Е) Производители спортивного инвентаря
В отдельных случаях под юрисдикцию Палат ad hoc подпадают производители спортивного инвентаря.
На зимних Олимпийских играх в Нагано один из производителей спортивного инвентаря сам подал исковое заявление, вследствие чего это дело подпало под юрисдикцию Палаты ad hoc (см. главу 3).
На Играх Олимпиады в Сиднее арбитражная группа признала, что ее юрисдикция не распространяется на производителя спортивной одежды, не являющегося стороной в какой-либо процедуре Палаты ad hoc, по которой он подлежал бы юрисдикции Спортивного арбитражного суда (дело № 2000/014; см. главу 4).
Законодательство, регламентирующее предмет спора
Арбитражные регламенты для Олимпийских игр предусматривают, что арбитраж должен разрешать спор «в соответствии с Олимпийской хартией, применимой регламентацией, общими принципами права и положениями законов, применение которых он сочтет адекватным».
Применение Олимпийской хартии не нуждается, на наш взгляд, в дополнительных комментариях. Поэтому внимание должно быть сосредоточено на анализе иного законодательства, регламентирующего предмет спора.
Для организации деятельности арбитражных групп важнейшее значение имеет четкое понимание таких составляющих приведенной выше формулировки, как «применимая регламентация», «общие принципы права» и «положения законов, применение которых будет сочтено адекватным».
• Применимая регламентация
Большинство споров в области спорта связано с толкованием правил, разработанных спортивными организациями, будь то уставы международных федераций, регламентирующие практику развития соответствующего вида спорта и организации спортивных соревнований, Медицинский кодекс МОК (с 1 января 2000 года - Антидопинговый кодекс) и др. В большинстве случаев эти документы оказываются неполными, непоследовательными и плохо отредактированными.
Примером служат дела № 1998/002 и № 1998/004-005 (см. главу 3).
В деле № 1998/002 «R. против Международного олимпийского комитета» арбитражная группа была вынуждена обратить внимание на то, что правила Медицинского кодекса МОК в отношении марихуаны могли бы быть сформулированы более однозначно:
«Арбитражная группа вовсе не предлагает считать, что употребление марихуаны не должно быть наказано или не признавать за спортивными организациями права отстранять от соревнований спортсменов, уличенных в употреблении каннабиноидов. Однако если спортивные организации хотят добавить свои собственные санкции к санкциям, предусмотренным государственными учреждениями, они должны это сделать недвусмысленным образом. В данном случае это не сделано... Арбитражная группа признает, что с нравственной и медицинской точек зрения употребление каннабиноидов представляет собой серьезную социальную проблему. Однако САС не является уголовным судом и не может применять уголовное законодательство. Арбитражная группа должна принимать решения в рамках спортивного законодательства, а не изобретать запреты или санкции, если таковые не существуют в соответствующей регламентации».
В деле № 1998/004-005 «Национальный олимпийский комитет Чешской Республики, Национальный олимпийский комитет Швеции и S. против Международной федерации хоккея на льду» арбитражная группа была вынуждена признать неадекватность некоторых правил Международной федерации хоккея на льду и высказаться следующим образом:
«Арбитражная группа сожалеет, что ИИХФ не предусмотрела потенциальных затруднений (затруднений, возникающих из того факта, что правило, требующее отстранения спортсмена, предназначено для применения в чемпионских турнирах, а не в Олимпийских играх — прим. авт.) и не приняла предупредительных мер путем разработки соответствующих правил, позволяющих избежать подобных споров. В связи с этим арбитражная группа рекомендует ИИХФ незамедлительно принять адекватные меры для организации соревнований в будущем».
министративного или уголовного права способны играть определенную роль в осуществлении олимпийского арбитража.
Один из таких общих принципов права был применен арбитражной группой при вынесении решения по делу № 1998/ 002 «R. против Международного олимпийского комитета» (см. главу 3). Этот принцип можно сформулировать следующим образом: «нет наказания без соответствующего закона» или «все сомнения разрешаются в пользу судимого». Именно этот принцип и послужил основанием для вынесения арбитражной группой следующего решения:
«Испытывая некоторые затруднения в детальном объяснении хода рассуждений, понимая, что нравственные аспекты проблемы наводят на размышления о необходимости выработки адекватной политики в отношении применения санкций, арбитражная группа полагает, что действующие документы не предоставляют никакой альтернативы, какой бы она в принципе ни была. Совершенно ясно, что санкции против R. лишены всякого законного основания».
Тотже принцип был положен в основу решения по делу № 2000/
9 «Алан Цагаев против Международной федерации тяжелой атлетики», в результате рассмотрения которого арбитражная группа пришла к выводу о необходимости удовлетворения ходатайства истца в отсутствии законных оснований для его дисквалификации.
Другие общие принципы права были использованы арбитражной группой при вынесении решения по делу № 2000/004 «Национальный олимпийский комитет Конго и Хесус Кибун- де против Международной ассоциации любительского бокса».
