Прямые и косвенные налоги в составе цены
Важное место в составе цены занимают налоги. По своей организационно-экономической сути налог – это принудительный сбор, платеж, взимаемый государством с имущества и доходов хозяйствующих субъектов, физических лиц для покрытия государственных расходов, решения задач социально-экономической политики без предоставления его плательщикам специального эквивалента. Эквивалентом, правда, могут быть те услуги, которые оказывает налогоплательщику государство*.
* В Древнем Риме не платившие налогов освобождались от обязанностей и прав гражданства лишались. Во времена Великой французской революции политические права обретали люди, уплатившие налоги в размере 3-дневного заработка.
Феодалы и духовенство считали налоги признаком рабства.
Капитализм уравнял (хотя и формально) все слои населения в налоговых обязательствах перед государством. Адам Смит обоснованно считал, что налоги для граждан – признак не рабства, а свободы.
Налоги, реализуемые ценой, позволяют ей выполнять значительную социально-экономическую роль. Во-первых, налоги в цене являются главным источником формирования доходов государственного бюджета. Во-вторых, влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению. В-третьих, могут быть фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их движение, инфляцию или снижение. В-четвертых, налоги выполняют активные социальные действия – определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоев населения.
В состав цены включаются следующие виды налогов: социальные налоги, налог на добавленную стоимость, акциз и не имеющий значения как самостоятельный элемент цены налог на прибыль.
Социальные налоги – это отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд занятости, в фонд медицинского страхования. Величина перечисленных социальных налогов жестко связана с расходами на заработную плату предприятия, поддается количественному измерению, включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат – отчисления на социальные нужды.
Необходимость социальных налогов в настоящее время никем не оспаривается *, перспектива их применения зависит от акцентов политики государства в области социального страхования и пенсионного обеспечения. В то же время ставки отдельных видов социальных налогов стали объектом критики, так как являются высокими. Так, ставка 28% в пенсионный фонд многими экспертами признается высокой и является фактором, завышающим издержки предприятия (себестоимость).
Правительство РФ в целях стимулирования производства внесло в Государственную Думу законопроект «О взносах в государственные внебюджетные фонды», предусматривающий перенос выплат в государственные внебюджетные фонды с работодателя на работника с соответствующим увеличением размера начисляемой заработной платы. В нем предлагается снижение ставки взносов для основного плательщика-работодателя с 39,5 до 27,7%, в том числе по платежам в Пенсионный фонд РФ – с 28 до 19 %, Фонд социального страхования – с 5,4 до 4,4%, Государственный фонд занятости населения РФ с 1,5 до 0,9%, в Фонд обязательного медицинского страхования – с 3,6 до 3,4%. Приведенные показатели резко увеличивают размер взносов, уплачиваемых физическими лицами в Пенсионный фонд РФ с 1 до 4,5%, вводится уплата взносов в Государственный фонд занятости населения РФ в размере 0,5%. Для того чтобы не допустить уменьшения чистых доходов работников, законопроектом предусмотрено условие, в соответствии с которым переход на новые тарифы осуществлялся бы при одновременном увеличении фонда оплаты труда.
* Источником социальной поддержки населения являются не только социальные налоги, но и доходы бюджета, которые формируются за счет других налогов. На практике присутствует противоречие между социальными и экономическими аспектами налогов. А именно: чтобы обеспечить дополнительные ресурсы для поддержания населения, нужно повысить налоги. Повышение налогов снижает доходы населения, а также предприятий.
Социальные налоги имеют целевое назначение, поэтому их называютспециальными налогами, отчисляются они не в бюджет, а во внебюджетные фонды.
По объекту налогообложения различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество физических и юридических лиц, производящих уплату налогов. Это подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль (доход) предприятий, налог на доходы банков, земельный налог, лесной налог и т. д.
К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству, в бюджет. Косвенные налоги – это налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и др.
Многие ученые и специалисты высказывают необходимость серьезного научного обоснования соотношения прямых и косвенных налогов. В настоящее время упор сделан на косвенные налоги как основу налоговой системы. В рыночной экономике традиционно считается целесообразным использовать косвенные налоги для сдерживания потребления. Косвенные налоги – это налоги на потребителя. Они считаются самыми несправедливыми, поскольку регрессивны по отношению к доходу. Регрессивный налог означает взимание более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких.
