Обоснование антимонопольной политики

В рыночной экономике субъекты хозяйствования взаимодействуют посредством обмена, в процессе которого выявляется истинная ценность всякого произведенного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Но это происходит только в условиях конкурентной среды. Отсутствие конкуренции искажает истинные ценности продуктов, приводит к тому, что монополист получает незаслужённые преимущества. Рыночная экономика сама по себе еще не гарантирует полной и добросовестной конкуренции. Об обеспечении конкуренции на рынках, от чего выигрывает потребитель, должно заботиться государство. Конкурентные отношения рынка должны устанавливаться и поддерживаться экономическими и политическими мерами государства.

Антимонопольное регулирование способствует развитию свободной конкуренции производителей, недопущению злоупотреблений за счет монопольного положения на рынке. Монополией называется такое положение на рынке, когда там действует один продавец того или иного товара и много покупателей или же один покупатель и много продавцов товара. Такое положение создает для монополиста, продавца или покупателя серьезные преимущества, так как он может устанавливать цены на товары, значительно и даже многократно превышающие затраты на их изготовление. В результате страдают потребители или производители, поскольку приходится приобретать товары по высоким ценам или реализовывать продукцию по очень низким. Из всех возможных ситуаций на рынке желательны только те, которые допускают так называемую свободную конкуренцию, когда ни производитель,

ни потребитель не могут воспользоваться своим монопольным положением.

Основным показателем степени монополизации рынка является общая доля Обоснование антимонопольной политики - student2.ru (concentration ratio) самых крупных предприятий на рынке:

Обоснование антимонопольной политики - student2.ru

где Обоснование антимонопольной политики - student2.ru — объем реализации продукции i-го предприятия в стоимостном или натуральном выражении; k — общее число самых крупных предприятий, реализующих продукцию на данном рынке.

В США в том случаё, если CR4 превышает 0,75, вводятся ограничения на слияние и поглощение предприятий по причине монополизации рынка.

Коэффициенты Обоснование антимонопольной политики - student2.ru применяются в практике антимонопольного регулирования многих стран. В США и Франции расчеты ведутся для 4,8,20,50 и 100 ведущих предприятий, в Германии, Англии, Канаде — для 3,6, 10.

Достаточным условием для признания доминирующею положения является доля субъекта хозяйствования на соответствующем рынке определенного товара в том случае, если она превышает предельную величину.

Обоснование антимонопольной политики - student2.ru

достижение, а тем более превышение этих значений являются основанием для включения хозяйствующего субъекта или их группы в Государствённый реестр монополистов. Основанием для исключения из Госреестра одного или группы хозяйствующих субъектов будет тот факт, что их доля на товарном рынке снизилась и стала меньше указанных выше предельных значений.

Антимонопольная политика в странах с переходной экономикой, к которым относятся все постсоциалистические страны, имеет чрезвычайное значение, так как здесь практически полностью отсутствовала конкуренция и все предприятия были монополистами на общегосударственном или местных рынках.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие………………………………………………………………………..3

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И РАЗВИТИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ……………………………….5

Глава 1. Сущность и предмет теории прогнозирования и планирования экономики …………………………………………………………………………..5

1.1.Сущность прогнозирования и планирования…………………………………5

1 .2.Формы планирования, их развитие и применение…………………………..9

1.3. Предмет курса и планирование экономики” и его место в системе экономических наук ………………………………………………………………13

Глава 2. Исторический аспект развития прогнозирования и планирования .. ..15

2.1.Возникновевие прогнозирования и планирования………………………… 15

2.2.Прогнозирование и планирование в СССР………………………………… 16

Глава 3. Прогнозирование и планирование в развитых зарубежных странах ...................................................................................................................................21

3.1 Становление прогнозирования и планирования в зарубежных странах .…21

3.2.Особенности прогнозирования и планирования в США…………………...23

3.3.Прогнозирование и планирование в Японии………………………………..26

3.4.Общегосударственное планирование в Южной Корее……………………..28

3.5.Развитие планирования во Франции………………………………………... 29

3.6.Прогнозирование и планирование в странах с моделью переходной экономики ……………………………………………………………………….. 31

