Тема 8. Общие подходы к контролю проектов
Тема 7 Планирование ресурсов, затрат и проектного бюджета
Стоимость проекта определяется совокупной стоимостью ресурсов проекта, стоимостями и временным выполнением работ проекта. Управление стоимостью проекта включают в себя процессы, необходимые для обеспечения и гарантии того, что проект будет выполнен в рамках утвержденного бюджета.
Планирование стоимости проекта начинается с планирования потребности в ресурсах. К ресурсам проекта относятся трудовые ресурсы, оборудования, материалы и денежные средства. Стоимость проекта, прежде всего, зависит от количества и стоимости необходимых ресурсов.
Потребляемые ресурсы могут быть:
- возобновляемые (трудовые ресурсы, оборудование);
- невозобновляемые (материалы).
Планирование ресурсов включает в себя:
- определение общей потребности и ее распределение по времени;
- составление потребности в ресурсах по комплексам работ и отдельным работам;
- построение ресурсной гистограммы (столбиковой диаграммы, показывающей потребности ресурсов в отдельные месяцы с последующим ее «выравниванием»);
- определение поставщиков ресурсов, заключение контрактов на поставку;
- формирование графиков поставки ресурсов.
Источники средств для реализации проекта:
- собственные (прибыль, амортизация, уставной капитал, акционерный капитал);
- заемные – кредиты;
- иностранные инвестиции;
- ассигнование из государственного, регионального и местного бюджетов.
Контракты на поставку ресурсов заключаются трех типов:
- контракт с фиксированной ценою;
- контракт с фиксированной ценой единицы продукции;
- контракт с компенсацией затрат (компенсация заказчиком затрат поставщика, связанных с выполнением условий контракта).
Планирование затрат
Задача планирования – составить и распределить их так, чтобы они покрывали потребности у финансовых ресурсах на протяжении периода реализации проекта.
Затраты по проекту классифицируются по следующим признакам:
- все затратыделятся на инвестиционные и текущие:
- инвестиционные (приобретение земли, строительство, приобретение или аренда оборудования, технологии, предпроизводственные затраты);
- текущие – затраты на выпуск продукции (по статьям и элементам затрат).
- по месту выполнения работ делятся на затраты, соответствующих отделов, секторов, лабораторий, различных подразделений и т.д.;
- по видам затрат - на экономические элементы и статьям калькулирование;
- по объемам затрат – затраты на разработку, по темам, объектам проектирования, этапам, договорам на разработку и реализацию работ;
- по способу включения в себестоимость – прямые (непосредственное выполнение проектных работ по прямым признакам и непрямые – общепроизводственные затраты;
- в зависимости от изменения объема работ – переменные и постоянные;
- по календарным периодам – месяц, квартал, год, операционный цикл.
Главным документам является Смета Затрат по проекту с разбивкой на соответствующие смены затрат по объектам.
Второй Главный документ – бюджет (бюджеты) Проекта, т.е. разбивка сметы затрат по проекту на соответствующие годы реализации проекта.
Таблица 7.1 - Свободная калькуляция себестоимости проектных работ
Статьи затрат | Всего на весь период тыс. грн | Всего на текущий период тыс. грн. |
1. Затраты на оплату труда | ||
2. Отчисления на социальные мероприятия | ||
3. Материалы | ||
4. Затраты на служебные командировки | 0,8 | |
5. Специальное приобретение для проектных и экспериментальных работ | 1,5 | 1,0 |
6 Затраты на работы, выполняемые сторонними организациям, предприятий | 1,0 | 1,0 |
7. Прочие прямые затраты | 0,5 | 0,3 |
8. Общепроизводственные затраты в т.ч. переменные общепроизводственные затраты постоянные распределяющие общепроизводственные затраты. | 2,5 0,5 | |
9. Производственная себестоимость | 19,1 | |
10. Не распределенные постоянные общепроизводственные затраты | 2,2 | 1,2 |
11. Сверхнормативные затраты | 0,8 | 0,6 |
12. Себестоимость реализованных проектных работ (п.9 + п. 10 + п.11) | 31,0 | 20,9 |
Таблица 7.2 - Текущие затраты по проекту.
