Введение в криминалистику
ПРАКТИКУМ
ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ
Смоленск, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе профессиональной подготовки кадров правоохранительных органов криминалистика – профилирующий предмет, который призван вооружать практических работников знаниями новейших методов предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. При преподавании курса криминалистики необходимо учитывать быстрое развитие науки и техники, широко применять положительный опыт органов предварительного следствия.
Отработка практических навыков является важнейшей составляющей учебного процесса, особенно при изучении криминалистики. Выполнение заданий практикума дает возможность закрепить и расширить теоретические знания и практические навыки студентов, проверить степень усвоения ими программного материала.
Настоящий практикум построен в соответствии с тематическим планом по криминалистике, а также требованиями государственного образовательного стандарта. В нем представлены задания по всем разделам криминалистики: введению в криминалистику, криминалистической технике, тактике и методике. Задания выполняются под руководством преподавателя на практических занятиях, либо дома. Студенты обеспечиваются необходимыми техническими средствами для выполнения заданий. В установленные сроки практикум должен быть сдан преподавателю. Успешное выполнение заданий практикума является обязательным условием допуска студента к экзамену. Задания по первым двум разделам должны быть выполнены к зачету.
Каждый студент очной и заочной форм обучения обязан знать:
· Основные части фотоаппарата «Зенит», цифрового фотоаппарата и видеокамеры;
· Порядок выполнения фотосъемки места происшествия, следов и вещественных доказательств;
· Классификацию, частные признаки папиллярных узоров пальцев рук;
· Особенности обнаружения, фиксации и изъятия следов ног человека, а также частные признаки следов ног, элементы следовой дорожки;
· Криминалистическое значение следов автотранспортных средств;
· Классификацию элементов и признаков внешности человека, методику составления словесного портрета;
· Процессуальные и тактические особенности производства следственных действий;
· Общие положения планирования расследования, особенности выдвижения версий.
Кроме того, студент должен уметь:
· Произвести фотосъемку места происшествия, следов и вещественных доказательств (выполнить ориентирующий, обзорный, узловой и детальный снимок), а также выполнить опознавательные снимки;
· Выявлять следы пальцев рук при помощи дактилоскопических порошков на различных поверхностях;
· Исследовать строение узора папиллярных линий, определять тип узора, находить частные признаки;
· Фиксировать и изымать следы пальцев рук;
· Производить дактилоскопирование;
· Производить исследование следов ног, описывать частные признаки в следах; фиксировать и изымать следы ног;
· Определять направление движения автомобиля по следам автотранспортных средств на различных покрытиях;
· Составлять словесный портрет по фотоизображению;
· Заполнять опознавательную карту на неопознанный труп или разыскиваемого человека;
· Составлять процессуальные документы (протоколы, постановления);
· Составлять планы производства отдельных следственных действий;
· По условиям задачи: формулировать и обосновывать следственные версии; составлять план расследования.
В практикум включены практические задания, ситуационные задачи и следственные упражнения, что позволяет всесторонне, полно и объективно проверить и оценить теоретические знания и практические навыки студента.
Оценка преподавателем выполненного задания зависит от количества и характера допущенных погрешностей, которые делятся на ошибки и недочеты. К ошибкам относятся погрешности, которые обнаруживают незнание студентом теоретических положений, неумение применять знания при выполнении практических заданий, решении ситуационных задач и следственных упражнений. К недочетам относятся допущенные небрежности в оформлении заданий, описки, неполнота и неясность пояснительных надписей под заданиями, схемами и рисунками, неразборчивый почерк, затрудняющий восприятие содержания выполненного задания.
Если студент по каким-то причинам испортил лист из практикума, куда требовалось что-либо вписать или вклеить, он может вставить в практикум дополнительный лист (можно отксерокопировать соответствующий лист из незаполненного практикума).
Выполняя задания практикума, студенты должны стремиться к тому, чтобы их письменные ответы и решения были конкретными, не излагались в общей форме (например: требуется установить свидетелей, проверить версии – неконкретные задачи, т.к. надо указывать, при помощи каких следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий нужно что-то установить или проверить).
ВВЕДЕНИЕ В КРИМИНАЛИСТИКУ