Раздел 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ…………………………… 35

Глава 4. Методология прогнозирования и планирования……………………. 35

4.1 .Научные основы методологии прогнозирования и планирования .......... 35

4.2.Методологические принципы прогнозирования и планирования ……….38

4.3.Система показателей планов-прогнозов…………………………………… 41

4.4.Система прогнозов и планов. Методологические основы их сопряжения 43

4.5.Обьекты макроэкономического прогнозирования и планирования ………47

4.6.Прогнозироваиие и планирование на микроуровне. Методология

разработки бизнес-планов………………………………………………………. 49

Глава 5. Методы прогнозирования и планирования…………………………... 58

5.1 .Система методов прогнозирования и планирования ………………………58

5.2. Методы экспертных оценок …………………………………………………60

5.3.Методы экстраполяции…………………………………………………….. 66

5.4.Методы моделирования и экономико-математические методы ............... 70

5.5.Метод экономического анализа …………………………………………… 78

5.6.Балансовый метод…………………………………………………………….79

5.7.Нормативный метод ………………………………………………………....82

5.8 Программно-целевой метод …………………………………………………85

Глава 6. Организация прогнозирования и планирования……………………... 87

61.Основы организации прогнозирования и планирования…………………... 87

6.2.Органы прогнозирования и планирования, их задачи и функции............... 90

6.3.Порядок разработки государственных планов-прогнозов экономического и социального развития …………………………………………………………… 95

Раздел 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА, СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ, ЦЕН, ИНФЛЯЦИИ И ФИНАНСОВ .………………………………………………..........................................................99

Глава 7. Прогнозирование и планирование темпов, качества экономического роста и структуры экономики ……………………………………………………99

7.1.Экономический рост. Факторы и проблемы темпов экономического роста ………………………………………………………………………………………99

7.2.Макроэкономические цели, показатели и счета…………………………...101

7.3.Методы прогнозирования макроэкономических показателей…………... 104

7.4.Формирование структуры экономики…………………………………….. 108

7.5.Критерйи и показатели эффективности производства, методы их прогнозирования и планирования .. .................................................................. 110

7.6.Межотраслевой баланс в прогнозировании развития экономики………..112

Глава 8. Прогнозирование и государственное регулирование ……………….116

8.1.Сущностъ и виды цен. Ценовая политика …………………………………116

8.2.Методы прогнозирования цен …………………………………………….. 118

8.3.Зарубежный опыт прогнозирования и государственного регулирования цен ……………………………………………………………………………………..129

Глава 9. Прогнозирование инфляции и управление инфляционными

Процессами……………………………………………………………………… 135

9.1.Инфляция, ее виды и измерение…………………………………………… 135

9.2.Прогнозирование инфляции……………………………………………….. 138

9.3.Управление инфляционными процессами ………………………………...142

Глава 10. Прогнозирование и планирование финансов ………………………148

10.1 .Характеристика финансов, методы их прогнозирования и планирования …………………………………………………………………………………….148

10.2.Сводный баланс финансовых ресурсов. Его содержание и методика разработки ………………………………………………………………………150

10.3.Государственный бюджет, его прогнозирование и планирование. Дефицит бюджета и способы его покрытия …………………………………………….152

1 0.4.Прогнозирование кредитно-денежных отношений ……………………155

10.5.Прогнозирование платежного баланса и валютного курса …………….157

Раздел 4. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ, СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА …………………………………………………………………………………….162

Глава 11. Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов и занятости населения……………………………………………………………………….. 162

11.1.Трудовые ресурсы, их состав и воспроизводство………………………..162

11.2.Прогнозирование трудовых ресурсов и их использования…………….. 165

11.3.Планирование занятости. Сводный баланс трудовых ресурсов.... ……..169

Глава 12. Прогнозирование и планирование социального развития и уровня жизни народа……………………………………………………………………. 173

12.1.Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень жизни населения ………………………………………………………………………...173

12.2.Социальные нормативы. Минимальный потребительский бюджет и минимальная заработная плата………………………………………………… 175

12.3.Прогнозирование и регулирование оплаты труда ……………………….180

12.4.Баланс денежных доходов и расходов населения, его роль и методика разработки……………………………………………………………………….. 182

12.5.Реформирование общественных фондов потребления и прогнозирование реальных доходов населения ………………………………………………….. 184

Глава 13. Прогнозирование и планирование потребительского рынка...........188

13.1.Потребительский рынок. Его состав и характеристика важнейших элементов . ……………………………………………………………………….188

