорили смерть Шумахера. В сентябре 1977 г. Шумахер на пике своей известности внезапно заболел и умер на пути в Швейцарию, где должен был принять участие в конференции[38].

Красота малого

Шумахер опубликовал свою основную работу "Spall is Beautiful: A Study of Economics as if People Mattered" (" Красота малого: исследование экономики и ее значения для человека") в 1973 г. Книга, состоящая из девятнадцати глав и эпилога, является сборником статей, эссе и лекций, написанных автором с середины шестидесятых по начало семидесятых годов. Материал, содержащийся в книге, демонстрирует широту интересов Шумахера, которого занимали самые разные вопросы: от образования до атомной энергии, от экономики, основанной на буддистских постулатах, до проблем безработицы в Индии. Здесь же называются и источники, из которых Шумахер черпал свое вдохновение. Джонатан Порритт пишет в этой связи:

Фриц Шумахер был великим синтезатором, которого интересовало одновременно великое множество вопросов. Он был первым "холистическим мыслителем" современного движения "зеленых". Перечитывая "Small is Beautiful", не перестаешь удивляться богатству той традиции, наследником которой является Шумахер. Он может быть назван преемником многих выдающихся людей: Уильяма Морриса, подчеркивавшего важность предоставления человеку доступа к хорошей работе, леди Ив Балфур и Генри Даблдея, занимавшихся выращиванием экологически чистых продуктов и поддержанием плодородности почвы, Льюиса Мамфорда, пытавшегося оценивать роль технологии в Промышленной Революции, а также Ганди, Кропоткина, Тоуни и Гэлбрайта. Эти, а также многие другие теоретики и практики так или иначе влияли на взгляды Шумахера, вследствие чего его работа приобрела столь замечательную живость и оригинальность.

(Porritt in Schumacher, 1993, pp. vii-viii)

Хотя собственный вклад Шумахера в развитие теории управления содержится всего в трех главах книги ("Проблема размера", "Технология с человеческим лицом" и "К теории крупномасштабной организации"), управленческие проблемы, так или иначе, упоминаются им на протяжении всей книги.

Основные проблемы, которые занимают Шумахера, это проблема оптимального размера организации и критика тенденции организаций к разрастанию. Он пишет: "Я занялся рассмотрением "масштабной экономики" и пришел к выводу, что тенденция, задаваемая современной технологией для отраслей, фирм и целых народов, состоит в их разрастании" (Schumacher, 1973/1993, р. 48). Он определяет подобную тенденцию как "культ огромного" и называет этот феномен "гигантизмом". Согласно Шумахеру, огромным организациям при всей их кажущейся стабильности в большинстве случаев присущи отупляющий бюрократизм, безликость и нездоровая атмосфера. Он пишет:

Крупные организации на деле не нравятся никому; никому не нравится исполнять приказы, отданные руководителем, подчиняющимся другому руководителю, который, в свою очередь, подчиняется собственному начальству, и так далее... Сколь бы человечными ни были правила, заданные начальством, они будут вызывать внутреннее неприятие, ибо оно будет твердить раз за разом: "Не я придумал эти правила, я всего лишь пытаюсь применять их".

(Schumacher, 1973/1993, р. 203)

Несмотря на свое явно враждебное отношение к крупным организациям, Шумахер был не настолько наивен, чтобы призывать к реструктурированию всех современных отраслей и разбиению их на ряд маломасштабных, "лицом к лицу",[39] предприятий. На деле, он даже соглашался с тем, что "крупномасштабные организации должны существовать", но тут же замечал: "Фундаментальная задача состоит в том, чтобы достичь малости в пределах крупной организации" (Schumacher, 1973/1993, р. 203). Примеры "малости в крупной организации", по мнению Шумахера, уже существовали, и к их числу он относил и NCB. Основным достижением Альфреда Слоуна на General Motors (см. главу 13) было "такое структурирование этой гигантской фирмы, которое, по сути, обратило ее в федерацию фирм довольно приемлемых размеров" (Schumacher, 1973/1993, р. 48).