Истцы по делу требовали, чтобы Х.Кибунде был допущен к участию в соревнованиях по боксу на Играх XXVII Олимпиады, несмотря на то, что он не участвовал в жеребьевке ввиду неявки на предварительные взвешивание и медицинский осмотр.
Между тем Устав и Регламент АИБА предусматривают в связи с проведением Олимпийских игр прохождение каждым спортсменом обязательной процедуры предварительного взвешивания и медицинского осмотра, для того чтобы участвовать в жеребьевке и получить допуск к соревнованиям.
Х.Кибунде, который в результате ряда последовательных недоразумений не явился в указанный день и час на процедуру предварительного взвешивания и медицинского осмотра, не был принят во внимание при жеребьевке.
В результате исследования обстоятельств дела арбитражная группа установила, что:
статьи Регламента АИБА никак не нарушают общие принципы права и фундаментальные права спортсменов. В частности, они не представляются дискриминационными и обеспечивают соблюдение принципов равноправного участия и пропорциональности;
положения Регламента АИБА обеспечивают в необходимых случаях определенную гибкость и адекватный учет особых обстоятельств;
строгое соблюдение правил АИБА не представляется ни избыточным, ни произвольным, несмотря на достойные сожаления последствия, которые оно породило для истцов, и др.
В своем окончательном решении арбитражная группа отклонила исковое заявление, «с одной стороны, потому что положения Регламента АИБА по проведению международных турниров представляются соответствующими принципам законности и общим принципам права, с другой стороны, потому что применение АИБА указанного Регламента не является чрезмерным и соответствует требованиям пропорциональности и равноправности отношения к спортсменам».
Положения законов, применение которых будет сочтено адекватным
По мере усложнения дел арбитражные группы все чаще сталкиваются с рядом вопросов, на которые должны дать ответы, а именно: нуждаются ли стороны в доказательстве применяемых законов, может ли арбитраж предпринять собственное расследование для выяснения содержания применяемого закона, следует ли делать различие между национальными и международными законами и др.
Ответы на эти вопросы дали решения по делам № 2000/001 «Национальный олимпийский комитет США и Федерация гребли на байдарках и каноэ США против Международного олимпийского комитета» и № 2000/005 «Ангел Перес против Международного олимпийского комитета» (см. главу 4).
В деле № 2000/001 в качестве первого довода истцы утверждали, что в силу законов США А.Перес приобрел гражданство США до 1999 года. Арбитражная группа отвергла этот довод из-за отсутствия его подтверждения юристами США, компетентными в данном вопросе. В качестве альтернативного довода в связи с обретением национальности США истцы заявили, что закон США не является распорядительным и в силу Олимпийской хартии нуждается в истолковании на основе международного права. В поддержку такого толкования они сослались на прецедент, не применимый, по мнению арбитражной группы, к делу А.Переса.
В деле № 2000/005 истец [‡‡] привел дополнительный довод, согласно которому А.Перес стал лицом без гражданства, когда отказался вернуться на Кубу в 1993 году. Истец сослался на доказательство кубинского правоведа, согласно которому из кубинского законодательства следует, что он фактически был лишен гражданских прав. Это мнение не было опровергнуто, поскольку НОК Кубы не присутствовал на слушании. Арбитражная группа согласилась с этим доводом, как следующим из национального законодательства, не проводя собственного исследования положений кубинского законодательства, поскольку установила, что в отсутствии противоположных доказательств факт лишения гражданских прав достоверно установлен экспертным заключением. Такой подход был вполне оправдан в связи с международным статусом Палаты ad hoc, а также в связи с необходимостью быстрого рассмотрения дела.
Установив, что в силу действующих кубинских законов А.Перес был лишен гражданских прав,[§§] арбитражная группа попыталась выяснить, существует ли в международном праве понятие «без гражданства», позволяющее правильно интерпретировать правило 46 Олимпийской хартии. При этом арбитражная группа опиралась на законоположения, цитируемые сторонами спора. На этом основании арбитражная группа решила толковать Олимпийскую хартию как признающую de facto состояние «без гражданства» и принять поэтому во внимание указанное дополнительное объяснение по делу А. Переса. Очевидно, что отсутствие экспертных заключений по поводу Олимпийской хартии и международного права не должно стать поводом для сомнений.
Таким образом, различие в подходе очевидно: национальное законодательство должно быть подтверждено сторонами как существующий факт, в то время как смысл международного закона подтверждается арбитражным судом.
В итоге арбитражная группа приняла решение о том, что истец может представлять США на Олимпийских играх 2000 года в Сиднее. [***]
В олимпийском арбитраже возможны различные подходы к подтверждению содержания закона, одним из важнейших среди которых является гибкость. Это означает, что арбитражная группа может по своему усмотрению либо полагаться на доказательства, приводимые сторонами, а в их отсутствии отклонить иск из-за отсутствия доказательств, либо сделать свои заключения на основе собственного расследования и представлений сторон.
