Факторы конкурентоспособности продукции
Формы и методы конкуренции
Две основные формы конкуренции:
- внутриотраслевая (между товаропроизводителями одной и той же отрасли, когда предприятие с более высокой производительностью труда получает дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия теряют часть стоимости производимых ими товаров и разоряются).
- межотраслевая (между предприятиями различных отраслей, выражаются в переливе капиталов из отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли. Новые капиталы способствуют расширению нужного производства – цены падают – падает прибыль у высокоприбыльных отраслей). Обе формы стимулируют НТП.
Методы конкуренции:
1) добросовестная и недобросовестная;
2) ценовая и неценовая.
Добросовестная конкуренция характеризуется ведением рыночных отношений, удовлетворяющих всем нормам морали и законам здоровых конкурентных отношений.
Недобросовестной является конкуренция, которая направлена на дискриминацию конкурентов путём распространения ложных слухов о них, фальсификации товара, незаконного присвоения товарного знака конкурента, его фирменного наименования или маркировки, искажения в рекламе сведений об истинных свойствах товара, самовольного использования или разглашения чужой конфиденциальной информации и др.
В экономике принято разделять конкуренцию по её методам на ценовую и неценовую или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).
Ценовая конкуренция связана с изменением цены на товар. Она обуславливает стремление к успеху за счёт снижения цен, что предполагает снижение себестоимости продукции.
По формам соединения потребителя и производителя: Совершенная (чистая), Несовершенная, Монополия, Монополистическая олигополия.
Актуальность повышения конкурентоспособности.
Проблемы повышения конкурентоспособности крайне важны и актуальны для подавляющего большинства производственных предприятий. Предпосылкой для завоевания сильных рыночных позиций является возможности снижения производственных и сбытовых издержек. Важную роль при проникновении и закреплении на рынке играет степень доверия к товарной марке, торговому имиджу предприятия. Необходимым является обеспечение высокого качества и широты ассортимента продукции в сочетании с разносторонним комплексом услуг. Качество стало главным фактором конкурентной борьбы на мировом рынке, символом процветания отдельных организаций, регионов и целых государств. Страны, обеспечивающие высокое качество и конкурентоспособность своей продукции на внутреннем и внешнем рынках занимают передовые позиции в мире по уровню благосостояния и устойчивости развития. Качество – это степень соответствия присущих характеристик требованиям.
Повышение конкурентоспособности предприятия, это, в первую очередь, понимание нужд потребительского рынка и перспектив его развития; знание возможностей конкурентов, анализ тенденций развития окружающей среды; способность создать товар с такими качествами, чтобы потребитель предпочел его, а не товар конкурента. В условиях конкурентной борьбы цены на рынке определяются спросом, и любое изменение желания потребителя данного вида товара или услуги сразу же сообщается производителю путем изменения цены на товар.
Повышение конкурентоспособности предприятия – это, в первую очередь, повышение качества продукции, которое является главным показателем деятельности любого производства. В широком понимании качеством продукции называется совокупность свойств товара или услуги удовлетворять потребности, соответствующие ее назначению. При этом повышение уровня качества продукции диктует повышение спроса на нее и увеличение суммы прибыли не только за счет объема продаж, но также за счет повышения цены на товар более высокого качества. Таким образом, повышение конкурентоспособности предприятия – это повышение качества продукции, индивидуальные показатели которой характеризуют следующие свойства товаров или услуг:
- полезность;
- надежность;
- технологичность;
- эстетичность.
Факторы конкурентоспособности продукции.
1)Качество:
а) качество изделия
- технико-эксплуатационные показатели (показатель надежности, назначения, ресурсоемкости, эргономичности, эстетичности, технологичности, транспортабельности, стандартизации и унификации)
- нормативно-правовые показатели(патентно-правовые, экологичности, безопасности)
- показатели экономичности (рентабельность)
б) качество сервиса (гарантии, скидки, сопроводительная документация, качество упаковки, наличие центров по сервисному обслуживанию, известность марки, имидж, бренд, качество поставки)
2) Цена:
- цена приобретения (себестоимость, торговая наценка, акцизы, налоги, таможен. пошлины, стоимость доставки, наладки)
- цена эксплуатации (стоимость ремонта, стоимость хранения товара)
КПС= К/Ц КПС ≥ 1
3) Фактор времени:
Обеспечение конкурентоспособности товаров по фактору времени осуществляется исходя из посылки "сегодняшний рубль дороже завтрашнего".
4)Фактор новизны товара:
Обеспечение конкурентоспособности осуществляется исходя из удовлетворения новых потребностей человека или удовлетворения уже существующих потребностей принципиально другим способом.
5) Рыночный фактор:
Необходимость в развернутой характеристике рыночных возможностей возникает уже при освоении производства новой продукции, предназначенной для конкретного рынка. Рыночный фактор характеризуется следующими критериями: тип рынка, емкость, стабильность и перспективность, подготовленность рынка.
4.Взаимосвязь качества продукции с её конкурентоспособностью.
Категория качества продукции непосредственно и тесно связана с конкурентоспособностью, имея общую схему формирования и проявления. Но если качество продукции является категорией более статичной и стабильной при неизменных организационно-производстственных условиях её создания, то конкурентоспособность категория динамичная, зависящая от характера и изменения потребностей, рыночных ситуации, платёжеспособного спроса, сервисных услуг и т.п. Проблема качества и конкурентоспособности носит не текущий, а долговременный стратегический характер. Качество товаров является главной составляющей их конкурентоспособности. Качество – это степень соответствия присущих характеристик требованиям. Конкурентоспособностьопределяет способность выдержать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формированной по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка..
Если качество товара в каждый момент времени – это определённая совокупность её свойств, то конкурентоспособность продукции всё время подвергается изменению под действием внешних факторов (доверие потребителей, спрос и предложение)
С одной стороны конкурентоспособность продукции определяется качеством товара, с другой его ценой. Показатель конкурентоспособности определяется отношением полезного эффекта к цене потребителя. Полезный эффект товара – это его качество.
С позиции качества сравниваются только однородные товары, что значительно сужает рамки классификации товаров с позиций оценки конкурентоспособности, где за базу сравнения берется конкретная потребность. При этом возможно сопоставление и неоднородных товаров, т. к. они представляют собой только различные способы удовлетворения одной и той же потребности.