Преддипломной практикЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО

Цели и задачи практики:

1) обобщение и закрепление полученных студентами в процессе обучения теоретических знаний, формирование практических умений и навыков по юридической специальности с учетом избранной специализации;

2) приобретение первоначального профессионального опыта в сфере юридической деятельности;

3) проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности;

4) сбор, систематизация и обобщение материалов, необходимых для написания дипломной работы;

5) разработка основных разделов дипломной работы.

Содержание, цель и задачи преддипломной практики могут конкретизироваться научным руководителем ВКР студента, в том числе в части придания ей научно-исследовательского значения с учетом тематики дипломной работы. В целях более детального планирования преддипломной практики научным руководителем может составляться индивидуальный график выполнения студентом программы практики.

Перед преддипломной практикой студент должен изучить программу практики и обратиться к нормативным правовым актам с тем, чтобы быть готовым к выполнению поручений руководителя практики и к разрешению конкретных правовых вопросов. Используя учебную и монографическую литературу, студент должен углублять и пополнять свои теоретические знания.

При необходимости преподаватель - руководитель практики определяет программу индивидуального задания.

Обязанности студентов, направленных на практику:

-приступить к практике своевременно;

-соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, предпри­ятий и учреждений, в которых проходится практика (в случае пропуска представить документ, подтверждающий уважительные причины, кото­рый приобщается к отчету);

-выполнять все указания руководителя практики точно и своевременно;

-добросовестно выполнять требования программы практики и рабочего плана, утвержденного непосредственным руководителем практики;

-вести дневник практики с указанием всех выполняемых поручений и проводимых действий;

-составить отчет о прохождении практики с приложением к нему необходимых материалов и дневника. Отчет о практике должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом работе, а также краткое описание его деятельности, выводы и предложения;

-защитить отчет о прохождении практики.

Практику по государственно-правовой специализации студенты могут проходить в законодательных (представительных), исполнительных и судебных органах государственной власти и в органах местного самоуправления.

При прохождении практики в соответствующих органах государственной власти студенты должны:

1)изучить структуру представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти;

2)присутствовать на заседаниях структурных подразделений данных органов, составлять протоколы соответствующих заседаний;

3)знакомиться с материалами, связанными со статусом должностных лиц данных органов власти;

4)присутствовать на приеме населения в органах государственной власти;

5) составлять проекты ответов на письма, заявления и жалобы граждан;

6) знакомиться с материалами работы отделов, комиссий, комитетов и других структурных подразделений органов государственной власти;

7) выполнять поручения руководителей практики.

Отчет должен иметь приложения в виде протоколов заседаний структурных подразделений; материалов, связанных со статусом должностных лиц данных органов власти; проектов ответов на письма, заявления и жалобы граждан; материалов работы отделов, комиссий, комитетов и других структурных подразделений органов государственной власти, иных документов, подго­товленных или изученных студентом во время прохождения практики, с учетом тематики дипломной работы и требований к содержанию практи­ки, изложенных в настоящей программе.

Кроме перечисленных, могут быть представлены и другие докумен­ты, которые студент составлял самостоятельно.

Проходя практику в исполнительных и представительных органах местного самоуправления, студенты должны:

1) знакомиться со структурой данного органа, функциями его должностных лиц (глав муниципальных образований, их заместителей и др.) и структурных подразделений, системой планирования, уставом (регламентом), формами и методами работы;

2) разобраться в организации работы управления делами, общего от­дела, организационного отдела, отдела по работе с жалобами, отдела социальной защиты, юридического отдела, отдела социально-экономического развития и др.;

3) знакомиться с делопроизводством, порядком работы с жалобами и обращениями граждан, порядком принятия нормативных актов и требований к ним;

4) изучить работу комиссии по делам несовершеннолетних, межведомственной, наблюдательной, административной, жилищной, регистра­ционной комиссий и присутствовать на их заседаниях;

5) изучить систему местного самоуправления муниципального образования, района;

6) выполнять поручения руководителей практики и подчиненных им работников аппарата.

