Понятие предприятия и его роль на рынке
Введение
Производство продукции всегда было выгодным делом, но всегда требовало огромной ответственности от производителя. Если производитель добросовестно занимается производством своего товара, то вероятнее всего будет получать и хорошую отдачу – прибыль, благодаря тому, что товар этого производителя качественный и необходим в обиходе и быту у потребителей. Производителю по своей профессии необходимо идти в одну ногу с техническим прогрессом, который, как нам известно, никогда не стоит на месте и постоянно развивается. Другими словами, производителю необходимо быть новатором, т.е. интересоваться новыми продуктами который может предложить нам технический прогресс, чтобы использовать это для производства, производить более производительный товар.
С рынком предприятие связано как со стороны производства и сбыта собственной продукции, произведенная продукция предназначена для реализации ее потребителям, так и со стороны материально-технического обеспечения производства сырьем, материалами, оборудованием и другие.
Рынок - это саморегулируемая, основанная на свободе система отношений между продавцом и покупателем по поводу обмена, купли-продажи товаров (услуг), при которой обеспечиваются необходимые спрос и предложение.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что основой является спрос покупателей, то есть возможность сбыть свою продукцию. Для этого необходимо изучать запросы покупателей, емкость рынка, качество продукции у потенциального конкурента и другие вопросы, характерные для рыночных отношений.
Целью данной курсовой работы является исследование основных функций и целей предприятия в условиях рынка. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие предприятия и его роли в рынке;
- рассмотреть виды предприятия;
- выявить основные функции и цели предприятия.
Структуру данной работы составляет введение, две главы – теоретическая и практическая части, заключение и список литературы.
Глава 1 Основные функции и цели предприятия в условиях рынка
Понятие предприятия и его роль на рынке
Начнем с того что же всё-таки значит «предприятие». Как указывает нам И.О. Волков «предприятие» - это субъект предпринимательской деятельности, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленное на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнение работ и оказание услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке. [5, 3]
Существует так называемое «Производственное предприятие», из которого вытекает несколько единств:
1. Производственно – техническое единство. Данное единство может, определятся производственными средствами, обладающими взаимосвязью между отдельными стадиями процессов производства и технологическим единством. В результате мы из сырья и материалов получим готовую продукцию.
2. Экономическое единство. Целью данного единства будет являться извлечение прибыли от реализации готовой продукции.
3. Организационное единство. Все люди знают, что предприятие не будет работать без руководителя и рабочего персонала, поэтому особенностью данного единства является наличие коллектива рабочих и единого руководства.
Предприятие может быть не только хозяйственным субъектом, но и юридическим лицом.
В свою очередь юридическим лицом могут стать люди:
· Имеющие в своей собственности имущество или участок земли
· Отвечающие своим имуществом по своим обстоятельствам
· Имеющие свой капитал
Юридическое лицо подлежит обязательной государственной регистрации, и действовать на основании устава либо учредительного договора. В уставе отражаются: наименование и почтовый адрес предприятия, уставной капитал, предмет и цель деятельности предприятия, перечень, входящих в состав предприятия, структурных единиц и их местоположение, порядок распределения прибыли и т.д.
Государственные, центральные и местные органы управления |
Производственное предприятие |
Поставщики компонентов производства |
Потребители продукции |
Население |
Рисунок 1 – Внешняя среда производственного предприятия
Предприятия играют важнейшую роль в экономике государства. Они являются основой для:
1) увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта;
2) возможности существования всего государства и выполнения им своих функций. Это связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов предприятий;
3) обеспечения обороноспособности государства;
4) простого и расширенного воспроизводства;
5) развития национальной науки и ускорения НТП;
6) повышения материального благосостояния всех слоев граждан страны;
7) развития медицины, образования и культуры;
8) решения проблемы занятости;
9) решения многих социальных проблем.
К числу поставщиков предприятия можно отнести: банки – поставляют денежные ресурсы и научные и проектные организации – готовят научно-техническую и проектную информацию
Контроль исполнения законов на предприятии будет осуществляться правительством и местными органами власти.
Во внешней среде активно действуют конкуренты, которые готовы в любое время полностью или частично занять место предприятия на рынке.
