Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики
Учебно-методическое обеспечение
1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Версия с учетом последних изменений по состоянию на 25 сентября 2013. М.: Омега-Л, 2013. - 198 с.
2. Голов Р. Инвестиционное проектирование – М.: Дашков и ко, 2012.
3. Григорьева Н.Н. Управление работой проектных команд – М.: Московский Университет им. С.Ю. Витте, 2009.
4. Ильина О. Системный подход к управлению проектами в организации – М.: Креативная экономика, 2012.
5. Мазур И.И. Управление проектами: Учебник / И.И. Мазур, Шапиро В.Д., Н.Г. Ольдерогге; под ред. И.И. Мазур. – М.: Омега-М., 2006. – 664 с.
6. Троцкий М. Управление проектами – М.: Финансы и статистика, 2011.
Информационное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. Электронная библиотека МУ им. С.Ю. Витте Режим доступа: https://online.muiv.ru
2. Информационный портал «Управление проектами России» Режим доступа: http://www.projectmanagement.ru.
3. Информационный портал «Московское отделение Project Management Institute». Режим доступа: http://www.pmi.ru.
4. Информационный портал «Профессионал управления проектами». Режим доступа: http://www.pmprofy.ru.
5. «Проектная практика» - управление проектами. Обучение управлению проектами, подготовка к сертификации PMI и IPMA; консалтинг, аутсорсинг, внедрение ИТ-решений. Реализованные проекты. База знаний. Режим доступа: http://www.pmpractice.ru.
6. «СОВНЕТ» - ассоциация управления проектами. Информация о профессиональной ассоциации специалистов по управлению проектами. Представительства, календарь мероприятий (конференции, симпозиумы, международные курсы и пр.). Координаты. Режим доступа: http://www.sovnet.ru.
7. PMI-Info – об управлении проектами. Корпоративные методики управления проектами, проекты разработки новой продукции: FAQ, публикации, тестирование, обзоры книг и периодики. Справочник учебных курсов. Ссылки. Режим доступа: http://www.pmiinfo.ru.
Материально-техническое обеспечение
Для проведения и усвоения навыков, полученных в ходе проведения производственной практики, студенту-практиканту необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
· возможность выхода в сеть Интернет для поиска по юридическим, судебным и образовательным сайтам и порталам;
· персональный компьютер;
· принтер;
· сканер.
План-задание на прохождение практики
Производственная практика проводится:
- в организациях любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в различных службах аппарата управления;
- в органах государственного и муниципального управления;
- в структурах, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело.
Приоритетными для прохождения практики являются организации, чей преобладающий вид деятельности носить проектный характер, например, рекламные агентства, консалтинговые компании, девелоперские компании и другие, оказывающие услуги корпоративным клиентам. При прохождении практики в этих компаниях студенты:
- участвуют в планировании проектов;
- участвуют в реализации и контроле проектов;
- участвуют в формировании команды проектов;
- участвуют во встречах с заказчиками проектов;
- участвуют в рабочих совещаниях по проектам;
- участвуют в сдаче результатов и продуктов проектов заказчикам.
По результатам участия в обозначенных мероприятиях, в соответствии с полученной информацией, собирается материал для написания выпускной бакалаврской работы.
В отчете о прохождении производственной практики в приоритетных организациях должны быть отражены ответы на следующие вопросы:
1. Сведения об организации – базе практики, ее организационно-правовой форме и форме собственности, составить общую характеристику объекта исследования, в которой находят отражение:
- место и значение объекта в системе народного хозяйства, его место на отраслевом рынке;
- дата создания и расширения объекта, его организационно-правовая форма;
- цель и направления деятельности;
- специфику организации, назначение выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг;
- среда объекта: непосредственное окружение (поставщики, потребители, конкуренты, посредники, контактные аудитории).
2. Оценить динамику реализации внешних и внутренних проектов за 3 года – число внешних и внутренних проектов за данный период с указанием наименования проектов. Данные аналитические отчеты необходимо приложить к отчету по практике.
3. Проанализировать в соответствии с темой выпускной квалификационной работой один из выбранных проектов, отразив в отчете следующие пункты:
- резюме проекта: цель проекта, соответствующую критериям SMART, задачи проекта, общую суть проекта, ожидаемый результат или продукт проекта, миссию, видение и стратегию проекта.
- календарный план проекта (диаграмму Ганнта).
- риски проекта и методы их снижения.
- технико-экономическое обоснование проекта.
- матрицу ответственности проекта.
В конце отчета (в заключении) оформите выводы об уровне и специфике организации работ по планированию и реализации проекта. Укажите по возможности основные, на ваш взгляд, проблемы и пути их решения.