Итак, Шумахер явно предпочитал крупным масштабам малые, что нашло отражение и в его наиболее часто цитируемой (пусть и несколько легкомысленной) фразе: "человек мал и потому красиво именно малое" (Schumacher, 1973/1993, р. 131). Тем не менее, он признавал, что потребность в реализации определенных производственных связей, порядка, стабильности, эффективности и даже конкурентоспособности зачастую требуют именно разрастания организации. Соответственно, он видел свою роль во внесении необходимых коррективов и установлении компромисса между его идеалом - маломасштабной организацией и обусловленной технологическими аспектами тенденцией к гигантизму. В результате он постулировал теорию крупномасштабной организации в форме пяти принципов.

1. Принцип поддержки, или принцип поддерживающей функции, являющийся непосредственным следствием папской энциклики Quadragesima Anno, в которой, помимо прочего, говорится следующее: "сообщество более высокого уровня не должно вмешиваться во внутреннюю жизнь сообщества менее высокого уровня, лишая последнее присущих ему функций, но, напротив, должно при необходимости поддерживать его и способствовать координации его активности с активностью всего общества, направленной на достижение общего блага".[40] Разумеется, Шумахер осознавал, что принцип поддержки был адресован обществу в целом. Тем не менее, он считал, что эта идея была в равной мере приложима и к различным уровням крупной организации. По его словам, "более высокий уровень не должен поглощать функции менее высокого уровня на том основании, что его относительная высота является залогом большей его компетентности и эффективности... Принцип поддерживающей функции учит нас тому, что авторитет и эффективность работы центра будут только возрастать при бережном сохранении свободы и ответственности структур менее высокого уровня" (Schumacher, 1973/1993, р. 205).

Для реализации подобной структуры Шумахер предложил рассматривать крупные организации как совокупность множества полуавтономных образований, или "квазифирм". По его мнению, каждой из них следует предоставлять максимально допустимую свободу действия и, тем самым, обеспечивать возможность творчества и того, что он называл "антрепренерство".[41]

Структура организации может быть символически представлена человеком со множеством воздушных шариков в руке. Каждый из этих шариков обладает собственной подъемной силой и возможностью совершения определенных движений, человек же является их повелителем, а, находясь ниже них, всего лишь крепко удерживает их за нити. Каждый шарик – это не только административная, но и антрепренерская (предпринимательская) единица. Монолитная организация, по контрасту, может быть символически представлена рождественской елкой со звездой на вершине и с золочеными орешками и прочими приятными вещицами на ветвях. Все определяется вершиной елки и зависит от нее. Подлинная свобода и предпринимательство могут существовать только на вершине.

(Schumacher, 1973/1993, pp. 205-6)

2. Принцип защиты. Для того чтобы центральный контроль был осмысленным в ситуации, когда используется принцип поддержки, "квазифирма" должна "иметь возможность объективной оценки собственной работы". Центральное руководство организации, соответственно, должно четко ставить ей рабочие задачи и задавать оценочные критерии ее работы. Если эти условия соблюдаются, центральное руководство должно защищать дочерние предприятия ("от упреков и обвинений"). Шумахер пишет:

В идеальном случае принцип защиты должен задавать для коммерческой организации всего один учетный критерий - прибыльность. Разумеется, подобный критерий должен стать целью "квазифирмы", придерживающейся общих правил и политики, задаваемой центром. Достичь идеального в реальном мире практически невозможно, однако это не означает того, что оно лишено смысла. Любые отклонения от идеала требуют объяснения и должны быть неким образом оправданы. Если количество учетных критериев начинает расти, творчеству и предпринимательству на уровне "квазифирмы" приходит конец.

(Schumacher, 1973/1993, р. 208)

3. Принцип определенности – требует, чтобы каждая дочерняя структура, или "квазифирма" имела счет прибылей и убытков и балансовый отчет. Каждая производственная единица должна иметь свой собственный балансовый отчет для того, чтобы в любой момент времени мог быть определен ее финансовый вклад в организацию как целое. Шумахер пишет:

Успешная деятельность единицы должна вести к возрастанию ее свободы и ее финансовых возможностей, в то время как неудачи - в виде убытков - должны приводить к ограничению ее свобод и прав. Успех поддерживается, неудачи осуждаются. Текущие балансовые отчеты дают возможность судить о положительной и отрицательной динамике экономических показателей деятельности структурной единицы и, тем самым, позволяют должным образом отслеживать эту деятельность. Это дает возможность своевременно побеспокоиться о будущем эффекте деятельности подразделения. Таким образом, любая "квазифирма" должна иметь свой отдельный балансовый отчет, в котором прибыли представляются кредитованием центра, а убытки - кредитованием из центра. Это дело имеет большое психологическое значение.