Налоги на добавленную стоимость и акцизы были введены в российскую хозяйственную практику с 1 января 1992 г. Произошло совмещение введения НДС, акцизов и либерализации цен.
По своей экономической сущности налог на добавленную стоимость*представляет собой форму изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости, реализуемой в цене товара, услуги, работы. На каждой стадии производства товаров, выполнения работ, оказания услуг создается новая добавленная стоимость. Прирост этой добавленной стоимости определяется как разница между стоимостью изготовленных и реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью приобретенных сырья, материалов, использованных на их изготовление или выполнение работ, услуг.
* Система налога на добавленную стоимость разработана во Франции в 50-х гг., внедрена в этой стране почти во всех отраслях экономики, а с 1968 г. – распространена и на торговлю. В настоящее время данный налог используется более чем в сорока странах мира с экономикой, основанной на рыночных отношениях. Он дает наибольшие налоговые поступления в бюджет.
На практике НДС определяется как разница между суммой налога, полученной предприятием по реализованным товарам (работам, услугам), и суммой налога, уплаченной предприятием по приобретенным сырью и материалам.
Ставка налога на добавленную стоимость в 1992г. составляла 28%, с 1 января 1993 г. – 20%, на продовольственные товары (кроме подакцизных) и детские товары (по перечню правительства) – 10% *. В размере 10% взимается НДС по зерну, сахару-сырцу, рыбной муке, рыбе, морепродуктам, поставляемым в технических целях, для кормопроизводства и производства лекарственных препаратов.
* В перечень продовольственных товаров, по которым применяется ставка НДС в размере 10%, включены: мясо и мясопродукты, яйца и яйцепродукты, масло растительное, маргарин, сахар, соль, хлеб и хлебобулочные изделия, мука, крупа, макаронные изделия, рыба живая, море- и рыбопродукты (за исключением деликатесных), продукты детского и диабетического питания, овощи, картофель и продукты их переработки и т. д.
Список детских товаров, по которым установлена ставка НДС в размере 10%, включает 20 позиций товаров: швейные, трикотажные изделия, обувь для детей определенных возрастных групп, школьно-письменные принадлежности и т. д.
Указанные ставки в 20 и 10% применяются также при исчислении НДС по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации.
Практика установления разных ставок на продовольственные и непродовольственные товары соответствует мировому опыту (практикуется в Германии, Италии, США и т. д.).
Если установлена цена, включающая налог на добавленную стоимость, то исчисление НДС производится из этих цен по ставке 16,67 или 9,09% *. Основными являются ставки в 20 и 10%, а ставки в 16,67 и 9,09% – производные от основной. Расчетные ставки применяются при исчислении налога по товарам, реализуемым по регулируемым ценам, а также при обложении налогом на добавленную стоимость предприятий торговли, товарно-сырьевых бирж, аукционов и в ряде случаев, когда НДС является составной частью полученного предприятием дохода.
* Ставка налога 16,67 и 9,09% выведена из соотношения: 20 / 120 x 100% = 16,67; 10 / ll0 x 100% = 9,09.
Как показывает практика, ставка в размере 20% достаточно высокая, она увеличивает цену реализации, тем самым она представляет собой налог на потребителя, перераспределяя его доходы в бюджет *. В структуре доходов консолидированного бюджета за январь–ноябрь 1998 г. НДС составил 128,1 млрд руб., занимая первое место в названных доходах (23,9%), в то время как прибыль – 80,4 млрд руб. или 15%.
*Налог на добавленную стоимость не относится на издержки производства и обращения.
В большинстве стран ставка налога на добавленную стоимость ниже, чем в России. Например, в Италии льготная ставка НДС в размере 2% применяется к предметам первой необходимости, по непродовольственным товарам установлена основная ставка – 9%, по предметам роскоши действует высокая ставка – 38%. Во Франции в соответствии с законом о финансах, который ежегодно принимается парламентом, как правило, применяются 3 основные ставки: сокращенная (2,1 %), нормальная – 5,5%, повышенная – 25% к базе исчисления.
