Качество продукции как категория конкурентоспособности
Т.1. Категории и значение качества
Качество продукции как экономическая категория
Качество продукции как категория конкурентоспособности
Объективная необходимость повышения качества продукции
Качество продукции как экономическая категория
Понятие качества продукции связано с определением потребительской стоимости, проявляющейся лишь в процессе использования товара. Потребительская стоимость характеризуется, с одной стороны, как материальный предмет, а с другой, как способность удовлетворять определенные человеческие потребности. Объективные потребительские свойства продукции становятся полезными только в том случае, если возникает потребность в их использовании. Так, природные богатства (руда, нефть, газ и пр.) ранее не являлись потребительскими стоимостями, хотя их качественные свойства не изменились. Продукт становится продуктом только в процессе потребления.
Качество продукции (товара, услуги или работы) определяется как степень соответствия потребностям или ожиданиям потребителей. Это совокупность свойств и характеристик продукта, которые определяют его способность удовлетворять определенные или подразумеваемые потребности. Степень реакции потребителей на качество продукции выражается моделью Кано (рис. 1).
Рис. 1. Схема модели Кано
Экономическое содержание категории качества обуславливается оценкой общественной полезности продукта. Мерой полезности выступает общественно необходимое качество.
Карл Маркс писал: «Продукт, потребительские свойства которого выше потребительских свойств других продуктов одинакового назначения, признается продуктом более высокого качества».
Под свойством продукции понимается ее объективная особенность, проявляющаяся при производстве, эксплуатации или потреблении. Различают производственные и потребительские свойства продукции. К производственным относится совокупность свойств, создаваемых в процессе производства. Она представляет собой потенциальное качество. Потребительские свойства характеризуют продукцию с позиции значимости для потребителя. Это реальное качество. Таким образом, продукт труда, созданный в процессе производства обладает только потенциальным качеством, которое становится реальным в процессе его реализации и потребления. Сопоставление потенциального и реального качества можно представить в виде матрицы Симона (табл. 1).
Таблица 1. Матрица Симона
Потенциальное качество Реальное качество | Низкое | Высокое |
Низкое | Технико-экономическое отставание: улучшить качество информации, снизить издержки и цены | Информационный дефицит: улучшить связь с потребителем, повысить информированность клиентов |
Высокое | Информационный избыток: тактика поддержания информационного потока, стратегия улучшения качества | Технико-информационное опережение: сохранить достигнутое преимущество |
Качество продукции как категория конкурентоспособности
Конкурентоспособность компании – это ее способность производить конкурентоспособную продукцию за счет эффективного использования финансового, производственного и трудового потенциала. Конкурентоспособность продукции – это совокупность ее качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.
Конкурентоспособность продукции может быть выражена количественно через показатель конкурентоспособности Пк. Различают четыре способа определения показателя Пк.
1) , где Цп – цена потребления:
;
где Цпр – продажная цена;
Ип – издержки потребителя за весь нормативный срок службы продукции;
ЗП – годовой фонд заработной платы обслуживающего персонала с отчислением на социальные нужды;
Ирем – годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание;
Имр – годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные и другие материалы, связанные с эксплуатацией продукции;
А – годовая величина амортизации;
Ипр – прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией продукции;
Тн – нормативный срок службы.
Функция убывающая, т.е. при .
2) ;
где Спр – себестоимость производства и реализации продукции;
Ук – уровень качества продукции.
при и .
3) Третий способ основан на сопоставлении товаров-конкурентов с учетом их технического уровня и продажной цены. Комплексный показатель качества (КП) может включать эстетико-эргономические, технические характеристики, характеристики надежности, ремонтопригодности и др. На основе комплексных показателей качества и цен товаров рассчитываются показатели их конкурентоспособности:
; ;
где Пкi, Пкб – показатели конкурентоспособности сравниваемого образца и товара-эталона;
КПi, КПб – комплексные показатели уровня качества сравниваемого образца и товара-эталона;
Цi, Цб – предполагаемая или фактическая цена реализации рассматриваемого образца и товара-эталона.