Сложность такого подхода заключается в отсутствии руководящего принципа и в непредсказуемости результата. Упомянутые выше дела № 2000/001 и № 2000/005 создали прецедент, ведущий к более определенной практике, при которой арбитражная группа обладает полной свободой выбора метода определения содержания применимого закона, но пользуется ей с учетом следующих ограничений:
смысл национального закона должен быть доказан сторонами как факт. Исключение возможно, например, если арбитражная группа имеет свободный доступ к закону, поскольку один из судей той же национальности, что и язык закона;
смысл международного закона, толкование Олимпийской хартии и спортивных регламентов международного характера, например Антидопингового кодекса или регламента международной федерации, устанавливается судьями на основе их собственного расследования и представления сторон;
если арбитражная группа обязуется провести независимое расследование, она должна предоставить сторонам возможность комментировать результаты, если это осуществимо (например, если арбитражная группа провела расследование до начала слушания). Однако ограниченность времени арбитража на Олимпийских играх делает такие консультации не всегда возможными.
Предложенный подход позволяет ускорить процесс принятия решения, поскольку он дает возможность не тратить время на изучение национального закона, который зачастую трудно получить, не говоря уже о сроках перевода. В то же время такой подход соответствует международному характеру механизма решения тяжбы и текстов, чтение которых чаще всего вызывает затруднения. Например, хотя Олимпийская хартия представляет собой юридический инструмент, разработанный частной организацией, т.е. ассоциацией, созданной на основе законодательства Швейцарии и не являющейся субъектом международного права, она выполняет глобальные функции и регламентирует международный спорт с такой же эффективностью, что и международные договоры.
Организационные и правовые особенности деятельности олимпийского арбитража в концентрированном виде принято излагать в специальном нормативно-правовом документе — меморандуме, пример которого применительно к Играм Олимпиады в Сиднее приведен в приложении 5.
• Общие принципы права
Чем небрежнее правила отредактированы, тем чаще судьям приходится прибегать к общим принципам права, а это обязательно приводит к тому, что спортивные законы становятся все более однородными и универсальными.
В спорах, относящихся непосредственно к спортивной практике, общие принципы, подлежащие применению, не проистекают из контрактного права, как при международном коммерческом арбитраже (принципы автономности сторон; обязательности соблюдения договоров; проявления добросовестности идр.), аско- рее из административного или уголовного права (принципы одинакового подхода; отсутствия наказания, если нет закона; пропорциональности санкций; добросовестности в административных вопросах; толкования регламентных текстов и т.д.). Как показывает практика деятельности Палат ad hoc, именно принципы административного воздействия.
[*] Тексты названных нормативных документов см.: Кузин В.В., Кутепов М.Е., Холодняк Д.Г. Спортивный арбитраж. — М.: ФОН, 1996.
[†] Судебные органы, назначенные в соответствии с Кодексом спортивного арбитража, являются полномочными арбитражными судами в отличие от внутренних «судов» спортивных федераций также по мнению Мюнхенского апелляционного суда (Германия, 2000 год), Апелляционного суда Нового Южного Уэльса (Австралия, 2000 год) и др.
[‡] Текст названного нормативного документа см.: Бриллиантова А.М., Кузин В.В., Кутепов М.Е. Международный спортивный арбитраж. — М.: Спорт- АкадемПресс, 2002.
[§] Нормативно-правовые основы деятельности Палаты обычного и Палаты апелляционного арбитража Спортивного арбитражного суда см.: Бриллиантова А.М., Кузин В В., Кутепов М.Е. Международный спортивный арбитраж. — М.: СпортАкадемПресс, 2002.
[**] Один иск был отклонен в ходе разбирательства без принятия по нему решения вследствие обнаружившегося в ходе расследования запрета на обращение в арбитражный суд.
[††] Практика создания и организации деятельности Палат ad hoc характерна не только для Олимпийских игр, но и для таких крупнейших международных спортивных соревнований, как Игры Британского содружества (Куала-Лум- пур-1998), чемпионат Европы по футболу (2000 год) и др.
[‡‡] В первом случае А.Перес выступал как свидетель, а не как сторона спора. Поэтому второе заявление было сочтено не подлежащим отклонению как res judicata (решенное дело).
“Довод об отсутствии гражданства, который сыграл основную роль в принятии решения по делу А. Переса, в аналогичном по сути деле № 2000/008 «Артуро Миранда против Международного олимпийского комитета» (см. главу 4) оказался неприемлемым, поскольку А.Миранда не был лишен кубинского гражданства. Вследствие этого арбитражная группа признала его отбор для участия в Олимпийских играх недействительным. Арбитражная группа рекомендовала МОК обратиться к НОК Кубы с предложением пересмотреть свою позицию и согласиться с сокращением трехлетнего срока, предусмотренного правилом 46 Олимпийской хартии. К сожалению, это предложение не было принято, поскольку НОК Кубы подтвердил свою позицию, считая это вопросом принципа.
[***] А.Перес принял участие в финальной гонке на 500 м и пришел к финишу шестым, что оказалось лучшим результатом, когда-либо достигнутым спортсменами США в гребле на байдарках.