Отчет должен иметь приложения в виде материалов, отражающих структуру данного органа, функции его должностных лиц (глав муниципальных образований, их заместителей и др.) и структурных подразделений, регламент работы, организацию делопроизводства, порядок работы с жалобами и обращениями граждан, порядком принятия нормативных актов и требований к ним, иных документов, подго­товленных или изученных студентом во время прохождения практики, с учетом тематики дипломной работы и требований к содержанию практи­ки, изложенных в настоящей программе.

Кроме перечисленных, могут быть представлены и другие докумен­ты, которые студент составлял самостоятельно.

Практику по уголовно-правовой специализации студенты Академии проходят в судах общей юрисдикции (мировом, районном, областном), а также в органах прокуратуры и адвокатуры.

Практика в суде:За время прохождения практики студент должен уяснить специфику полномочий судьи, специализирующегося на рассмотрении уголовных дел, а также порядок и особенности уголовного судопроизводства. Практикант знакомится с материалами уголовных дел, находящихся в производстве судьи, дает оценку квалификации преступления, оценивает ход предварительного расследования, после чего докладывает судье свое мнение о полноте предварительного расследования и соблюдении при его производстве требований УПК РФ, правильности квалификации преступления, о возможности назначения судебного заседания по делу, осуществляет подборку нормативных материалов, в том числе постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, необходимых для судебного разбирательства уголовных дел и вынесении приговоров, а также вносит предло­жения по вопросу назначения наказания.

Студент должен проанализировать соблюдение общих условий судебного разбирательства по уголовным делам, при рассмотрении которых он присутствовал, законность и обоснованность вынесенных по этим делам приговоров и иных процессуальных документов.

При рассмотрении уголовных дел студент присутствует в зале судебного заседания, ведет параллельно с секретарем протокол судебного заседания, составляет проект приговора или иного процессуального документа, анализирует выступления государственного обвинителя и защитника, а также других лиц, участвующих в деле.

Студент готовит проекты речей государственного обвинителя и защитника, а также проекты апелляционных, кассационных, надзорных жалоб и представлений. При этом особое внимание следует уделить соответствию содержания указанных процессуальных документов требованиям процессуального закона.

В связи с введением единоличного судопроизводства практиканту следует обратить внимание на порядок рассмотрения и разрешения дел единолично судьей, сопоставить его с коллегиальным рассмотрением уголовных дел, по возможности оценив при этом его преимущества и недостатки.

Студент изучает практику апелляционного, кассационного и надзорного рассмотрения уголовных дел.

Знакомясь с конкретными уголовными делами (преимущественно по теме дипломной работы), практиканту следует обратить внимание на основания и порядок назначения судебного заседания по делу и содержание подготовительных действий судьи к судебному заседанию, по возможности самому участвовать в процедуре извещения участников уголовного процесса, вызове подсудимых в зал судебного заседания, которым избрана мера пресечения подписка о невыезде и заключение под стражу и т.п.

Практикант изучает порядок статистической отчетности по уголовным делам, выясняя следующие вопросы: какие требования предъявляются к статистической отчетности, цели и задачи статистического учета по уголовным делам. Кроме того, практикант анализирует изученные статистические данные в целях написания дипломной работы.

Практикант знакомится и участвует совместно с консультантом в аналитической работе суда (обобщениях судебной практики по уголовным делам). Одновременно подбирает и изучает законодательство по теме обобщения судебной практики, исследует проблемы, с которыми сталкиваются судьи при разрешении уголовных дел определенной категории, выясняет, имеют ли место ошибки при рассмотрении уголовных дел, и предлагает меры по их исправлению.

Кроме изучения различных документов, студент может опросить работников суда, прокуратуры или адвокатуры в качестве экспертов, орга­низовать анкетирование, а также провести социологические или психологическое наблюдение.