Если Пкi>Пкб, то сравниваемый товар является более конкурентоспособным; если Пкi<Пкб – менее конкурентоспособным; если Пкi=Пкб – конкурентоспособность одинаковая.
Можно использовать относительный показатель конкурентоспособности:
.
4) Четвертый способ основан на определении двух групп параметров: технических (Iт) и экономических (Iэ):
; ;
где xi, ki – индивидуальное значение и вес i-ого параметра;
Цпi , Цпб – цены потребления сравниваемого и базового (эталонного) образцов.
.
Пример: можно рассчитать коэффициент конкурентоспособности предприятия по цене в сравнении с конкурентом по формуле:
;
где КПСо, КПСконк – коэффициенты потребительской стоимости оцениваемого изделия и изделия конкурента (от 0 до 1);
Ц о, Ц конк – цены соответствующих изделий, руб.
Цена товара-конкурента составляет 9 тыс. руб., а коэффициенты потребительской стоимости оценены экспертно как 0,7 (наша продукция) и 0,9 (продукция конкурента). Какой должна быть цена нашей продукции, чтобы конкурентоспособность обоих товаров была одинаковой?
Ц о = 0,7 * 9000 / 0,9 = 7000 руб.
Ответ: мы не можем назначать цену нашей продукции выше 7 тыс. руб., если не хотим снизить ее конкурентоспособность.
Большинство компаний сегодня утверждают, что они обслуживают клиентов. В действительности они обслуживают самих себя. И все же влияние клиентов возрастает, поскольку технологический прогресс и глобализация рынков расширяют выбор клиентов. Для повышения собственной конкурентоспособности предприятия должны перестать думать как производители и начать думать как потребители.
Отличие потенциального качества продукции от реального определяется различиями в логике производителей и клиентов.
1. Производители думают, что выпускают товары. Клиенты думают, что покупают услуги. С точки зрения потребителя, товар – это не более чем материальное средство для оказания нужной услуги.
Компания Nike продает не просто спортивную обувь. Она предлагает вещи для спортивных состязаний и укрепления здоровья. Ценность вещей, их реальное качество – главное для потребителей.
Одной из важнейших проблем менеджмента сегодня выступает не эффективность промышленного производства, а качество жизни, которое оно сможет обеспечить для людей.
2. Предприятия считают, что ориентируются на рынок, когда опрашивают мнение клиентов относительно уже существующих изделий. Между тем, исследования отраслевых инноваций неопровержимо доказывают, что лучшие новшества не только ориентированы на пользователей, но зачастую рождены ими. Технологические программы многих преуспевающих японских компаний составляются на основе желаний клиентов.
3. Предприятия создают удобства для менеджеров. Потребители хотят, чтобы на первое место были поставлены их собственные удобства.
Логика производителей построена из управленческих соображений: легкость осуществления организационных функций, распределение рабочих мест, наблюдение за служащими и управление системой. Но то, что делает предприятие управляемым, способно отвлечь ее от обслуживания клиентов. Если же каждый продукт в действительности является услугой клиенту, то каждое общение с клиентом – это также продукт.
4. Производители стремятся к высокому качеству выполнения работ. Потребители озабочены достижением высокого уровня жизни.
Почти столетие назад Генри Форд признал, что высокая оплата труда его рабочих может дать им возможность покупать автомобили, которые они сделали, и, таким образом, изначально отнесся к ним как к клиентам. Сегодня в Европе рабочие автомобильной компании Daimler-Benz могут позволить себе приобрести дорогостоящие «Мерседесы», которые они производят.
Более масштабное и организованное производство не решит проблемы каждой страны. Положительный экономический рост требует процветания всех слоев общества, т.е. гарантий высокого качества жизни.