Мировая торговля. Внешнеторговая политика

Мировая торговля — это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Развитие мировой торговли привело к возникновению мирового рынка товаров. Мировой рынок — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных стран, участвующих в международном разделении труда и связанных друг с другом системой международных экономических отношений.

Развитие международной торговли:

1) позволяет преодолеть ограниченность национальной ресурсной базы;

2) расширяет емкость внутреннего рынка и устанавливает связи национального рынка с мировым;

3) обеспечивает получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства;

4) расширяет производственные возможности стран (происходит сдвиг кривой производственных возможностей вправо);

5) ведет к углублению специализации производства, повышению на этой основе эффективности использования ресурсов и увеличению объема производства.

Мировая торговля формируется на базе внешней торговли, осуществляемой разными странами.

Внешняя торговля — торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг, осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами, и регулируется государством. С этой целью используются таможенные тарифы, лицензирование и другие тарифные ограничения, а также прямое и косвенное субсидирование экспорта и другие средства. Правовой базой для ведения внешней торговли являются торговые договоры и соглашения о платежах, а также кредитные и иные договоренности.

Существуют следующие отличия внешней торговли от внутренней.

1. Товары и услуги на мировом уровне менее мобильны, чем внутри страны.

2. При расчетах каждая страна использует свою национальную валюту, отсюда необходимость сопоставления валют различных государств.

3. Внешняя торговля в большей степени подвержена государственному контролю, нежели внутренняя.

4. Большее число покупателей и большее число конкурентов.

Состояние внешней торговли страны и уровень ее развития зависят от конкурентоспособности производимых товаров, на уровень которой влияют:

1) обеспеченность страны ресурсами (факторами производства), в т.ч. и такими, как информация, технология;

2) емкость и требования внутреннего рынка к качеству продукции;

3) уровень развития связей экспортных отраслей с сопряженными отраслями и производствами;

4) стратегия фирм, их организационная структура, степень развития конкуренции на внутреннем рынке.

На стабильный и постоянный рост международной торговли влияют:

1) углубление международного разделения труда и интернационализация производства;

2) НТР, способствующая созданию новых отраслей экономики и ускоряющая реконструкцию старых;

3) активная деятельность транснациональных компаний на мировом рынке;

4) либерализация международной торговли;

5) развитие процессов торгово-экономической интеграции, устранение межгосударственных барьеров, формирование зон свободной торговли и др.

Внешняя торговля — объект пристального внимания государства. Существуют два основных вида внешнеторговой политики — политика свободной торговли и политика протекционизма.

Свободная торговля — это политика невмешательства государства во внешнеторговые отношения предпринимателей, предполагающая отсутствие каких-либо внешнеторговых ограничений.

Протекционизм — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Политика протекционизма осуществляется посредством прямого и косвенного ограничения ввоза иностранных товаров и поддержки национального экспорта. Она может проводиться в отношении

отдельных стран или отдельных видов товаров, защищать определенные отрасли, носить односторонний или коллективный характер (протекционизм группы стран в отношении стран, не входящих в группировку). Политика протекционизма осуществляется тарифными и нетарифными методами.

Тарифный метод основан на использовании таможенных пошлин. Таможенная пошлина — это взимаемый государственными таможенными органами при ввозе товара на территорию данной страны или вывозе товара с этой территории обязательный взнос — неотъемлемое условие такого ввоза или вывоза. Таможенные пошлины устанавливаются в виде твердой ставки за единицу товара или в виде процента к цене товара.

Таможенные пошлины могут быть:

1) дифференциальными, назначающими разные ставки на одинаковые товары;

2) преференциальными — устанавливаемые для всех или некоторых товаров отдельных стран и не распространяемые на товары прочих стран;

3) покровительственными — устанавливаемые на отдельные товары с целью затруднить проникновение этих товаров на внутренний рынок.

Наряду с тарифными методами регулирования внешней торговли широко используются нетарифные методы, представляющие собой административное регулирование внешней торговли путем:

1) квотирования экспорта-импорта—установления в количественном или стоимостном выражении предельного объема (квот) на ввоз или вывоз товаров;

2) введения государственной монополии на торговлю определенными товарами;

3) лицензирования—требования получения от государственных органов разрешения на импорт или экспорт товаров в установленном количестве за определенный промежуток времени;

4) добровольного ограничения экспорта—принятия экспортером обязательства ограничить или не расширять объем экспорта;

5) введения технических и санитарных стандартов;

6) налогообложения импортной продукции;

7) выдачи субсидий — денежных выплат, направленных на поддержку национальных экспортеров и косвенную дискриминацию импорта. Субсидии часто принимают форму кредитов, выдаваемых государственными банками под процент ниже рыночного.

Наши рекомендации