В рамках прохождения преддипломной практики студент обязан проявить знания нормативных правовых актов, регулирующих деятельность суда (Федеральный закон «О судебной системе Российской Федерации»; Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации»; Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»; УПК РФ; Инструкцию по делопроизводству в районном суде и др.).

Отчет должен иметь приложения в виде судебных постановлений по наиболее интересным делам; параллельно составленных протоколов судебного заседания; ПРОЕКТОВ приговора, определения и постановления суда; речей государственного обвинителя и защитника, а также апелляционных, кассационных, надзорных жалоб и представлений; статистические данные; результаты опроса экспертов - работников суда, прокуратуры или адвокатуры; результаты анкетирования, социологических или психологических наблюдений; иные процессуальные документы, подго­товленные или изученные студентом во время прохождения практики, с учетом тематики дипломной работы и требований к содержанию практи­ки, изложенных в настоящей программе.

Кроме перечисленных, могут быть представлены и другие докумен­ты, которые студент составлял самостоятельно.

Практика в прокуратуре: Практику в органах прокуратуры студент проходит у прокурора, его помощников и следователей. Основное внимание он должен уделить работе следователя.

В ходе практики студент изучает находящиеся в производстве сле­дователя уголовные дела; составляет план расследования по конкретному делу, планы производства отдельных следственных действий; присутствует при осмотре места происшествия, допросах подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших, на очных ставках, обысках, следственных экспериментах, при предъявлении для опознания, проверке показаний на месте и т.п.; знакомится с тактикой их производства; параллельно со следователем ведет протоколы этих действий; составляет проекты следственных документов; изучает практику применения научно-технических средств и специальных познаний при расследовании конкретных преступлений; участвует в подготовке материалов для проведе­ния судебных экспертиз.

Студенту рекомендуется также ознакомиться с практикой участия защитника в деле (при задержании подозреваемого или применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу), а также с практикой судебного обжалования заключения под стражу. В ходе практики также следует углубленно изучить осуществление защиты по уголовным делам. Особое внимание при этом уделяется анализу принятой адвокатами тактики и стратегии защиты, психологии общения с подзащитными, последовательности предоставления доказательств и возбуждения ходатайств, стилю общения с председательствующим по уголовному делу в судебном заседании и с государственным обвинителем. Студенты разбирают структуру судебной речи защитника, психологические и этические аспекты адвокатской деятельности.

Студент должен изучить формы взаимодействия органов следствия с органами дознания, ознакомиться с тем, как реализуются полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. По возможности студент присутствует при проверке прокурором соблюдения законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при испол­нении наказания.

Студент присутствует при докладе следователем дел прокурору. Практиканту рекомендуется изучить уголовное дело, которое следователь представляет прокурору для утверждения обвинительного заключения и высказать свое мнение по вопросам, решаемым прокурором при поступ­лении к нему дела с обвинительным заключением.

По возможности студент готовит проект обвинительной речи по изу­ченному уголовному делу, по которому прокурор будет выступать в суде, а также составляет проекты кассационных и надзорных представлений на незаконные приговоры, определения, постановления суда по изученным по поручению прокурора уголовным делам, рассмотренным судом.

Знакомясь с уголовными делами, студент должен в отчете проанализировать соблюдение общих условий предварительного расследования и судебного разбирательства, законность и обоснованность вынесенных по этим делам приговоров и определений, правильность квалификации и справедливость наказания. Если студент не согласен с действиями следователя, прокурора, приговором суда, он должен это отметить, мотивировать свои выводы, составив критический анализ соответствующих процессуальных актов.

Отчет о прохождении преддипломной практики должен содержать анализ уголовных дел, изученных практикантом, в том числе касающихся темы дипломной работы; обобщение судебной практики по отдельным категориям уголовных дел. К отчету должны быть приложены проекты процессуальных документов, составленных студентом по делам, касающимся темы дипломной работы. Кроме того, практикант составляет самостоятельно проекты следующих документов: постановления о возбуждении уголовного дела (или отказе в возбуждении уголовного дела); постановления о привлечении в качестве обвиняемого; постановления о применении меры пресечения; постановления о назначении экспертизы; постановления о признании потерпевшим или гражданским истцом; протокола об окончании предварительного следствия; обвинительного заключения; постановления о приостановлении производства по делу; постановления о прекращении уголовного дела. Кроме перечисленных, могут быть представлены протоколы следственных действий и другие документы.