В случае невозможности прохождения практики в приоритетных организациях, практика проходится в организациях – объектах профессиональной деятельности – в функциональных подразделениях, занятых в проектной деятельности: маркетинговых, кадровых, клиентских. При прохождении практики в этих компаниях студенты:
- участвуют в планировании проектов;
- участвуют в реализации и контроле проектов;
- участвуют в формировании команды проектов;
- участвуют во встречах с подрядчиками проектов;
- участвуют в рабочих совещаниях по проектам;
- участвуют в сдаче результатов и продуктов проектов руководству.
По результатам участия в обозначенных мероприятиях, в соответствии с полученной информацией, собирается материал для написания выпускной бакалаврской работы.
В отчете о прохождении производственной практики в приоритетных организациях должны быть отражены ответы на следующие вопросы:
1. Сведения об организации – базе практики, ее организационно-правовой форме и форме собственности, составить общую характеристику объекта исследования, в которой находят отражение:
- место и значение объекта в системе народного хозяйства, его место на отраслевом рынке;
- дата создания и расширения объекта, его организационно-правовая форма;
- цель и направления деятельности;
- специфику организации, назначение выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг;
- среда объекта: непосредственное окружение (поставщики, потребители, конкуренты, посредники, контактные аудитории);
- функциональное подразделение, в котором проходится практика – назначение подразделения, кадровый состав, характер реализуемых проектов.
2. Проанализировать в соответствии с темой выпускной квалификационной работой один из выбранных проектов, отразив в отчете следующие пункты:
- резюме проекта: цель проекта, соответствующую критериям SMART, задачи проекта, общую суть проекта, ожидаемый результат или продукт проекта, миссию, видение и стратегию проекта.
- календарный план проекта (диаграмму Ганнта).
- риски проекта и методы их снижения.
- технико-экономическое обоснование проекта.
- подрядчиков проекта.
- матрицу ответственности проекта.
В конце отчета (в заключении) оформите выводы об уровне и специфике организации работ по планированию и реализации проекта. Укажите по возможности основные, на ваш взгляд, проблемы и пути их решения.
КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК
Аттестация по итогам производственной практики производится посредством представления отчета, дневника, отзыва-характеристики, оформленных в соответствии с правилами и требованиями, установленными ВУЗом, и его защиты с подготовкой презентации для студентов очной, очно-заочной и заочной (выходного дня) форм обучения.
Студенты, обучающиеся с применением дистанционных технологий, сдают отчет, дневник и отзыв-характеристику руководителю практики через систему дистанционного обучения. Отзыв-характеристику и дневник необходимо отправлять в сканированной форме, чтобы показать подлинность печати организации и подписи.
Дневник практики
В ходе практики каждый студент ведет дневник, в котором обязательно отражает проделанную работу в строгом соответствии с индивидуальным заданием прохождения практики. Дневник практики включает в себя – титульный лист, календарный план прохождения практики, список материалов, собранных во время практики. По окончании практики, дневник подписывается руководителем от вуза и от принимающей организации, заверяется печатью организации - базы практики. Записи о проделанной работе вносятся в дневник практики ежедневно(Образец оформления см. в приложении 8).
Отчет по практике
По результатам каждого вида практики студент составляет отчет, который должен содержать конкретные сведения о работе, выполненной в период практики, и отражать результаты выполнения заданий, предусмотренных программой практики, свидетельствующих о закреплении знаний, умений, приобретении практического опыта, освоении общекультурных, профессиональных компетенций и профессиональных компетенций профиля. Отчет должен включать текстовый, графический и другой иллюстративный материал.
Вместе с отчетом студент предоставляет на выпускающую кафедру:
• отзыв-характеристику руководителя практики от организации - базы практики с подписью, заверенной в общем отделе организации (образец см. в приложении 9);
• дневник практики студента, с подписями руководителей практики от вуза и от организации-базы практики и печатью организации - базы практики.
3.2.1. Основными требованиями, предъявляемыми к содержанию отчета по практике, являются следующие:
- во введении указываются: цель, место, дата начала и продолжительность практики, краткий перечень основных работ и заданий, выполненных в процессе практики;
- в основной части отчета дается описание организации работы в процессе практики, описание практических задач, решаемых студентом за время прохождения практики, перечень невыполненных заданий и неотработанных запланированных вопросов с указанием причин;
- в заключении необходимо описать навыки и умения, приобретенные за время практики; дать предложения по совершенствованию организации работы предприятия; сделать индивидуальные выводы о практической значимости для себя проведенного вида практики.
- список использованных источников должен содержать перечень и библиографическое описание литературы, которая изучалась в период прохождения практики (не менее 20 источников). Список должен формироваться следующим образом: вначале списка располагается нормативно-правовая документация, а затем в алфавитном порядке остальные источники.
- в приложения помещают вспомогательные материалы по исследуемой теме: инструкции, методики, модели, положения, таблицы промежуточных расчетов, графики, – которые при включении их в основную часть загромождают текст.
Структура отчета о прохождении производственной практики включает следующие элементы:
1. Титульный лист (Приложение 7).