С точки зрения социальной защиты малообеспеченных слоев населения предусмотрены определенные льготы в части обложения товаров и услуг НДС. Сейчас у нас действует перечень социально значимых товаров, услуг, освобожденных от налога на добавленную стоимость. Это услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также услуги по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении, морским, железнодорожным и автомобильным транспортом; квартирная плата, включая плату за проживание в общежитиях; стоимость выкупленного в порядке приватизации имущества; услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом; плата за обучение детей и подростков в кружках, секциях, услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях; услуги учреждений культуры и искусства и т. д. Во всех странах существуют льготные или нулевые ставки налога на добавленную стоимость для отдельных товаров и услуг. Их отсутствие ведет к повышению цен на соответствующие товары, услуги, что во всем мире считается нежелательным явлением по социальным соображениям (медикаменты, товары для инвалидов и т. д.).
По своей социальной сути НДС, как мы уже отмечали выше, регрессивен для конечного потребителя. При отсутствии каких-либо скидок и льгот НДС вынуждает лиц с низкими доходами выплачивать больший по сравнению с более состоятельными слоями населения процент своих доходов. Например, семья с доходами 60 тыс. руб. и семья с доходом 600 тыс. руб. покупают одинаковый бытовой прибор за 10 тыс. руб., в том числе налог на добавленную стоимость составляет 20%, то есть 1666 руб. Обе семьи в данном случае уплатят один и тот же косвенный налог – 1666 руб. В одном случае НДС составит около 2,8% к сумме месячных доходов (1666/60 000 x 100% == 2,77%), в другом – только 0,28% (1666/600000 x 100% =0,277%).
На товары, которые не являются предметами первоочередного потребления и относятся к деликатесным изделиям и предметам роскоши, введены с 1 января 1992 г. акцизы *. Акциз – косвенный налог, включенный в цену товара и взимаемый с потребителя. Он устанавливается на отдельные товары, услуги и отдельные виды минерального сырья**. Акцизы устанавливаются на следующие виды продукции: спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением спирта коньячного, спирта-сырца и спирта денатурированного), спиртосодержащая продукция (за исключением денатурированной), алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино натуральное, вино специальное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5% от объема единицы алкогольной продукции, за исключением виноматериалов), пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, бензин автомобильный, легковые автомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением, в том числе ввозимых на территорию Российской Федерации, реализуемых инвалидам в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации), а также отдельные виды минерального сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
*Акцизы действовали в нашей стране в 20-х гг.
** Перечень подакцизных товаров примерно одинаков во всех странах, хотя в каждой имеются свои особенности. Например, в ФРГ акцизами облагаются электролампочки.
Ставки акцизов по подакцизным товарам (за исключением подакцизных видов минерального сырья), в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации, являются едиными на всей территории Российской Федерации и устанавливаются в процентах или абсолютной сумме * (табл. 11.1).
* В большинстве стран акцизы устанавливаются в сумме на единицу товара.
По подакцизным видам минерального сырья ставки акцизов дифференцированы для отдельных месторождений в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий.
Акцизы способствуют изъятию доходов, которые сегодня включены в цену товара. Подакцизные товары облагаются налогом на добавленную стоимость с учетом акциза, что приводит к двойному налогообложению этих товаров: налогом облагается величина другого налога, то есть сумма акциза включается в базу обложения налогом на добавленную стоимость.
В общей сумме налоговых поступлений в бюджет акцизы приносят немало дохода (по данным за 1998 г. – около 10%, в то время как в предыдущие годы примерно 4%).
Названные два вида налогов являются ценообразующими факторами, они способствуют росту цен, делают их во многих случаях недоступными для малообеспеченных семей, перекачивают средства из доходов покупателей в бюджет, тем самым не стимулируют спрос.
С другой стороны, косвенные налоги, включаемые в цену сырья, материалов, покупных комплектующих изделий, увеличивают себестоимость изготовляемых товаров, удорожают их, тем самым не стимулируют предпринимательство, сдерживают производство.
Величина ставки НДС, акциза должна быть экономическим регулятором. Поэтому большое внимание должно уделяться методике взимания налога. Надо выяснить, какой уровень налога допустим. У нас сначала государство подсчитывает, сколько ему нужно, и после этого определяет ставки налога.
Таблица 11.1. Действующие ставки акцизов в 1999 г.
