Эластичность спроса по цене
Из закона спроса следует, что изменение цены единицы реализуемого товара ведет к обратному изменению величины спроса на данный товар. Способность спроса адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям показывает степень его эластичности. Изучение реакции потребителей (покупателей) и производителей (продавцов) на изменение рыночных условий позволяет прогнозировать реакцию рынка в целом.
Различают прямую и перекрестную эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу и другим факторам.
Эластичность спроса по цене, или прямая эластичность, показывает степень воздействия изменения цены на изменение количества товаров, на которое предъявлен спрос. Степень ценовой эластичности спроса измеряется коэффициентом ценовой эластичности, который рассчитывается по формуле:
,
где %∆QD - процентное изменение величины спроса, %∆P - процентное изменение цены.
Коэффициент эластичности спроса по цене показывает на сколько процентов изменяется величина спроса, если цена изменилась на 1%.
Различают дуговую и точечную эластичность. Дуговая эластичность – это эластичность между двумя точками функции. Точечная – эластичность в одной конкретной точке.
Коэффициент дуговой эластичности спроса по цене:
Коэффициент точечной эластичности спроса по цене:
Если функция спроса линейна: QD = a – bP, тогда коэффициент точечной эластичности спроса по цене
Знак коэффициента эластичности спроса по цене всегда, как правило, отрицательный, так как зависимость между ценой и величиной спроса обратная. Определяя тип эластичности спроса по цене, анализируем абсолютное значение коэффициента (по модулю).
Спрос называют эластичным, когда >1 (это означает, что величина спроса растет или падает быстрее цены), и неэластичным (жестким), когда <1, то есть величина спроса растет (падает) медленнее, чем изменяются цены. Если │E │=1 (величина спроса изменяется также как и цена), то это спрос единичной эластичности.
Если изменение цены не вызывает никакого изменения величины спроса, то = 0, спрос абсолютно неэластичен. Если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение величины спроса, то = ∞ спрос абсолютно эластичен (см. рис. 2.1).
Рис. 2.1. Абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный спрос.
Чем более эластичен спрос, тем более пологой является кривая спроса. Для неэластичного спроса кривая является, как правило, более крутой.
Хотя наклон для линейной функции неизменен, значение эластичности Е будет различным в разных точках кривой и принимает любые значения. Эластичность линейной функции спроса изменяется от 0 (в точке D1) до ∞ (в точке D2) (см. рис. 2.2).
Рис. 2.2. Эластичность линейной функции спроса.
На эластичность спроса по цене оказывают влияние следующие факторы: заменяемость товара, удельный вес товара в потребительском бюджете, фактор времени, степень насыщения потребностей, доступность товара.
1. Наличие заменителей: чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар. Однако при этом следует учитывать, насколько узко определены границы данного экономического блага. Если мы возьмем в качестве примера соль, то ей трудно найти адекватную замену. Однако соль "Экстра" имеет в качестве заменителя соль грубого помола, которая не украшает праздничный стол, но в ней больше йода и она с успехом может использоваться для засолки продуктов. Таким образом, в первом случае практически отсутствуют товары-заменители, во втором заменителей (отдельной марки соли) можно найти гораздо больше (особенно если учесть разновидности соли, производимые в разных странах).
2. Чем выше доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность. Если потребитель расходует на данный товар незначительную часть своего бюджета, ему не нужно изменять свои привычки и пристрастия при изменении цены.
Но одна и та же сумма при большом доходе составила бы малую долю бюджета, а при низком доходе - значительную. Поэтому эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с высоким доходом меньше, чем с низким.
3. Прямая эластичность спроса зависит также от степени насыщения потребностей . Если почти все семьи уже имеют хотя бы по одному холодильнику, небольшое снижение рыночной цены вряд ли существенно скажется на объеме спроса и продаж. Напротив, на стадии начального насыщения спроса, скажем, на компьютеры, сравнительно небольшое снижение цены может вызвать значительный рост спроса и продаж.
4.Эластичность зависит также от разнообразия возможностей (направлений) использования данного товара. Чем разнообразнее эти возможности, тем выше и эластичность (например, спрос на универсальное оборудование более эластичен, чем на специализированное).
5. Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на такие товары, как правило, эластичен) или предметом необходимости (спрос на большинство из которых неэластичен).
6. Наконец, эластичность спроса зависит от фактора времени. Спрос более эластичен в длительном периоде, чем в коротком, поскольку для приспособления к изменившемуся соотношению цен необходимо время.
При определении политики цен на уровне отдельных фирм и государства в целом необходимо учитывать связь между эластичностью спроса, изменением цены и выручкой продавца (расходами покупателя).
Взаимосвязь изменения эластичности по цене и совокупной общей выручки показана на рис. 2.3.
Совокупная выручка равна произведению количества проданной продукции на ее цену
Если спрос по цене эластичный, то снижение цены вызывает рост совокупной выручки (TR). И наоборот, если спрос по цене эластичен, то рост цены приведет к снижению совокупной выручки. Противоположная ситуация складывается в нижнем левом углу: процентное изменение количества продукции мало, а процентное изменение цены — велико.
Если спрос по цене неэластичен, то снижение цены приведет к падению совокупной выручки. И наоборот, если спрос по цене неэластичен, то рост цены приведет к росту общей выручки. Влияние цены на совокупную выручку в условиях эластичного и неэластичного спроса отражено в табл. 2—1.
Рис. 2.3. Эластичность и общая выручка.
Таблица 2 – 1.
Эластичность спроса по цене и совокупная выручка
Ценовая эластичность, как мы увидим, имеет важное значение для фирм-ценоискателей, то есть фирм, пытающихся найти такую цену, которая обеспечит максимум прибыли (чистая монополия, монополистическая конкуренция, ценовая дискриминация и др.).