(Schumacher, 1973/1993, р. 208-209)

4. Принцип мотивации – требует, чтобы вся организационная структура была спроектирована с учетом индивидуальной мотивации отдельных рабочих групп. Шумахер почти не дает практических советов, как этого достигнуть, ограничиваясь констатацией общеизвестного факта: "Для большой организации с ее бюрократическим аппаратом, дистанционным, безличным контролем, обилием абстрактных правил и норм и, прежде всего, с присущей ей относительной невразумительностью, обусловленной самими ее размерами, центральной проблемой является проблема мотивации" (Schumacher, 1973/1993, р. 209). Не удивительно, что Шумахер отрицает положение, в соответствии с которым люди работают, главным образом, для того, чтобы зарабатывать деньги, и говорит о так называемой "хорошей работе", т. е. работе, которая сочетает финансовые стимулы, вызов[42]1 и удовлетворение от ее содержания.

5. Принцип аксиомы среднего. Согласно Шумахеру, все реальные человеческие проблемы возникают из "антиномии" (т. е. противоречия) между законом и свободой. Например, высшее руководство должно, с одной стороны, определенным образом управлять организацией, с другой - обеспечивать творческую свободу. Он пишет:

Центру несложно следить за поддержанием порядка, со свободой же и творчеством дело обстоит куда сложнее. Центр может установить порядок, но он не может заставить работников творчески подходить к своей работе. Но каким образом высшее руководство может способствовать прогрессу и инновациям? Предположим, оце знает, что ему следует делать, в таком случае, каким образом оно может воплотить свои планы в масштабах организации? Здесь следует воспользоваться принципом аксиомы среднего. Аксиома - это самоочевидная истина, с которой соглашаются, как только о ней сообщат. Открыв некую истину, центр может объявить во всеуслышание, что истинное действие состоит в том-то и в том-то. Но каким образом это возможно сделать? Согласно Шумахеру, центр, разумеется, может приступить к проповеди Новой доктрины, но в этом случае его действия вызовут критику, заключающуюся в том, что "они только говорят, но ничего не делают". Центр, который всегда достаточно удален от реальных рабочих мест, может заняться изданием приказов, однако в этом случае его тут же обвинят в "попытках управлять производством, не выходя из кабинета"... Ни мягкая манера управления путем поучений, ни жесткое приказное руководство не являются выходом из проблемы. Нужно нечто, находящееся между, аксиома среднего – отданный сверху приказ, который, по сути, не вполне является приказом.

(Schumacher, 1973/1993, pp. 210-211)

Резюме

Руководящие принципы Шумахера, отражающие его убежденность в преимуществах маломасштабных организаций и недостатках гигантизма, а также вытекающая отсюда потребность развития малого в большом стали составной частью теории управления. Хотя некоторые из его рассуждений представляются довольно необычными (например, его интерпретация деятельности исчезнувшей ныне NCB), его теория не утратила своего значения и поныне. Как замечает Кеннеди, хотя его "рецепты не шли дальше заявлений общего характера, влияние выработанного им подхода чувствовалось и тогда, когда о его скромных эссе уже никто не помнил. Он опередил современников на добрых пятнадцать лет, указав на то, что люди хотят работать в небольших структурах и принимать участие в выработке важных производственных решений" (Kennedy, 1991, р. 150).

Вопросы для обсуждения

1. Почему Шумахер критически относится к бюрократии?

2. Насколько убедительным представляется вам позиция Шумахера, в соответствии с которой малое красиво?

3. В чем состоит концепция поддержки, по Шумахеру?

4. Что имеет в виду Шумахер, когда он говорит о хорошей работе?

Дополнительное чтение

Clutterbuck, D. and Craner, S. (1990) Makers of Management: Men and Women Who Changed the Business World, Macmillan, London, ch. 7.

Kennedy, C. (1991) Guide to the Management Gurus. Century, London, ch. 30.

Schumacher, E.F. (1973/1993) Small is Beautiful: A Study of Economics as if People Mattered, Vintage Books, London.

Schumacher, E.F. (1979) Good Work, Jonathan Cape, London. Wood, B. (1984) Alias Papa: A Life of Fritz Schumacher, Jonathan Cape, London.

Глава 18

Наши рекомендации