13.2.Прогнозирование спроса на товары народного потребления…………... 197

13.3.Прогнозирование покупательных фондов и товарных ресурсов……... ..205

13.4.Формировавие структуры товарооборота……………………………….. 209

Раздел 5 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ИНВЕСТИЦИЙ, ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТРАСЛЕЙ ………………………………………...215

Г л а ва 14. Материально-техническое обеспечение…………………………. 215

14.1.Формы обеспечения материально-техническими ресурсами в переходный период ……………………………………………………………………………215

14.2.Прогнозировавие потребностей в материально-технических ресурсах ..217

14.3.Планирование поставок продукции производствённо-технического назначения для государственных нужд……………………………………….. 222

Г л а в а 15. Прогнозирование и планирование инвестиций. ………………....225

15.1.Инвестиции, их содержание и состав……………………………………. 225

15.2.Инвестиционная политика………………………………………………... 229

15.3.Методы прогнозирования и планирования инвестиций………………... 233

15.4.Оценка эффективности инвестиций ………………………………………241

Г л а в а 16. Прогнозирование и планирование НТП и инновационной

деятельности . .. .......... …………………………………………………………..248

16.1.Научно-технический прогресс и инновационная политика .................... 248

16.2.Методы прогнозирования и планирования НТП и инновационной деятельности ........ ……………………………………………………………….252

16.3.Комплексная оценка эффективности мероприятий, направленных на ускорение НТП…………………………………………………………………...269

Г л а в а 17. Прогнозирование и планирование развития внешнеэкономических связей…………………………………………………………………………….. 276

17.1.Внешнеэкономические связи и их формы. Внешнеэкономическая политика ………………………………………………………………………….276

17.2.Прогнозирование внешнеэкономических связей ………………………...280

17.3.Определение эффективности, планирование и государственное регулирование ВЭС ……………………………………………………………..292

Г л а в а 18. Прогнозирование и планирование развития производственных отраслей ………………………………………………………………………….299

18.1.Значение промышленности и необходимость ее реструктуризации ...... 299

18.2. Прогнозирование и планирование объема и структуры промышленного производства……………………………………………………………………. 301

18.3.Агропромышленный комплекс, его состав и особенности. Аграрная политика ... ……………………………………………………………………... 309

18.4. Прогнозирование и планирование развития АПК и поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд .......................311

18.5. Прогнозирование и планирование развития строительного комплекса 318

Р а з д е.л 6. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………………………………………… 325

Глава 19. Прогнозирование и планирование развития производственной инфраструктуры .. ……………………………………………………………….325

19.1. Краткая характеристика, задачи прогнозирования и планирования функционирования транспорта………………………………………………... 325

19.2. Прогнозирование и планирование объемов перевозок грузов и пассажиров………………………………………………………………………. 327

19.3. Обоснование проектируемых перевозок необходимыми ресурсами…. 333

19.4. Прогнозирование и планирование развития связи и информатики…….337

Г л а в а 20. Прогнозирование и планирование развития сферы обслуживания населения ………………………………………………………………………...338

20.1. Характеристика и особенности деятельности отраслей сферы обслуживания населения……………………………………………………….. 338

20.2. Прогнозирование и планирование народного образования и

подготовки специалистов .. ……………………………………………………. 339

20.3. Прогнозирование и планирование развития здравоохранения………....342

20.4. Прогнозирование и планирование жилищно-коммунального хозяйства344

20.5.Прогнозирование развития бытового обслуживания населения………..347

20.6.Прогнозирование развития учреждений культуры ……………………...348

Раздел 7. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ, ПРИРОДООХРАННОЙ И IIРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………. 350

Г л а в а 21. Региональное прогнозирование и планирование ………………..350

21.1. Региональная политика………………………………………………….. 350

2 1.2. Прогнозирование и планирование развития регионов …………………352

2 1.3. Свободные экономические зоны. Принципы их функционирования .. 357

Г л а в а 22. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов ……………………….361

22.1.Формирование системы эколого-экономического прогнозирования и планирования……………………………………………………………………. 361

22.2. Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов природных ресурсов и охраны природной среды ………...365

22.3.Территориальное и отраслевое прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и природопользования…………………….. 370

Г л а в а 23. Планирование развития предпринимательской деятельности и обоснование антимонопольной политики…………………………………….. 371

23.1.Планирование развития предпринимательской деятельности…………. 371

23.2.Обоснование антимонопольной политики ……………………………….373

Обоснование антимонопольной политики - student2.ru

Наши рекомендации