Виды подакцизных товаров | Ставка акциза в % или в руб. и коп. за единицу измерения |
Спирт этиловый из всех видов сырья | 12 руб. за 1 л безводного (100-процентного) этилового спирта |
Спирт этиловый, отпускаемый организациям для производства лекарственных средств и изделий медицинского и ветеринарного назначения и (или) для проведения лечебного процесса в пределах утвержденных квот потребления спирта для этих организаций | 8 руб. за 1 л безводного (100-процентного) этилового спирта |
Алкогольная продукция, за исключением вин, слабоалкогольных напитков с объемной долей этилового спирта до 9% включительно, а также виноградных, плодовых и медовых напитков и ликеро-водочных изделий с объемной долей этилового спирта до 25% включительно; спиртосодержащая продукция | 60 руб. за 1 л безводного (100-п роцентного) этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах |
Ликеро-водочные изделия, виноградные, плодовые и медовые напитки с объемной долей этилового спирта до 25% включительно, за исключением шипучих и газированных | 48 руб. за 1 л безводного (100-процентного) этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах |
Вермуты и вина, за исключением натуральных, игристых, шампанских, шипучих и газированных | 27 руб. за 1 л безводного (100-процентного) этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах |
Вина шампанские и вина натуральные игристые, шипучие и газированные | 7 руб. за 1 л |
Вина, винные и другие напитки шипучие и газированные (за исключением вин, натуральных игристых, шипучих и газированных), разлитые в стеклянную тару емкостью 0,5 л и более | 10 руб. за 1 л |
Вина натуральные, слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением газированных и шипучих напитков, разлитых в стеклянную тару емкостью 0,5 л и более) | 3 руб. за 1 л |
Пиво | 72 коп. за 1 л |
Табачные изделия: табак трубочный, за исключением табака трубочного по ГОСТу | 168 руб. за 1 кг |
Табак трубочный по ГОСТу | 16 руб. за 1 кг |
Табак курительный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции | 72 руб. за 1 кг |
Сигары, за исключением сигар по ГОСТу | 3 руб. 60 коп. за 1 шт. |
Сигары по ГОСТу | 1руб. 20 коп. за 1 шт. |
Сигариллы, сигареты с фильтром длиной свыше 85 мм | 30 руб. за 1000 шт. |
Сигареты с фильтром, за исключением сигарет длиной свыше 85 мм и сигарет 1, 2, 3 и 4-го классов по ГОСТу | 20 руб. 50 коп. за 1000 шт. |
Сигареты с фильтром 1, 2 и 3-го классов по ГОСТу | 14 руб. 50 коп. за 1000 шт. |
Сигареты с фильтром 4-го класса по ГОСТу | 9 руб. 50 коп. за 1000 шт |
Сигареты без фильтра | 7 руб. за 1000 шт. |
Так как НДС и акцизы являются элементами цены, то в условиях роста цен они автоматически индексируются темпами инфляции, в отличие от прямых налогов, которые больше подвержены инфляционному обесценению. При падении объемов производства НДС только углубляет инфляцию, впрямую влияет на рост цен.
Возникает вопрос: можно ли избежать дефицита бюджета, уменьшив налоговые ставки?
Многие специалисты утверждают положительно, аргументируя это тем, что при снижении ставок (например, НДС) будет иметь место: 1) рост производства; 2) прирост налоговых поступлений в результате роста производства перекроет потери от снижения ставок.
В то же время практика показывает, что повышение налоговых поступлений (при снижении налоговых ставок) возможно в определенных условиях, а именно если отечественная промышленность будет более чутко и быстро реагировать на увеличение спроса ростом производства. В России ситуация, к сожалению, обратная. Ставки НДС с 1993 г. ниже ставок 1992 г. почти в 2 раза (сравните 28% в 1992 г. и 20 и 10% с 1993 г.), а спад производства продолжается. Что это значит? Это означает, что эластичность нашей экономики очень низка. Поэтому вероятность увеличения объемов производства при снижении цены за счет снижения налогов мизерна, что и произошло в 1993 г. За счет снижения НДС предприятия увеличили свою прибыль, а на снижение цен не пошли.
Необходимо учитывать, что эластичность нашей экономики очень низкая по сравнению с США, Швецией и другими высокоразвитыми странами. Это значит, что рекомендации, которые дают нам зарубежные ученые, у нас не срабатывают.
Критерием целесообразности снижения НДС, акциза в составе цены является наличие эластичного предложения, стремления и возможности предприятий заполнить образовавшуюся нишу реальными товарами.