Введение в криминалистику

ПРАКТИКУМ

ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ

Смоленск, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В системе профессиональной подготовки кадров правоохранительных органов криминалистика – профилирующий предмет, который призван вооружать практических работников знаниями новейших методов предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. При преподавании курса криминалистики необходимо учитывать быстрое развитие науки и техники, широко применять положительный опыт органов предварительного следствия.

Отработка практических навыков является важнейшей составляющей учебного процесса, особенно при изучении криминалистики. Выполнение заданий практикума дает возможность закрепить и расширить теоретические знания и практические навыки студентов, проверить степень усвоения ими программного материала.

Настоящий практикум построен в соответствии с тематическим планом по криминалистике, а также требованиями государственного образовательного стандарта. В нем представлены задания по всем разделам криминалистики: введению в криминалистику, криминалистической технике, тактике и методике. Задания выполняются под руководством преподавателя на практических занятиях, либо дома. Студенты обеспечиваются необходимыми техническими средствами для выполнения заданий. В установленные сроки практикум должен быть сдан преподавателю. Успешное выполнение заданий практикума является обязательным условием допуска студента к экзамену. Задания по первым двум разделам должны быть выполнены к зачету.

Каждый студент очной и заочной форм обучения обязан знать:

· Основные части фотоаппарата «Зенит», цифрового фотоаппарата и видеокамеры;

· Порядок выполнения фотосъемки места происшествия, следов и вещественных доказательств;

· Классификацию, частные признаки папиллярных узоров пальцев рук;

· Особенности обнаружения, фиксации и изъятия следов ног человека, а также частные признаки следов ног, элементы следовой дорожки;

· Криминалистическое значение следов автотранспортных средств;

· Классификацию элементов и признаков внешности человека, методику составления словесного портрета;

· Процессуальные и тактические особенности производства следственных действий;

· Общие положения планирования расследования, особенности выдвижения версий.

Кроме того, студент должен уметь:

· Произвести фотосъемку места происшествия, следов и вещественных доказательств (выполнить ориентирующий, обзорный, узловой и детальный снимок), а также выполнить опознавательные снимки;

· Выявлять следы пальцев рук при помощи дактилоскопических порошков на различных поверхностях;

· Исследовать строение узора папиллярных линий, определять тип узора, находить частные признаки;

· Фиксировать и изымать следы пальцев рук;

· Производить дактилоскопирование;

· Производить исследование следов ног, описывать частные признаки в следах; фиксировать и изымать следы ног;

· Определять направление движения автомобиля по следам автотранспортных средств на различных покрытиях;

· Составлять словесный портрет по фотоизображению;

· Заполнять опознавательную карту на неопознанный труп или разыскиваемого человека;

· Составлять процессуальные документы (протоколы, постановления);

· Составлять планы производства отдельных следственных действий;

· По условиям задачи: формулировать и обосновывать следственные версии; составлять план расследования.

В практикум включены практические задания, ситуационные задачи и следственные упражнения, что позволяет всесторонне, полно и объективно проверить и оценить теоретические знания и практические навыки студента.

Оценка преподавателем выполненного задания зависит от количества и характера допущенных погрешностей, которые делятся на ошибки и недочеты. К ошибкам относятся погрешности, которые обнаруживают незнание студентом теоретических положений, неумение применять знания при выполнении практических заданий, решении ситуационных задач и следственных упражнений. К недочетам относятся допущенные небрежности в оформлении заданий, описки, неполнота и неясность пояснительных надписей под заданиями, схемами и рисунками, неразборчивый почерк, затрудняющий восприятие содержания выполненного задания.

Если студент по каким-то причинам испортил лист из практикума, куда требовалось что-либо вписать или вклеить, он может вставить в практикум дополнительный лист (можно отксерокопировать соответствующий лист из незаполненного практикума).

Выполняя задания практикума, студенты должны стремиться к тому, чтобы их письменные ответы и решения были конкретными, не излагались в общей форме (например: требуется установить свидетелей, проверить версии – неконкретные задачи, т.к. надо указывать, при помощи каких следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий нужно что-то установить или проверить).

ВВЕДЕНИЕ В КРИМИНАЛИСТИКУ

Наши рекомендации