Субъекты (участники) рынка

- Домохозяйства - собственники средств производства, потребители благ, получатели дохода;

-Фирмы (предприятия) – используют факторы производства, производят блага, получают доход;

- Государство - имеет политическую и юридическую власть, осуществляет контроль над хозяйствующими субъектами и рынком.

Объекты рынка -товары и деньги.

Товары становятся все разнообразнее по видам и потребительским свойствам. Характер субъектов и объектов рынка, их сочетание определяют конкретно-историческое содержание и особенности рынка.

Важнейшими сущностными характеристиками рынка являются:

· свобода хозяйственной деятельности,

· свобода ценообразования,

· личный экономический интерес,

· высокая мобильность факторов производства,

· полная ответственность за результаты деятельности,

· ограниченная роль государства в хозяйственной жизни общества.

Рынок выполняет многообразные функции. В них раскрывается его содержание и роль в экономической системе. Рынок выполняет:

Информационную функцию -дает продавцам и покупателям информацию о движении цен, количестве и качестве товаров и услуг, соотношении спроса и предложения, что позволяет им ориентироваться в постоянно меняющихся условиях рыночной деятельности.

Посредническую функцию - сводит продавцов и покупателей, позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности.

Ценообразующую функцию. На рынок поступают товары с различными потребительскими свойствами и затраченным на них трудом. Здесь происходит согласование цены, т.е. производитель согласен продать товар по цене, которая покрывает затраты и обеспечивает прибыль, а потребитель согласен по данной цене купить товар, если он соответствует его потребности.

Регулирующую функцию. Через спрос и предложение, колебания цен, конкуренцию рынок обеспечивает рациональное распределение ресурсов по отраслям и регионам, способствует установлению равновесия в экономике.

Стимулирующую функцию. Он побуждает ускорять научно-технический прогресс, снижать затраты и повышать качество товаров и услуг.

Санирующую функцию. Малоэффективные, устаревшие предприятия разоряются, терпят банкротство.

Современный рынок характеризуется сложной структурой и развитой инфраструктурой. Под структурой рынка понимается, внутреннее строение, расположение, порядок его отдельных элементов, их удельный вес в общем объеме. Отдельные рынки, выделенные на основе различных признаков, образуют рыночную систему. Рынок можно классифицировать:

-по объектам рыночного обмена - товарный (потребительских товаров, услуг, средств производства, рабочей силы, информации) и денежный ( денег, ценных бумаг, валюты);

-по организации рыночного обмена - оптовый, розничный;

-по формам собственности - частный, кооперативный, государственный;

-по отраслям - текстильный, автомобильный, сельскохозяйственный и другие;

-по видам конкуренции - рынок совершенной и несовершенной конкуренции;

-по правовому положению - легальный, “теневой”, криминальный;

-по географическому положению - местный, региональный, национальный, мировой.

Для нормального функционирования рынка необходимы организационно-экономические условия, то есть инфраструктура. Она представляет собой комплекс организаций, учреждений, правил, положений действующих в пределах особых рынков и обеспечивающих нормальный режим их функционирования. К инфраструктуре рынков относятся биржи, торговые дома, магазины, склады, ярмарки, аукционы, банки, страховые компании, фонды, консалтинговые фирмы, торгово-промышленные палаты, службы занятости, информационные центры, аудиторские фирмы, рекламные агентства и т.д.

Какие рычаги приводят рыночный механизм в действие? Основными элементами рынка являются спрос, предложение, конкуренция, свободное ценообразование.

Они приводят рыночный механизм в действие, осуществляют координацию деятельности между производителями и потребителями

Достоинство рынка в том, что это саморегулирующаяся система. Его отличает гибкость, способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Через него реализуется принцип свободы предпринимательской деятельности. Рыночный механизм позволяет выявлять и удовлетворять разнообразные потребности людей, повышать качество товаров и услуг, эффективно использовать ресурсы и достижения научно-технического прогресса.

Рынок решает многие проблемы, но не все. Рыночный механизм саморегулирования не исключает стихийности экономических процессов, кризисов. Рынок не решает социальных проблем, не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного пользования, не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, развитию фундаментальных научных исследований. Поэтому в современной экономике механизм рыночного саморегулирования дополняется корпоративным, государственным и межгосударственным регулированием.

Сегодня рыночная экономика существует практически во всех странах мира. Но при этом имеется множество ее национальных моделей. Это связано с особенностями исторического развития, размерами территории и географическим положением страны, численностью населения и его национальной психологией, традициями народов, достигнутым уровнем развития экономики, социально-политической сферы, культуры и т.д. Среди национальных моделей наиболее типичными являются американская, шведская, немецкая, китайская, японская.

Вопросы для самоконтроля

Наши рекомендации