2. Отзыв руководителя практики от организации, заверенный печатью (Приложение 9).
3. Дневник (план-график) прохождения учебной практики (Приложение 8).
4. Содержание.
5. Введение (определяется значимость данного вида практики для подготовки, формулируются цель и задачи практики).
6. Общая характеристика организации – базы практики.
7. Анализ процесса разработки и реализации конкретного проекта (см. 2.6).
8. Работа над индивидуальным заданием.
9. Заключение (основные выводы по проделанной работе, определение насколько полно реализованы цель и задачи практики).
10. Приложения.
3.2.2. Основными требованиями, предъявляемыми к оформлению отчета по практике, являются следующие:
- отчет должен быть отпечатан на компьютере через 1,5 интервала, номер шрифта – 14 Times New Roman, объемом около 15-20 страниц машинописного текста.
- в отчет могут входить приложения (иллюстрационный материал, документация организации - базы практики, заполненные бланки, прайс-листы, фотографии и т.п.) объемом не более 20 страниц (приложения в общее количество страниц отчета не входят).
- отчет должен быть иллюстрирован таблицами, графиками, схемами, заполненными бланками, рисунками;
- качество напечатанного текста и оформление иллюстраций, таблиц, распечаток с ЭВМ должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения (электрографическое копирование, микрофильмирование);
- фамилии, названия учреждений, организаций, фирм и другие имена собственные приводят на языке оригинала;
- страницы отчета нумеруют арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту, номер проставляется в правом нижней части листа без точки в конце номера;
- титульный лист включается в общую нумерацию страниц, однако номер страницы на титульном листе не проставляется;
- рисунки (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные, на все рисунки должны быть даны ссылки в работе.
- при написании текста отчета кроме навыков, приобретенных за время практики и предложений по организации учебного процесса, важно показать проблемы и противоречия, возникшие в ходе практики и предложить пути разрешения этих проблем.
В формулахв качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если указанные символы (коэффициенты) не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.
Пример:
Величина NPV для постоянной нормы дисконта (d) вычисляется по формуле:
, (1)
где Pt – денежные поступления от реализации проекта за t-й период, ед. изм.;
d – ставка дисконтирования, ед. изм.;
KV t – капитальные вложения в проект за t-й период, ед. изм.;
Т – длительность реализации стратегии, ед. изм.
Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложении, должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записываются на уровне формулы справа в круглых скобках. Допускается нумерация формул в пределах раздела (главы). Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой.
Все иллюстрации (диаграммы, графики, схемы, чертежи и пр.) именуются рисунками. Рисунки нумеруются последовательно сквозной (единой) нумерацией в пределах каждой главы выпускной квалификационной работы арабскими цифрами, например, «Рисунок 1.1», где первая цифра означает номер главы, а вторая – номер рисунка по порядку. Рисунок должен размещаться после ссылки на него в тексте выпускной квалификационной работы. Каждый рисунок сопровождается содержательной подписью. Подпись помещают под рисунком в одну строку с его номером.
Пример:
Рисунок 1. Распределение работников ОАО «Тренд» по возрасту в 2010-2011 гг.
- цифровой материал должен оформляться в виде таблиц, таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице, на все приводимые таблицы должны быть ссылки в тексте отчета, каждая таблица должна иметь заголовок, который помещают над соответствующей таблицей. Подчеркивать заголовок не следует. Справа помещают надпись «Таблица», с указанием порядкового номера таблицы, на следующей строчке, соблюдая абзацный отступ – ее заголовок.
Пример:
Таблица 2.1.
Анализ движения работников ОАО «Амис» за 2009-2011 годы
Показатель | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
Коэффициент общего оборота, % | 58,39 | 43,08 | 20,21 |
Коэффициент оборота по приему, % | 48,86 | 33,96 | 14,06 |
Коэффициент текучести, % | 9,12 | 9,54 | 6,15 |
Коэффициент замещения, % | 24,84 | 39,31 | 7,90 |
Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.
При переносе таблицы на следующую страницу необходимо пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Эту страницу начинают с надписи «Продолжение таблицы _» с указанием номера таблицы с красной строки. В первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу, не проводят.
Сведения о книгах в списке использованных источников должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие книги, место издания, издательство и год издания, количество страниц. Фамилию автора следует указывать в именительном падеже. Если книга написана двумя или более авторами, то их фамилии с инициалами указывают в той последовательности, в какой они напечатаны в книге. При наличии четырех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них и слова "и др.".
Заглавие книги следует приводить в том виде, в каком оно дано на титульном листе. Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже, допускается сокращение названия только двух городов: Москвы (М.) и Санкт-Петербурга (СПб.).
Сведения о статье из периодического издания (журнала и т.п.) должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, наименование издания, год выпуска, номер издания.
Ниже приводятся примеры библиографических описаний литературных источников.