Кроме перечисленных, могут быть представлены и другие докумен­ты, которые студент составлял самостоятельно.

Практику по гражданско-правовой специализации студенты Академии проходят в судах общей юрисдикции (мировом, районном, областном), арбитражных судах, а также юридических отделах (службах) предприятий (организаций).

Практика по тематике гражданского и арбитражного права:

1. В юридическом отделе (службе) предприятия (организации) необходимо изучить Положение о юридическом отделе (службе), квалификационные требования; должностные инструкции юрисконсультов и других сотрудников; структурное подчинение; организацию договорной работы предприятия; постановку работы юридической службы и ее роль в системе других служб.

Целесообразно изучить имеющуюся в отделе (службе) картотеку законодательства, арбитражной, судебной практики, порядок получения необходимых сведений и документов в бухгалтерии, отделах снабжения и сбыта и других подразделениях предприятия (учреждения).

Во время практики студент должен изучить текущие и архивные дела, имеющиеся в юридическом отделе (службе), и сделать соответствующие отметки в своем дневнике. Если предприятие имеет иностранных партнеров, студент должен изучить внешнеэкономическую деятельность, взаимодействие с иностранными фирмами и представительствами, взаи­морасчеты, оформление паспортов сделок.

Студенты должны ознакомиться с действующими договорами, ходом их выполнения, определить юридическую природу данных договоров; уча­ствовать в сборе и подготовке материалов для составления претензий и исковых заявлений, а также готовить проекты ответов на поступившие иски. По возможности целесообразно подготовить проекты приказов.

Практикант участвует в даче консультаций по гражданскому, трудовому, гражданскому процессуальному праву юридическим отделом (службой) предприятия (учреждения) гражданам, обратившимся за консультацией.

Вместе с юрисконсультом присутствует на заседании в суде, арбитражном суде, в комиссии по трудовым спорам, участвует в подготовке решений, выносимых этими комиссиями.

При прохождении практики в период договорной компании необходимо участвовать в составлении протоколов разногласий, в подготовке проектов договоров, писем с возражениями против отдельных пунктов договоров и согласовании их условий.

2. В арбитражном суде студенту необходимо изучить правовое положение, структуру, задачи и компетенцию арбитражных судов Российской Федерации, организацию работы арбитражного суда, процедуру возбуждения дел в арбитражном суде, основания отказа в принятии иска, доказательства в арбитражном процессе, порядок сбора и оценки доказательств, обоснования решений, принимаемых арбитражными судами, значение руководящих разъяснений Высшего Арбитражного Суда РФ.

Предметом изучения также должны стать: исполнение решений арбитражных судов, порядок подачи жалобы на неправильное решение, порядок рассмотрения и принятия решения по жалобе. Необходимо уяснить особенности рассмотрения арбитражными судами отдельных категорий дел:

- по возмещению причиненного ущерба;

- связанных с заключением, изменением, расторжением договоров и исполнением обязательств;

- связанных с защитой права собственности.

Наконец, студент должен уяснить основные отличия арбитражного порядка рассмотрения споров от гражданско-процессуального.

Индивидуальные задания могут охватывать изучение:

- порядка прохождения договоров через юридическую службу предприятия;

- контрактной системы регулирования трудовых отношений;

- работы юридической службы.

Практика по тематике гражданского и арбитражного процессуального права:

Преддипломную практику студенты проходят в судах общей юрисдикции (мировых судей, районном, областном судах) и в арбитражных судах.