Виды затрат | Год 1 | Год 2 | ……. |
1. Прямые материальные затраты: - сырье и материалы; - работы и услуги производственного характера; - топливо и энергия для технологических целей; - потери в пределах норм естественной убыли. | |||
2. Прямые трудовые затраты: - заработная плата; - дополнительная выплата в счет оплаты труда; - отчисления в Пенсионный фонд; - взносы в Фонд страхования на случай потери временной трудоспособности; - взносы в Фонд страхования на случай безработицы; - взносы в Фонд страхования от несчастных случаев; Всего прямых затрат |
3. Операционные затраты: 3.1 Налоги и сборы, не связанные с зарплатой и принадлежат к валовым затратам 3.2 Затраты финансирования: 3.2.1 Выплата процентов по долговым обязательствам; 3.2.2 Лизинговые затраты; 3.2.3 Прочие затраты финансирования (страхование рисков) 3.3 Маркетинговые затраты: 3.3.1 Затраты по комплексному изучению рынка; 3.3.2 Затраты на рекламу; 3.3.3 Затраты на сертификацию и сбыт продукции; 3.4 Затраты по обслуживанию производственного процесса: 3.4.1 Затраты, связанные с усовершенствованием технологии и организации производства; 3.4.2 Текущий ремонт основных фондов; 3.4.3 Контроль качества; 3.4.4 Прочие затраты по обслуживанию производства. 3.5 Затраты, связанные с природоохранными мероприятиям. 3.6 Административные затраты: 3.6.1 Оплата услуг связи, вычислительных центров, банков; 3.6.2 Оплата административных услуг; 3.6.3 Оплата коммунальных услуг; 3.6.4 Оплата ремонтно – сервисных услуг; 3.6.5 Офисно – хозяйственные затраты; 3.6.6 Затраты на служебные командировки; 3.6.7 Прочие затраты, связанные управлением производства. | |||
3.7 Списание затрат будущих периодов Всего валовых затрат (1+2+3) | |||
4 Амортизация: 4.1 Амортизация основных фондов 4.2 Амортизация нематериальных активов Всего непрямых затрат (3+4) Всего текущих затрат (1+2+3+4). |
Текущие затраты необходимо спланировать во времени и по видам потоков (денежных, материальных, нематериальных).
Тема 8. Общие подходы к контролю проектов.
Основной целью контроля проекта является обеспечение выполнение плановых показателей общей эффективности функций планирования.
Контроль – процесс, при котором руководитель проекта устанавливает, достигаются ли поставленные цели, выясняет причины, негативно влияющие на ход работ, принимает, управленческое решение для недопущения срывов исполнения проекта.
Задача контроля – получив фактические данные, о ходе выполнения проекта сравнив их с плановыми, выявить отклонения.
Виды контроля:
- предварительный, до начала работ по реализации проекта;
- текущий для оперативного реагирования;
- заключительный на стадии завершения работ.
Условия «успешности» контроля:
- назначение конкретных четко структурированных планов;
- назначение информативной системы отчетности;
- назначение эффективной системы анализа фактических
показателей и тенденций;
- назначение эффективной системы реагирования на изменения.
Процесс контроля:
- отслеживание;
- анализ;
- корректировка.
Мониторинг – контроль, слежение, учет, анализ и составление отчетов о фактическом выполнении проектов в сравнении с планом.
Методы контроля:
- метод простого контроля (0 -100% – очень субъективный);
- метод детального контроля (снова же 0 -100%,
но конкретные);
- метод по вехам (достижение каждой части – «вех»).
Необходимость управления изменениями:
Под изменением понимается замещение одного решения другим вследствие воздействия различных внешних и внутренних факторов при разработке и реализации проекта. Инициировать изменения могут и заказчик, и инвестор, и проектировщик и подрядчик.
Причинами изменений является невозможность приведения на стадии разработки проекта новых проектных решений, появление более эффективных материалов, конструкций, технологий, а также отставание от сроков в ходе реализации проекта.
Могут меняться:
- цели и планы проекта;
- механизм реализации проекта;
- использование ресурсов;
- контракты и обязанности по ним;
- стандарты и нормативы;
- география размещения объектов;
- внешние факторы, влияющие на проект.
Все изменения можно разделить на осознанные (желательные) и вынужденные.
Процесс изменения включает в себя следующие пять стадий:
- описание изменения, его суть, чем вызвано (строго документируется);
- оценка – полномасштабный анализ причин и последствий;
- одобрение (или отклонение с необходимостью провести дополнительные исследования);
- реализация (после внесения одобренного изменения в планах);
- подтверждения исполнения.
В процессе контроля и внесения изменений возможны, пять основных случаев принятия решения:
- найти альтернативное решение, иногда для этого достаточно просто
изменит последовательность работ;
- пересмотр стоимости (чаще в сторону дополнительного привлечения
ресурсов);
- пересмотр сроков;
- пересмотр содержания работ;
- прекращения проекта – самое сложное решение. Но его нужно принимать если прогнозируемые затраты по проекту превышает ожидаемые выгоды.