Антимонопольная политика государства
В 1890 г. американский конгресс принял Акт Шермана который явился первым законодательным актом антимонопольной направленности. Согласно ему запрещалась монополизация торговли, единоличный контроль в отрасли, сговор о ценах. Последующие законодательные акты — Закон Клейтона (1914), Закон Робинсона—Патмана (1936) и другие законодательные акты, поправки к ним — Закон Миллера Тайдингса (1937), поправка Селлера—Кефовера (1950) — также направлены против монополизации не только явной, но и тайной, различного рода договоров и сговоров, ценовой дискриминации, предусматривают ограничение доли на рынке.
В 1991 г. в России впервые принят Закон РФ от 22 марта 1991 г. №948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", который в последующем многократно дополнялся и изменялся.
Во многих странах антимонопольное законодательство дополняется более широкой системой правового регулирования рыночной экономики, направленного на разработку и реализацию механизмов деятельности хозяйствующих структур в интересах не только бизнеса, но и общества в целом. При этом разрабатываются и законодательно закрепляются требования к качеству продукции, проверяется его соответствие установленным параметрам, определяются социально-этические подходы к рекламе и другим направлениям деятельности. В этих целях принимаются меры против чрезмерной концентрации экономической мощи, искусственных дефицитов, ценовых злоупотреблений, стимулируется конкуренция в экономике и т. п.
Современная антимонопольная политика направлена на:
8 Использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства.
8 Недопущение или ограничение искусственной монополии.
Практика антимонопольной деятельности в осуществляется в значительной мере по четырем важнейшим, традиционным направлениям:
1) ограничение монополизации рынка;
2) запрещение слияния конкурирующих компаний;
3) запрещение установления монопольных цен;
4) сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.
Таким образом, через систему правовых норм, экономических инструментов и институтов государства устанавливают на рынке правила игры, "направляющие" и "организующие" рыночную систему.
В условиях антимонопольного законодательства монополия сама не свободна от государственного регулирования, не может независимо от него устанавливать "правила игры". Следовательно, "организованный" в рамках национальной экономики рынок является продуктом государственного регулирования, проводимой правительством экономической политики, а не результатом деятельности отдельных, даже очень крупных хозяйствующих структур.
Тема 3.12. Распределение доходов. (2 часа)
Доход как экономическая категория.
Доход— денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности.
Данное определение даёт общее представление о доходе. В частном смысле под доходами понимаются доходы государства, доходы организаций или доходы населения.
Доходы государства — доходы, получаемые государством за счёт взимания налогов, пошлин, платежей, внешнеторговых операций, иностранных кредитов, иностранной помощи и используемые для осуществления государственных функций.
Доходы организации — увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Доходы населения — личные доходы граждан, семей и домохозяйств, получаемых в виде денежных средств. К ним относятся: заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, доход от продажи товаров, произведённых в собственном хозяйстве, денежные поступления в виде платы за оказанные услуги, авторские гонорары, доход от продажи личного имущества, сдачи его в аренду.
Функции доходов
Доходы населения как экономическая категория весьма существенны для жизни отдельного человека и домохозяйства в целом, выступают важнейшим элементом экономической жизни общества. В обобщенном виде функции доходов можно свести к следующему.
1. Доход является фактором материального благосостояния, определяющим (наряду с уровнем цен и налогов) уровень экономических возможностей и покупательную способность домохозяйства, качество и количество потребляемых товаров и услуг.
2. Доход является предпосылкой воспроизводства экономических ресурсов, в том числе доход определяет воспроизводство работника и членов его семьи.
3. Доход выступает фактором продолжительности жизни и состояния здоровья. Величина доходов в значительной мере определяет структуру и объем потребления товаров и услуг, условия отдыха, лечения, качество жилья, что, в свою очередь, сказывается на продолжительности жизни человека.
4. Доход расширяет потенциальные возможности духовного развития отдельного индивида. Доход оказывает влияние на характер, психологию, мировоззрение человека.