Предприятие может прекратить свою работу по различным причинам, вот некоторые из них:
· Убыточность производства
· Экологическая опасность для окружающей среды и населаения
· Резкое падение спроса на продукцию
Таким образом, основным звеном экономического развития является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, оказание услуг, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Важными проблемами, которые возникнуть во время работы предприятия, будут являться выбор формы предпринимательства, формирование производственной базы и привлечение финансовых средств, в виде инвестиций и покупателей изготовленной продукции. Одним из важнейших средств контроля в рыночной системе служит конкуренция, которая заставляет предприятие удовлетворять пожелание потребителей, применяя при этом наиболее технику и технологию, современные методы организации производства и труда и понижение цены до уровня, соответствующего издержкам производства.
Виды предприятия
Предприятия различны по условиям, целями и характеру функционирования. Для того чтобы глубоко изучить предпринимательскую деятельность предприятия обычно классифицируются по виду и характеру хозяйственной деятельности, формам собственности, принадлежности капитала и контролю над ним, правовому положению и другим признакам. [15, 38]
Прежде всего, предприятия отличаются между собой отраслевой принадлежностью.
По виду и характеру деятельности предприятия делятся на:
1. Торговые – занимаются осуществлением операций по купле-продаже товаров, они могут входить в систему сбыта крупных промышленных предприятий или существовать независимо от других фирм и осуществлять торгово-посреднические операции.
2. Транспортно-экспедиторские – специализируются на осуществлении операций по доставке товаров, выполняя поручения промышленных, торговых и других фирм.
3. Сельскохозяйственные, промышленные, кредитно-финансовые и другие
По размерам предприятия делятся на:
1. Особо крупные (свыше 1000 занятых)
2. Крупные (свыше 500 занятых)
3. Средние (от 50 до 500 занятых)
4. Малые (до 50 занятых)
Размеры предприятия напрямую зависят от отраслевой принадлежности. В целом ведущую роль в национальном хозяйстве играют крупные предприятия. Основное же число предприятий представляют малыми и средними предприятиями. Составной частью экономической политики государства является развитие малого предпринимательства, это важнейший элемент рыночной структуры, наиболее гибкая и динамичная форма развития предпринимательства. Создание сети малых предприятий является необходимым условием формирования эконмической среды, благоприятствующей возникновению конкуренции товаропроизводителей, развитию рыночных отношений, противодействие монополизму в производстве и других сферах деятельности.
По формам собственности предприятия делятся на:
1. Частные – могут существовать в виде самостоятельных независимых компаний либо в виде объединений, основанных как на основе системы участия, так и на основе договоренностей между участниками объединения.
2. Государственными – выступают наряду с частными фирмами контрагентами в хозяйственном обороте.
По принадлежности капитала предприятия делятся на:
1. Национальные – капитал принадлежит предпринимателям своего государства
2. Иностранные – капитал принадлежит иностранным предпринимателям
3. Смешанные – капитал принадлежит предпринимателям двух и более стран
По организационно-правовым формам предприятия делятся на:
1. Хозяйственные товарищества и общества – коммерческие организации с разделенным на доли уставным капиталом.
2. Полное товарищество – объединение двух или более лиц для осуществления предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли, участники которого лично участвуют в делах товарищества и каждый несет полную ответственность по его обязательствам не только вложенным капиталом, но и всем своим имуществом.
3. Товарищество на вере – объединение двух или более лиц для осуществления предпринимательской деятельности, в которой одни участники несут ответственность по делам товарищества как своим вкладом, так и всем своим имуществом, а другие отвечают только своим вкладом.
4. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – форма организации предприятия, участники которого вносят определенный паевой взнос в уставной капитал и несут ограниченную ответственность в пределах своих вкладов.
5. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – разновидность хозяйственных обществ, особенностью является то, что при недостаточности имущества общества для удовлетворения требований кредиторов участники ОДО могут быть привлечены к имущественной ответственности по долгам общества своим имуществом, причем в солидарном порядке.
6. Акционерное общество (АО) –форма предприятия, средства которого образуются за счет выпуска и размещения акций, а участники предприятия несут ответственность, ограниченную только той суммой, которая была уплачена за приобретение акций.
Так как предприятие может заниматься различной деятельностью, его можно классифицировать по нескольким показателям. При этом деятельность предприятия должна быть направлена на получение какой–либо выгоды, нужно выбирать оптимальную отрасль, размер предприятия. Нужно выбирать изготавливаемую продукцию или услуги, которые будут иметь спрос на рынке сбыта.