При прохождении практики студенты должны:

1.Ознакомиться с нормативными правовыми актами, содержащими процессуальные нормы (Конституцией РФ, АПК РФ, ГПК РФ и федеральными законами и т.д.), а также внутренними положениями, инструкциями, приказами и распоряжениями, регулирующими деятельность судебных органов.

2.Изучить судебную практику по конкретным делам судов общей юрисдикции по жилищным, семейным, трудовым спорам и арбитражного суда по налоговым, бюджетным, корпоративным и другим спорам.

3.Ознакомиться с системой и структурой органов суда, арбитражного суда (руководящие органы, состав суда).

4.Ознакомиться с ведением делопроизводства в судах, арбитражных судах. Изучить полномочия (права и обязанности) работников канцеля­рии, секретарей и помощников судей (арбитражных судей). Деятельностью архивариуса.

5. Ознакомиться с действиями суда, арбитражного суда:
а) первой инстанции:

- при приеме заявлений и жалоб граждан и организаций;

- при подготовке дела к судебному разбирательству (порядок прове­дения судьей собеседования со сторонами для выяснения обстоятельств дела и предоставление доказательств по делу; разъяснения сторонам их прав и обя­занностей; разрешение вопроса о применении обеспечительных мер и т.д.);

- при проведении предварительного судебного заседания (разре­шение ходатайств сторон, определение достаточности доказательств и другие вопросы),

- при назначении дела к судебному разбирательству (извещение сторон, направление определения и т.д.);

- при проведении судебного разбирательства (открытие судебного заседания: разъяснение прав и обязанностей сторонам: разрешение ходатайств; определение последовательности проведения судебного заседания, исследования доказательств по делу (объяснения сторон, осмотр письменных и вещественных доказательств, допрос свидетелей и т.д.); ведение протокола судебного заседания; отложение судебного заседания; вынесение судебного акта (решения, постановления, определения) и другие действия в соответст­вии с процессуальным законодательством);

- при исполнении судебных актов (порядок рассмотрения);

б) в апелляционной инстанции (порядок подачи жалобы, порядок судебного заседание, порядок вынесения постановления);

в) в кассационной инстанции (порядок подачи жалобы, порядок судебного заседания, порядок вынесения постановления);

г) в надзорной инстанции (порядок подачи жалобы; порядок судебного заседания, порядок вынесения постановлений).

6.Изучить особенности рассмотрения дел искового производства, дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, дел об установлении юридических фактов, дел о несостоятельности (банкротстве) арбитражными судами и другими видами судопроизводства в соответствии с процессуальным законодательством.

7.Приобрести навыки работы по составлению процессуальных документов и иных документов в суде, арбитражном суде:

-судебных повесток;

-проектов протокола судебного заседания, запросов суда о предос­тавлении доказательств от органов и должностных лиц, исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб;

-определений (об отказе в принятии искового заявления (только в суде общей юрисдикции); об оставлении искового заявления без движения; о возращении искового заявления; о применении обеспечительных мер; о принятии дела к производству; о подготовке дела к судебному разбирательству и назначении предварительного судебного заседания; о назначении дела к судебному разбирательству: об отложении дела; о приос­тановлении производства по делу; о прекращении производства по делу; об оставлении заявления без рассмотрения);

-решений;

-постановлений кассационной, апелляционной и надзорной инстанций

Дня проверки знаний, полученных при прохождении преддипломной практики, студенты должны отразить в отчет подробный порядок рассмотрения дел в первой, кассационной и апелляционной инстанциях суда, арбитражного суда.

К отчету должны быть приложены проекты процессуальных документов, перечисленных в п. 5.

В целом отчет о прохождении преддипломной практики должен также отражать общее впечатление студента о практике; предложения и вопросы, которые возникли при решении конкрет­ных дел; затруднения и негативные явления, с которыми студент столкнулся при прохождении практики.

По окончании практики студент предоставляет руководителю практики от Академии для сдачи зачета следующие документы:

1) дневник прохождения практики;

2) характеристику;

3) пись­менный отчет.

Наши рекомендации